Финансы№ 5 май 2020 — 28 мая 2020

Внутренний контроль и аудит через призму новых задач

Версия для печати 2264 Материалы по теме
Внутренний контроль и аудит через призму новых задач

Широкий спектр реализуемого органами Федерального казначейства функционала обуславливает наличие множественных потенциальных внутренних рисков, в том числе бюджетных. Управление ими становится неотъемлемой составляющей ведомственного процесса управления в целом. Важными компонентами системы управления рисками в Федеральном казначействе являются внутренний контроль соответствия деятельности его структурных подразделений установленным законодательным и иным нормативным правовым требованиям, а также внутренний аудит.

Татьяна Александровна СТАВРОВА, начальник отдела внутреннего контроля и аудита УФК по Свердловской области

Основной задачей контрольно-аудиторских подразделений является выявление нарушений (недостатков) в деятельности объектов контроля, то есть фактов реализации тех или иных рисков, для последующего принятия необходимых управленческих решений. Вместе с тем конечная цель контрольно-аудиторской деятельности — не просто фиксация подобных фактов, а принятие превентивных мер. Эти меры выражаются в самостоятельно реализуемых объектами контроля процессах управления рисками, реализация которых может повлечь за собой негативные последствия как для самого объекта контроля (внутренняя среда), так и для определенных областей экономики и финансовой системы страны (внешняя среда).

Развитие казначейской системы сопровождается возникновением новых рисков по соответствующим направлениям деятельности. Это обуславливает постановку и необходимость решения новых задач и в ведомственной системе внутреннего контроля и аудита.

Изменение подконтрольной среды

Перечень вопросов, охватываемых внутренним контролем и аудитом в органах Федерального казначейства, напрямую зависит от реализуемого ими функционала. Закономерно, что те или иные функциональные преобразования ставят перед контрольно-аудиторскими подразделениями новые задачи.

К примеру, в 2016 году Федеральное казначейство было наделено полномочиями по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля. Новая функция повлекла за собой расширение круга объектов и предметов внутреннего контроля и аудита. С этого момента на контрольно-аудиторские подразделения органов Федерального казначейства возлагаются задачи по координации управления внутренними рисками, возникающими в деятельности структурных подразделений, наделенных контрольно-ревизионными полномочиями. Помимо того, что повышение качества всей системы государственного контроля — одна из ключевых целей реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности«[1], рискоемкость направления повышается и в связи с переходным периодом.

При этом для периода 2019–2020 годов характерно появление новых рисков, связанных с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Федеральным законом № 199?ФЗ в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. Изменения затрагивают как понятийный аппарат, так и положения, следующие из него. Соответственно, становится актуальной координация процессов управления рисками в деятельности контрольно-аудиторских подразделений и в части новых рисков.

Рассматривая внутренний контроль и аудит Федерального казначейства через призму новых задач, следует отметить, что совершенствование контрольных систем на протяжении ряда лет входит в число основных компонентов стратегии развития Казначейства России. Стратегическая карта Казначейства России с 2017 года содержит задачи по совершенствованию модели внутреннего государственного финансового контроля, в том числе путем применения риск-ориентированных подходов, внедрения инновационных технологий, обеспечения автоматизации процессов. Это, в свою очередь, ставит новые вопросы в сферах внутреннего/ведомственного контроля как в области методологии, так и в области практической реализации процессов.

В качестве примера совершенствования методологического обеспечения можно привести разработку и внедрение методики реализации контроля (аудита) качества осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере (мероприятия Стратегической карты Казначейства России на 2017–2021 годы в рамках стратегической задачи «Обеспечение деятельности Федерального казначейства по внутреннему контролю (аудиту) качества осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере»).

Следует отметить, что территориальные органы Федерального казначейства регулярно вносят свой вклад в реализацию мероприятий Стратегической карты Казначейства России, в том числе участвуя в пилотных проектах. В частности, сотрудники УФК по Свердловской области приняли непосредственное участие в разработке Методических рекомендаций по реализации внутреннего контроля (аудита) качества осуществления территориальными органами Федерального казначейства контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере, утвержденных руководителем Федерального казначейства Р. Е. Артюхиным 29 декабря 2018 года. Эти рекомендации были апробированы на базе управлений Федерального казначейства по Ростовской, Белгородской, Воронежской областям. Изложенный в документе подход применяется и в практике Управления Федерального казначейства по Свердловской области при осуществлении ведомственного контроля в отношении структурных подразделений контрольно-ревизионного блока.

Совершенствование государственного менеджмента

Факторы, определяющие возникновение новых задач в системе внутреннего контроля и аудита, могут не только принадлежать подконтрольной среде, но и быть обусловленными процессами совершенствования подходов к осуществлению данной деятельности, в частности изменениями нормативной правовой базы, ее регулирующей.

К актуальным на сегодняшний день можно отнести следующие факторы:

1. Стратегическая карта Казначейства России на 2020–2024 годы содержит задачу по совершенствованию государственного менеджмента в Федеральном казначействе. Одно из мероприятий по ее выполнению — внедрение модели риск-ориентированного внутреннего контроля и аудита на основе рейтингования объектов.

2. Федеральный закон № 199?ФЗ внес изменения в БК РФ в части внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (статья 160.2-1 БК РФ), в том числе:

  • раскрыты понятия ВФК и ВФА;
  • закреплены требования к осуществлению ВФК и ВФА с 1 января 2020 года в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, устанавливаемыми Министерством финансов РФ .

В целях реализации данных положений БК РФ Минфин России утвердил ряд федеральных стандартов ВФК и ВФА (приказы Минфина России от 21 ноября 2019 года № 195н, № 196н, от 18 декабря 2019 года № 237н). Требования по осуществлению ВФК и ВФА являются обязательными для исполнения Федеральным казначейством как главным администратором бюджетных средств (в терминологии БК РФ), соответственно, внутренний финансовый контроль и аудит являются составляющими систем внутреннего контроля и аудита в ведомстве. Рассматриваемые изменения БК РФ влекут за собой необходимость актуализации подзаконных актов, регулирующих соответствующие вопросы, и постановку новых задач в части организации и осуществления контрольно-аудиторской деятельности органов Федерального казначейства.

Важно отметить, что изменения нормативной правовой базы, влекущие за собой необходимость корректировки процессов деятельности субъектов соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов, зачастую приводят к появлению определенных вопросов, связанных с практической их реализацией. Поэтому своевременность реагирования на изменения регулирующей базы — поиск ответов на возникающие вопросы и принятие необходимых мер — позволяет на более ранних этапах выявлять/идентифицировать соответствующие риски в деятельности данных субъектов и управлять ими.

Роль контрольно-аудиторских подразделений органов Федерального казначейства в данном случае может заключаться в том, чтобы обратить внимание заинтересованных структурных подразделений на возможную необходимость актуализации документов, образующихся в целях организации внутреннего контроля и управления рисками по направлениям деятельности. Это касается перечней операций, действий (процедур), карт внутреннего контроля, карт рисков, перечней мер реагирования и должно делаться в целях обеспечения внутреннего контроля и управления рисками со стороны соответствующих структурных подразделений в отношении необходимых предметов контроля и рисков соответственно. В частности, отдел внутреннего контроля УФК по Свердловской области подобную координацию процессов управления рисками осуществляет на постоянной основе по мере возникновения необходимости (заинтересованным подразделениям направляются внутренние служебные записки, проводятся внутренние рабочие совещания/семинары, в том числе с участием территориально-удаленных отделов управления).



[1] Паспорт программы утвержден протоколом президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 декабря 2016 года № 12.

Поделиться