Общероссийский конгресс муниципальных образований представил мониторинг и атлас «Регионы, муниципалитеты и местные сообщества против COVID–19».
В основу анализа легли практики в санитарно-эпидемиологической сфере, поддержке населения и предпринимательства. Выявленные примеры позволили сформировать атлас региональных практик, полезный для дальнейшей проработки в регионах и муниципалитетах.
Ситуация с распространением новой инфекции в России актуализировала тему взаимодействия региональных и местных властей между собой, а также с обществом и бизнесом. В то время как руководители страны и регионов принимают системные решения для сохранения здоровья граждан и экономики, органы местного самоуправления на местах организуют реализацию значительной доли этих решений.
В рамках мониторинга изучили состояние муниципальных образований, выявили зоны ответственности органов местного самоуправления согласно региональным планам борьбы с инфекцией, рассматриваются механизмы управления городским хозяйством и сельскими территориями, а также работа с волонтерами.
Общий набор мер, принятых в разных регионах страны, в целом похож. В большинстве случаев муниципалитеты оперативно взяли на себя работу по дезинфекции общественных пространств и транспорта, доводили до жителей информацию о правилах профилактики коронавируса, принимали усилия по сдерживанию роста цен в магазинах и аптеках, помогали организовать волонтерскую работу и привлекали благотворителей для помощи медикам и нуждающимся жителям.
Региональные практики по поддержке экономики оказались созвучны федеральным решениям, а некоторые – даже предваряли и существенно дополняли их. Например, финансовая поддержка самозанятых, включение местных производителей в исполнение регионального и муниципального заказа или же полная отмена арендных платежей для небольших предприятий на весь срок эпидемии.
Борьба с коронавирусом потребовала значительных расходов из бюджетов всех уровней. В связи с этим встают вопросы о перенастройке региональных и муниципальных программ и проектов под новые финансово-экономические и социальные условия, а также о дальнейшем развитии механизмов управления территориями.
По итогам мониторинга были разработаны более 30 предложений для дальнейшей работы. Они сгруппированы по пяти направлениям:
-
«Закрепление в федеральном законодательстве типовых моделей управления в сложных социально-экономических ситуациях»,
-
«Обеспечения труда и занятости»,
-
«Поддержка малого и среднего предпринимательства»,
-
«Социальная поддержка населения»,
-
«Взаимодействие органов местного самоуправления с населением»,
-
«Повышение качества цифровой трансформации органов местного самоуправления».
Предложения направлены в правительство России для учета при подготовке общенационального плана восстановления экономики.
«На сегодня у нас есть множество примеров, когда местные и региональные власти действуют слажено и ответственно в этот непростой период – из Ульяновска, Самары, Саранска, Томска, Иркутска, Уфы, Хабаровска и многих других городов. Есть примеры активного участия в этой работе региональных ассоциаций муниципалитетов из Иркутской области, Татарстана, Башкортостана, Хакассии, Санкт-Петербурга, Северной Осетии – Алании и так далее», – рассказал президент ОКМО Виктор Кидяев.