Финансы№ 5 май 2020 — 28 мая 2020

Анализ исполнения полномочий органов контроля: тенденции развития

Версия для печати 2064 Материалы по теме
Анализ исполнения полномочий органов контроля: тенденции развития

В данной статье рассмотрены основные итоги проведенного Федеральным казначейством в 2019 году анализа исполнения бюджетных полномочий органов внутреннего государственного и муниципального финансового контроля. С 2020 года действует новый порядок проведения анализа, разработанный Минфином России. На что же теперь представители Казначейства России будут обращать внимание в первую очередь?

Эли Абубакарович ИСАЕВ, заместитель руководителя Федерального казначейства

Федеральное казначейство, являясь органом внутреннего государственного финансового контроля федерального уровня, ежегодно проводит анализ исполнения бюджетных полномочий органов контроля регионального и муниципального уровней. Цель этой работы — составить общую картину осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в стране и выявить проблемы в его организации.

Практическим результатом анализа является подготовка для Минфина России предложений по нормативному и методическому обеспечению контрольной деятельности. В частности, в предыдущие годы были сделаны и обоснованы цифрами выводы о необходимости синхронизации контрольной деятельности на всех уровнях бюджетов бюджетной системы РФ и внедрения единых федеральных стандартов государственного (муниципального) финансового контроля.

Анализ 2019 года

В 2019 году Федеральное казначейство провело 1898 аналитических мероприятий в отношении 25% органов контроля. За период с 2017 по 2019 год Федеральное казначейство охватило аналитическими мероприятиями все органы государственного финансового контроля и 63% органов муниципального финансового контроля (от общего их количества, по данным мониторинга, проведенного в ноябре 2019 года).

Результаты анализа показали, что типовые недостатки в части несоответствия порядков осуществления полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, а также процедур планирования, проведения и реализации результатов контрольных мероприятий нормативно установленным требованиям, выявленные в 2017–2018 годах, имели место и в прошлом году. Тем не менее следует отметить, что их количество по сравнению с 2018 годом снизилось.

Прозрачность анализа

Необходимо подчеркнуть, что органы государственного финансового контроля самостоятельно проводят интенсивную работу по выявлению причин возникновения недостатков при осуществлении контроля и принятию мер по их устранению:

  • готовят предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие порядок осуществления полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю;
  • ведут разъяснительную работу с сотрудниками, направленную на недопущение нарушений установленного порядка осуществления полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, проводят совещания и семинары;
  • выполняют рекомендации, подготовленные Казначейством России по итогам анализа (рисунок 1).

В целях повышения качества аналитической работы и объективности выводов начиная с 2018 года Федеральное казначейство рассматривает результаты анализа деятельности органов государственного финансового контроля на заседаниях контрольных комиссий с приглашением представителей указанных органов. В 2019 году в данных процедурах приняли участие сотрудники 75 ОГФК. Кроме того, результаты анализа за 2018 год и первое полугодие 2019 года были рассмотрены на состоявшемся в сентябре 2019 года заседании Совета по вопросам государственного финансового контроля, созданного при Федеральном казначействе. Надо отметить, что такой формат работы представляется достаточно перспективным и мы намерены продолжить эту практику.

Анализ в отношении ОМФК

При проведении анализа в отношении ОМФК Федеральное казначейство концентрирует свои усилия на вопросах организации контроля и по итогам анализа:

  • направляет информацию о результатах анализа высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ;
  • проводит разъяснительную работу, совещания с ОМФК;
  • направляет письма главам местных администраций о необходимости организации внутреннего муниципального финансового контроля;
  • взаимодействует с органами прокуратуры;
  • проводит совместную работу с ОГФК по организации контроля на территории субъектов РФ.

Таким образом, исполнение данного аналитического полномочия Казначейства России, безусловно, способствует установлению информационного взаимодействия и обмену опытом между органами контроля всех уровней власти. Положительные результаты такой совместной работы подтвердил мониторинг ОМФК, проведенный Казначейством России в 2019 году. Так, установлено, что внутренний муниципальный финансовый контроль был организован в 93% муниципальных образований, что на 23% больше, чем в 2017 году (рисунок 2).

