Основными задачами анализа бюджетных полномочий органов муниципального финансового контроля (далее — органы контроля) являются:
- оценка исполнения бюджетных полномочий органов контроля;
- формирование заключений об исполнении бюджетных полномочий органами контроля;
- формирование предложений по совершенствованию исполнения бюджетных полномочий и методическое обеспечение соответствующей деятельности органов контроля.
Для реализации функций по анализу бюджетных полномочий органов государственного и муниципального финансового контроля Федеральное казначейство разработало специальный порядок, утвержденный приказом ведомства от 3 июля 2017 года № 17н. Порядок определяет процедуры планирования анализа, его проведения и составления отчетности по результатам.
На этапе планирования Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю ежегодно проводит мониторинг состояния организации внутреннего финансового контроля в муниципальных образованиях. Динамика создания органов муниципального финансового контроля или передачи их полномочий за
За прошедшие с момента проведения первого аналитического мероприятия три года в Красноярском крае прослеживается устойчивая тенденция повышения уровня организации внутреннего муниципального финансового контроля, увеличения количества органов контроля. Так, в 2016 году органы контроля были созданы только в 10% муниципальных образований региона, а на конец 2019 года — уже в 48%.
Аналогичная тенденция прослеживается и по передаче бюджетных полномочий на уровень муниципального района — с 10% в 2016 году до 47% в
По состоянию на 1 января 2020 года управление провело анализ в отношении 81 органа контроля, что составляет 29% от их общего количества на территории Красноярского края (рисунок 2). Повторный анализ деятельности одного и того же органа муниципального финансового контроля не проводился.
Для проведения анализа бюджетных полномочий управление запрашивает копии муниципальных правовых актов, регламентирующих деятельность по осуществлению ВМФК, материалов, оформленных по результатам контрольных мероприятий, документов по реализации результатов контрольной деятельности и обеспечению контроля за устранением выявленных нарушений. По результатам анализа оформляется заключение, которое содержит информацию о выявленных недостатках, предложения и рекомендации по исполнению бюджетных полномочий органами контроля. Затем органы контроля должны предоставить сведения о выполнении предложений и рекомендаций управления.
Основные недостатки
Наиболее часто встречающиеся недостатки в организации исполнения бюджетных полномочий органами контроля следующие:
- несоответствие муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю, бюджетному законодательству РФ;
- несоответствие процедур планирования, подготовки и проведения контрольных мероприятий, составления и направления представлений, предписаний требованиям, которые установлены муниципальными правовыми актами, регламентирующими порядок осуществления полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю;
- отсутствие системного взаимодействия с органами исполнительной власти, правоохранительными и контрольно-счетными органами;
- несоблюдение требований Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8‑ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в части размещения информации о проведенных контрольных мероприятиях в интернете (рисунок 3).
Новые задачи
Результаты анализа показывают, что основной причиной выявленных недостатков является отсутствие единой нормативно-правовой базы по организации и проведению внутреннего муниципального финансового контроля, устанавливающей единые требования и нормы для органов контроля всех уровней бюджетов. В целях совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Бюджетный кодекс Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 199‑ФЗ внесены соответствующие изменения.
Для реализации обновленных положений БК РФ Минфин России разрабатывает стандарты ВГ(М)ФК, которые вступят в действие с 1 июля 2020 года. Три стандарта внутреннего финансового аудита, в которых заложены основные принципы, задачи, порядок организации внутреннего аудита, а также права и обязанности должностных лиц при аудите, уже вступили в действие с 1 января 2020 года. Единое нормативно-правовое регулирование и единые стандарты в деятельности органов контроля позволят повысить качество исполнения возложенных на них бюджетных полномочий, а также будут способствовать эффективному управлению бюджетными рисками.
Поправки в Бюджетный кодекс ввели еще одну существенную новацию, расширяющую полномочия Федерального казначейства. С августа 2019 года полномочия по анализу осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового аудита переданы от органов контроля регионов и муниципальных образований казначейству. Проведенный управлением мониторинг показал, что на территории Красноярского края осуществляют деятельность свыше тысячи главных администраторов бюджетных средств. И проведение аналитических мероприятий в отношении ГАБС — масштабная задача, которая требует применения современных риск-ориентированных подходов при их планировании и организации. Управление обладает необходимыми ресурсами, и мы готовы решать новую задачу.