Версия для печати 1466 Материалы по теме
90 лет — все только начинается

В мае Финансовый департамент Администрации Хабаровска отмечает 90-летие. В преддверии этой даты финансисты проделали огромную работу по восстанов­лению почти вековой истории своего финоргана. Они обратились к архивным материалам, собрали интересные факты, относящиеся к периоду становления и развития финансовой системы города. В статье освещается роль департамента-юбиляра в проведении финансовой, бюджетной и налоговой политики города.

DSC_3701.png

Сергей Леонидович Голик, директор Финансового департамента Администрации города Хабаровска

Программный бюджет города

В 2019 году в Хабаровске работало 26 муниципальных программ по четырем направлениям: развитие социальной сферы, развитие городского хозяйства, развитие экономики, повышение эффективности муниципального управления. Приоритетными были семь муниципальных программ, имеющих социальную направленность. На их реализацию в 2019 году выделено почти 10,75 миллиарда рублей, или 69% всех ассигнований на выполнение программных мероприятий.

По сравнению с 2018 годом в 2019 году расходы по направлению «Развитие социальной сферы города» увеличены более чем на 1,07 миллиарда рублей. На реализацию программ по направлению «Развитие городского хозяйства» направлено почти 3,86 миллиарда рублей. Средства использованы на повышение качества услуг ЖКХ, реализацию политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности, градостроительную деятельность и земельную политику, инженерную инфраструктуру, городскую дорожную сеть и благоустройство, экологию, транспортное обслуживание и обеспечение защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций.

По направлению «Развитие экономики города» в течение прошлого года были реализованы программы, способствующие повышению инвестиционной привлекательности Хабаровска, развитию МСП, расширению региональных, федеральных и международных связей муниципалитета. Также в рамках этого направления город развивал и поддерживал садоводческие, огороднические, дачные и некоммерческие объединения граждан и субъектов деятельности.

Плановые назначения всех финансируемых в 2019 году программ составили почти 15,6 миллиарда рублей. Фактическое исполнение — 15,05 миллиарда рублей, или 96,5% плана. Доля программных расходов бюджета города в общем объеме расходов — 91%. Оставшиеся 9% приходятся на непрограммные обязательства. Непрограммные направления включают финансовое обеспечение деятельности органов МСУ, так как в силу специфики этих расходов затруднительно применение к ним программно-целевых принципов планирования.

Оценка эффективности
муниципальных программ

В целях дальнейшего внедрения программно-целевого метода в бюджетный процесс в прошлом году ежемесячно проводился мониторинг хода реализации муниципальных программ. Это позволило оценить промежуточные результаты проводимых мероприятий, проанализировать ожидаемое выполнение установленных показателей и ресурсное обеспечение муниципальных программ.

9d8823cc698b6b68f3f9ac4b142b8c64.png

Формирование бюджета на 2020–2022 го­ды осуществлялось с учетом оценки эффективности реализации муниципальных программ, которая была проведена в отчетном году по результатам исполнения муниципальных программ Хабаровска в 2018 году. Методика оценки эффективности реализации муниципальных программ основана на оценке достижения запланированных результатов с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию той или иной программы, а также социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы городского округа. Это позволило оценить достаточность, полноту и обоснованность использования объема бюджетных ассигнований на реализацию программ, степень достижения целей и в конечном счете оценить эффективность использования бюджетных средств, а значит, своевременно скорректировать мероприятия и объемы финансирования.

По результатам оценки эффективности исполнения муниципальных программ за 2018 год 24 муниципальные программы признаны эффективными, две — умеренно эффективными. Это стало основанием для дальнейшего финансирования всех оцениваемых программ из бюджета города.

Повышение зарплаты бюджетникам

На протяжении ряда лет власти города уделяют большое внимание выполнению задачи повышения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. На выполнение указов Президента РФ № 597 и № 761, разработку и реализацию плана соответствующих мероприятий в 2019 году в Хабаровске направлено 339 миллионов рублей.

В 2019 году сохранены достигнутые в 2018 году целевые показатели по заработной плате отдельных категорий работников с учетом прогнозного уровня среднемесячного дохода от трудовой деятельности на 2019 год в крае. По предварительным данным, уровень зарплаты отдельных категорий работников в 2019 году составил:

  • педагогов дополнительного образования отрасли «Образование» — 40,77 тысячи рублей;
  • педагогов дополнительного образования отрасли «Культура» — 44,46 тысячи рублей;
  • работников учреждений культуры — 43,57 тысячи рублей;
  • врачей спортивных учреждений — 77,89 тысячи рублей;
  • среднего медицинского персонала спортивных учреждений — 38,45 тысячи рублей;
  • врачей образовательных учреждений — 75,73 тысячи рублей;
  • среднего медицинского персонала образовательных учреждений — 37,38 тысячи рублей.

