Версия для печати 1401 Материалы по теме
25.jpg

Галина Николаевна СЕРДЮКОВА, руководитель УФК по Омской области


26.jpg

Анна Владимировна ОСИПЧЕНКО, заместитель руководителя УФК по Омской области


Нормативное регулирование новых полномочий

В 2019 году передача полномочий по ведению бюджетного учета проходила на основании соглашений, заключенных между Федеральным казначейством и ФОИВ. Такое решение было временным. В июле 2019 года в Бюджетный кодекс внесены изменения, закрепляющие право ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местных администраций передавать полномочия по ведению бюджетного учета органам Федерального казначейства, финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований соответственно. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 года № 1890 закрепило общие требования к передаче таких полномочий. Непосредственно передача централизуемых полномочий осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и местной администрации.

На федеральном уровне таким решением выступило постановление Правительства РФ от 15 февраля 2020 года № 153. Немаловажное значение в нормативном регулировании данного вопроса имеют также приказы Федерального казначейства от 31 декабря 2019 года № 40н и 41н, утверждающие единый рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета и порядок его применения, а также единый график документооборота при централизации учета. Действие данных приказов распространяется на все субъекты учета, передавшие полномочия органам Федерального казначейства.

Следующим нормативным документом, регулирующим вопросы централизованного ведения учета, станет единая учетная политика. Принятие этого документа позволит исключить вариативность ведения учета организаций государственного сектора и, как следствие, повысит качество бюджетной отчетности. Кроме того, наличие единых требований в рамках централизации учетных функций позволит разработать единые бизнес-процессы и решения в «Электронном бюджете», интегрировать их с другими информационными системами. Задачи эти вполне осуществимы, в том числе в силу постановления Правительства РФ от 8 июля 2018 года № 658. В соответствии с указанным документом на Федеральное казначейство возложены полномочия по планированию закупок и оплаты программного обеспечения для ведения бюджетного учета для ФОИВ, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

Как распределяются полномочия?

Каким образом распределяются полномочия между субъектами учета и централизованной бухгалтерией органа Федерального казначейства? Согласно целевой модели централизации учета ФОИВ и их территориальные органы так же, как и прежде, ведут свою функциональную и административно-хозяйственную деятельность, занимаются планированием бюджета, закупками и кадровой работой. То есть все факты хозяйственной жизни, а именно операции, влияющие на финансовое положение экономического субъекта, его финансовый результат, осуществляет сам орган. Его руководство принимает все необходимые управленческие решения и в соответствии с законодательством несет за них ответственность. Централизованная бухгалтерия органа Федерального казначейства, в свою очередь, ведет бюджетный учет этих операций, начисляет и выплачивает заработную плату, формирует и представляет бюджетную отчетность.

Так как процесс централизации учета является новым, все участники проекта просчитывали возможные проблемы и способы их решения. И проведенная Федеральным казначейством на подготовительной стадии детальная проработка предполагаемых сложных ситуаций, позволила максимально снизить негативные риски переходного периода. Работа в этом направлении продолжается и сегодня.

Централизация как лакмусовая бумажка

Омская область централизовала учетные функции региональных органов исполнительной власти в числе первых регионов РФ. Для реализации проекта в 2016 году было создано казенное учреждение «Областной центр учета и казначейства», которое осуществляет бухгалтерские функции за органы исполнительной власти региона и их подведомственные казенные учреждения. Очевидным результатом централизации явилось повышение качества ведения учета, автоматизация процессов, уход от бумажного документооборота.

С 2019 года Управление Федерального казначейства по Омской области (далее — Управление) приступило к реализации проекта, приняв полномочия по ведению бюджетного учета двух территориальных органов ФОИВ. Первое, на что Управление обратило внимание, — это качество учета и отчетности. Одна из задач централизации бюджетного учета — повышение финансовой дисциплины. Именно от нее напрямую зависит актуальность и достоверность предоставляемой информации, которая используется при принятии управленческих решений. Проведенный на предварительном этапе передачи учетных функций анализ состояния бюджетного учета территориальных органов ФОИВ вскрыл проблемы и выявил непроработанные вопросы:

  • несоответствие данных первичных учетных документов данным, находящимся в информационных системах, и данным бюджетной отчетности;
  • несоответствие данных функционального учета и бюджетного учета;
  • неисполнение единых требований к ведению бухгалтерского учета, установленных федеральными стандартами;
  • наличие не отраженной в учете и отчетности дебиторской и кредиторской задолженности (скрытая задолженность);
  • неисполнение требований действующего законодательства в рамках функции администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  • неверное толкование норм действующего законодательства при начислении заработной платы;
  • отсутствие процедур внутреннего контроля и аудита.