Однако, несмотря на положительную тенденцию, проблема организации исполнения полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю по-прежнему остается актуальной. И прежде всего это связано с недостаточностью необходимых финансовых и кадровых ресурсов.

Решением данной проблемы могла бы стать передача контрольных полномочий с уровня городских и сельских поселений на уровень муниципальных районов, в состав которых они входят. Однако на практике мы видим, что переданные полномочия зачастую не исполняются. Так, в 2019 году аналитические мероприятия проведены в том числе в отношении 355 органов контроля муниципальных районов, которым переданы полномочия по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля 3579 городских и сельских поселений. По результатам установлено, что данные органы контроля провели контрольные мероприятия в отношении лишь 28% муниципальных образований, передавших им исполнение своих контрольных полномочий.

Ускорить процесс

В рамках доклада, сформированного Федеральным казначейством по результатам анализа 2019 года и направленного в Минфин России, Казначейство России предложило регулятору рассмотреть вопросы о завершении в возможно короткие сроки разработки федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) контроля. Кроме того, по мнению ФК, необходимо ускорить процесс разработки и утверждения методических рекомендаций по применению положений стандартов, в том числе указаний по первому их применению в 2020 году.

Казначейство России видит необходимость и в разработке методических рекомендаций, которые бы содержали типовые формы документов, применяемых при планировании, проведении, оформлении и реализации результатов контрольных мероприятий. Нужно сформировать и единые для всех органов государственного (муниципального) финансового контроля подходы к квалификации наиболее значимых нарушений, создать единый классификатор нарушений (рисков), выявляемых в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, а также определить соответствующий порядок его ведения в целях обеспечения единообразного подхода к осуществлению контрольных мероприятий.

Анализ показал и необходимость разработки типовой формы соглашения о передаче полномочий по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля, а также методических рекомендаций по порядку осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в отношении городских и сельских поселений, передавших свои полномочия по контролю на уровень муниципальных районов. Еще один вопрос, который, по мнению Федерального казначейства, требует скорейшего рассмотрения Минфином России, — это вопрос закрепления в Бюджетном кодексе и иных нормативных правовых актах возможности наделения муниципальных районов и приравненных к ним территорий полномочиями по внутреннему муниципальному финансовому контролю в отношении городских и сельских поселений, входящих в их состав.

Планы на 2020 год

В 2020 году Федеральное казначейство планирует подвести итоги исполнения бюджетных полномочий органов контроля в рамках действующей системы правового регулирования этой сферы. Также мы проанализируем, каким образом и насколько успешно органы контроля скорректировали свои ведомственные акты и деятельность по контролю в целом для того, чтобы осуществлять свои функции в соответствии с требованиями федеральных стандартов.

Исследованию подлежит исполнение бюджетных полномочий органов контроля субъектов РФ в 2019 году, а также отчетность, сформированная по результатам 2019 года. Необходимо отметить, что с 1 января 2020 года осуществление контроля в сфере закупок стало бюджетным полномочием, и теперь данная сфера деятельности органов контроля также подпадает под аналитические полномочия Федерального казначейства.

Новации механизма проведения анализа

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 года № 199?ФЗ регламентация порядка проведения анализа возложена на Минфин России. В настоящее время Минфин России при участии Федерального казначейства разработал и утвердил порядок проведения анализа, в котором обозначены следующие задачи:

  • выявление и обобщение лучших практик осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
  • выявление типовых недостатков, системных проблем при осуществлении органами контроля бюджетных полномочий, в том числе требующих изменения действующего законодательства в части осуществления государственного (муниципального) финансового контроля;
  • установление причин и условий возникновения выявленных нарушений и недостатков;
  • формирование и направление в Министерство финансов РФ предложений по совершенствованию методического обеспечения внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, а также необходимой для этого информации и документов органов контроля.

Таким образом, Казначейство России начиная с 2020 года при исполнении аналитического полномочия будет ориентироваться на поиск лучших практик организации внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, а также на выявление причин системных недостатков, что особенно актуально для обеспечения эффективного контроля за реализацией национальных проектов. В условиях необходимости внедрения положений федеральных стандартов ВГ(М)ФК в деятельность органов контроля Минфину России особенно важно получать от них обратную связь. И именно Федеральное казначейство, исполняя свои аналитические функции, способно обеспечить такое взаимодействие.

Поделиться