Импортозамещение ИКТ на сегодняшний день одно из самых острых направлений государственной политики. Очевидные преимущества в виде наличия в нашей стране сильных отраслевых компетенций и связанных с ними возможностей соседствуют с десятилетиями копившейся зависимостью от иностранных поставщиков и нежеланием перемен у ИТ-руководителей. Добавим к этому нарастающую геополитическую напряженность на фоне глобальной цифровой трансформации — и получим ядерную смесь противоречий.
Илья Иссович МАССУХ, директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ
До недавнего времени политика государства в отношении импортозамещения носила по большей части рекомендательный характер, где главной целью была поддержка отечественной ИТ-отрасли. Однако санкции и необходимость защиты суверенитета кардинально изменили наше представление о важности импортозамещения не только по таким направлениям, как кибербезопасность, но и в целом по всему фронту ИКТ.
В 2015 году, после введения прямых запретов на приобретение программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, рекомендательное импортозамещение сменилось обязательным. При этом у заказчиков сохранилась возможность приобретения иностранных программных продуктов там, где без них не обойтись. Такая мягкость запрета на практике позволила вместо реального импортозамещения заниматься производством отписок о невозможности применения российских технологий.
Основная проблема импортозамещения по-прежнему в головах ИТ-руководителей, привыкших жить в реальности, где российским решениям нет места. Но спустя символичные пять лет самое время подвести промежуточные итоги и определиться с планами на будущее.
В основе импортозамещения — единый реестр
С элементной базой у нас всегда было непросто в отличие от программного обеспечения. Можно сказать, что импортозамещение в сфере ИКТ сегодня проходит под эгидой отечественного ПО. О важности отечественного программного обеспечения для цифровой трансформации экономики отдельно упоминал В. В. Путин в своем Послании Федеральному собранию — есть поручения внести соответствующие изменения в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации».
Основным механизмом, определяющим импортозамещение программного обеспечения, является единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Он предназначен не только для расширения использования отечественного ПО, но и для оказания мер государственной поддержки правообладателям.
Однако мы по-прежнему наблюдаем преимущественную долю использования иностранных программных продуктов не только в бизнесе, но и в государственном секторе. Сложившаяся в госсекторе ситуация в том числе следствие ряда накопившихся проблем в механизме единого реестра, которые на сегодняшний день не позволяют ему стать эффективным инструментом заказчика и требуют оперативного решения.
Ключевые проблемы
единого реестра
1. Недостаточная функциональность реестра
Количество продуктов, сведения о которых включены в реестр, в настоящее время превышает 6,5 тысячи. Чаще всего заказчику необходимо осуществить поиск российских продуктов по их функциональным возможностям и техническим параметрам, а также, если речь идет о переходе на российскую программу, по аналогам используемых иностранных решений. Данный функционал в текущем реестре отсутствует. Сложившаяся ситуация не позволяет с помощью реестра обеспечить реализацию задач заказчика.
2. Формальный классификатор ПО
С ростом количества продуктов в реестре действующий классификатор на практике перестал быть эффективным инструментом при выборе российских продуктов. Классы очень общие, они объединяют продукты с разными функциональными задачами. Ситуация усугубляется тем, что одно и то же программное обеспечение может быть отнесено к неограниченному количеству классов. В результате некоторые классы насчитывают тысячи продуктов — ориентироваться в них сложно даже подготовленному специалисту.
Важно отметить, что обоснование закупок иностранного программного обеспечения должно содержать информацию о несоответствии требованиям заказчика всех российских продуктов в данном классе. Это требование постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 года № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Необходимость проверки заказчиком тысяч программных продуктов, большинство из которых имеет неподходящее ему целевое назначение, превращает подготовку обоснования невозможности закупки российского ПО в отписку. Между тем именно обоснования о невозможности закупки отечественных решений при должном подходе могут стать действенным способом выявления ключевых проблем импортозамещения программного обеспечения. И, как следствие, стать основой планов развития отечественного ПО.
3. Отсутствует контроль требований заказчиков и обоснований закупок иностранных решений
Каждый программный продукт обладает уникальным набором характеристик, что позволяет, используя в техническом задании специфические параметры конкретных продуктов, не допускать к закупке конкурирующие решения. Часто заказчики, формально соблюдая требования, де-факто делают невозможной поставку российского программного обеспечения посредством установления завышенных требований к закупаемым продуктам.
При этом в настоящее время контроль обоснованности требований, предъявляемых к закупаемым продуктам, отсутствует, что создает возможность обхода запрета на закупку иностранного программного обеспечения. Вплоть до того, что обоснования невозможности соблюдения запрета у разных заказчиков дословно повторяются.
4. Нет синхронизации реестров российского программного обеспечения и оборудования
Критерии российского происхождения программного обеспечения не содержат требований по совместимости с оборудованием российского происхождения. Таким образом, государственным заказчикам приходится самостоятельно определять требования к совместимости, проводить тестирование решений и формировать программно-аппаратные комплексы. Ввиду разрозненности требований мероприятия по импортозамещению программного и аппаратного обеспечения зачастую не синхронизированы.
От каталога продуктов к конструктору решений
В конечном счете основная задача единого реестра — стать рабочим инструментом поддержки принятия решений. Накопленный за годы существования реестра опыт сегодня позволяет сформировать конкретные предложения по совершенствованию этого механизма (таблица).
Необходимо изменить классификатор программного обеспечения (уточнить категории и выделить типы ПО), максимально приблизив его к задачам заказчиков. Обеспечить качество информации — актуализировать требования к программным продуктам и содержащуюся в реестре информацию о них. Расширить перечень информации в едином реестре за счет добавления сведений о функциональных характеристиках, технических параметрах продуктов, их совместимости и сферах применения. Синхронизировать реестры программного обеспечения и оборудования. Дополнить функциональность единого реестра возможностями поиска продуктов по заданному набору характеристик, сравнения продуктов, а также возможностями автоматизированного подбора решений для сборки типовых автоматизированных рабочих мест (АРМ) и программно-аппаратных комплексов (ПАК).
Кроме того, следует запустить систему согласования обоснований невозможности соблюдения запрета на закупку иностранных решений в части предъявляемых заказчиками функциональных требований.