Можно сказать, что процесс централизации бюджетного учета послужил индикатором, позволяющим определить степень соблюдения действующего законодательства в области финансов. Выявленные в учете территориальных органов ФОИВ недостатки значительно осложнили процесс передачи полномочий и в определенной степени препятствуют качественному ведению бюджетного учета и сегодня.

Не только госсектор

Централизация учета возможна не только в государственном секторе. На Московском финансовом форуме 2018 года представители государственной корпорации «Росатом» поделились опытом централизации учета своей компании. За счет автоматизации процессов произошло существенное сокращение численности персонала, занятого ведением учета. Высвободившиеся ресурсы были перераспределены на другие направления деятельности корпорации.

Управление, как и другие территориальные органы Федерального казначейства, решение части этих проблемных вопросов взяло на себя. Мы предлагаем подразделениям ФОИВ уже готовые механизмы их регулирования. Кроме этого, Управление применяет методы финансового консалтинга, задача которого показать субъектам централизованного учета их возможные риски, которые стали нам очевидны в процессе взаимодействия. Эта практика оказалась достаточно действенным инструментом.

Большое значение имеет и то, что территориальные органы ФОИВ воспринимают казначейство как контролера и прислушиваются к экспертному мнению сотрудников Управления. Немаловажную роль здесь также играет положительный имидж Федерального казначейства и огромный опыт ведомства по взаимодействию с внешней средой. При этом необходимо отметить, что органы Федерального казначейства и при проведении предварительного анализа состояния бюджетного учета, и непосредственно при исполнении новой функции не ставят задачу найти и наказать виновных.

На собственном примере

Казначейство России провело апробацию механизма централизации функций на себе, передав свои полномочия по ведению бюджетного учета федеральному казенному учреждению «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России».

Выявленные проблемы и недочеты в учетной работе территориальных органов ФОИВ вполне объяснимы. Внимание руководства этих организаций, как правило, сосредоточено на выполнении основных возложенных на них полномочий. Функции учета и отчетности по сути обеспечивающие, поэтому их передача ведомству, которое имеет значительный опыт в сфере учета, обоснованна.

Нормативное регулирование централизации бюджетного учета:

  • Пункт 6 статьи 264.1 БК РФ.
  • Статья 15.15.6 КоАП РФ.
  • Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».
  • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 года № 1890 «Об общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта РФ, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы».
  • Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2020 года № 153 «О передаче Федеральному казначейству полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им казенных учреждений».
  • Постановление Правительства РФ от 8 июля 2018 года № 658 «О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности».
  • Приказ Министерства финансов РФ от 31 декабря 2016 года № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора „Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора“».
  • Приказ Федерального казначейства от 31 декабря 2019 года № 40н «Об утверждении Рабочего плана счетов централизованного бухгалтерского учета и порядка его применения».
  • Приказ Федерального казначейства от 31 декабря 2019 года № 41н «Об утверждении Графика документооборота при централизации учета».
  • Единая учетная политика при централизации учета (ожидается).

Столкновение интересов

Еще одна задача, стоящая перед органами Федерального казначейства в рамках выполнения функции по централизации учета, — это налаживание конструктивного взаимодействия с субъектами учета. С одной стороны, мы не можем технично проводить учет, совсем не вникая в экономическую суть операций, не оценивая их правомерность. С другой — мы предоставляем сервис по ведению бюджетного учета и должны ориентироваться на клиента, учитывать его потребности и пожелания, не вмешиваясь в процессы, которые бюджетного учета не касаются. В результате возникает столкновение интересов, затрудняющее взаимодействие.

Тем не менее в конечном итоге мы должны выйти на максимально комфортный уровень сотрудничества. Наша задача — осуществление учета в четком соответствии с требованиями законодательства. При этом мы не можем замедлять бизнес-процессы территориальных органов ФОИВ, которые должны увидеть от передачи полномочий только плюсы.

Продолжение следует

1 января 2020 года начался второй этап передачи полномочий ФОИВ по ведению учета органам Федерального казначейства. Управление приняло полномочия по ведению бюджетного учета и предоставлению бюджетной отчетности еще четырех территориальных органов ФОИВ. Приобретенный в 2019 году опыт позволил заранее спрогнозировать объем работы, который в связи с этим предстоит выполнять сотрудникам Управления. Также мы более детально проработали с участниками проекта их действия в случае возникновения проблем. До сведения участников проекта мы довели график документооборота и рассказали им обо всех ошибках и недочетах, выявленных при проведении предварительного анализа бюджетного учета территориальных органов ФОИВ первой волны. Как итог — к моменту непосредственной передачи полномочий субъекты устранили все недостатки, препятствующие переходу на централизованное ведение учета.

Необходимо отметить, что при централизации учета объем операций, выполняемых органами Федерального казначейства, многократно увеличился, при этом штатная численность не возросла. Предполагается, что такая тенденция сохранится благодаря повышению производительности труда, в основе которой будет лежать автоматизация бизнес-процессов.

Поделиться