Взгляд в прошлое

29 мая 1930 года в соответствии с постановлением президиума Далькрайисполкома «Об организации отделов Хабаровского горсовета» был образован городской финансовый отдел. В тот период городские отделы выводили из состава окружного исполнительного комитета (в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР) и включали в структуру городского Совета рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. Функционально горфинотдел подчинялся Далькрайисполкому.

За 90 лет существования горфинотдела сменилось не одно поколение финансистов. Благодаря нашим уважаемым ветеранам удалось сохранить уникальные архивные материалы, фотографии, воспоминания. Накануне юбилея мы ощущаем большую гордость за нашу профессию, желание отдавать ей свое время, опыт и энергию, делиться профессиональными знаниями с молодыми финансистами. Сегодня Финансовый департамент Хабаровска по-прежнему играет важнейшую роль в жизни города.

Долговая политика Хабаровска

Реализованная в 2019 году долговая политика города Хабаровска позволила обеспечить соблюдение ограничений по уровню муниципального долга, установленных статьей 107 БК РФ. На 1 января 2020 года отношение муниципального долга (848 миллионов рублей) к доходам бюджета города без учета объема безвозмездных поступлений составило 9,33%, что не превышает предельно допустимое значение (100%).

Аэропорт1.png

В течение прошлого года осуществлялся контроль за своевременностью расчетов по долговым обязательствам в соответствии с муниципальными контрактами и договорами. Город соблюдал сроки погашения основных обязательств по кредитам кредитных организаций, бюджетным кредитам, а также по уплате процентов за их обслуживание.

В 2019 году на оказание услуг по предоставлению кредитных ресурсов для погашения дефицита бюджета проведено три аукциона. По их результатам заключено три муниципальных контракта на открытие кредитных линий. С ПАО «Сбербанк» — возобновляемая кредитная линия на 350 миллионов рублей под 7,55% сроком на 180 дней и невозобновляемая кредитная линия на 400 миллионов рублей под 7,22% сроком на 180 дней. С ПАО «Росбанк» — на 600 миллионов рублей под 9,13% сроком на год (в связи с понижением ключевой ставки Центробанка заключено дополнительное соглашение с понижением ставки до 8%).

Фактически в прошлом году по данным контрактам привлечено 1,85 миллиарда рублей, погашено банковских кредитов на сумму 2 миллиарда рублей. Расходы на обслуживание муниципального долга в отчетном году составили 21,2 миллиона рублей.

Доля расходов на обслуживание муниципального долга в общем объеме расходов бюджета города (за исключением субвенций) в 2019 году составила 0,18%, что не превышает предельно допустимых 15%, установленных БК РФ. В целях снижения расходов на обслуживание муниципального долга город проводит мониторинг размеров процентных ставок по заключенным договорам среди субъектов РФ и муниципалитетов. Это позволяет нам максимально объективно формировать начальные цены контрактов по привлечению кредитных ресурсов. Снижение начальной цены контракта происходит на аукционе, что в конечном итоге приводит к уменьшению расходов на обслуживание муниципального долга. Экономия от проведения аукционов в прошлом году составила 13,5 миллиона рублей.

Еще одной составляющей экономии на банковских процентах является использование механизма замещения коммерческих кредитов бюджетными, которые Федеральное казначейство предоставляет на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов под 0,1% годовых. Для этого с УФК по Хабаровскому краю мы заключили соответствующий договор.

Бюджетные кредиты на общую сумму 1,69 миллиарда рублей на срок до 90 дней мы привлекали и погашали за прошлый год трижды. Расходы на уплату процентов по ним составили 398,8 тысячи рублей. Данные замещения в 2019 году позволили сократить расходы по обслуживанию муниципального долга на 36,2 миллиона рублей. В целом за 2019 год бюджетные ассигнования по расходам на обслуживание муниципального долга уменьшились на 49,7 миллиона рублей (с 72 миллионов до 22,3 миллиона рублей).

Инвестклимат

На новый уровень выходит деятельность администрации города по формированию благоприятного инвестиционного и делового климата. Именно инвестиционная активность должна стать ключевым фактором роста экономики города. Строительство школ, жилых домов, повышение качества городской среды, увеличение поддержки предпринимателей, развитие индустриальных парков и многое другое — это приоритетные задачи в области инвестиционного развития города.

В 2019 году объем инвестиций в основной капитал, по предварительным расчетам, составил 72,3 миллиарда рублей. В 2020 году, по прогнозным оценкам, он вырастет до 76 миллиардов рублей. Но, разумеется, данный показатель может быть скорректирован по итогам оценки экономической ситуации, сложившейся в регионе в первом полугодии текущего года.

Хабаровск продолжает уделять большое внимание территориям опережающего социально-экономического развития. Причем ранее сделанные инвестиции начали приносить плоды — в бюджет города в этом году стали возвращаться средства, вложенные когда-то в развитие этих территорий. К примеру, для ООО «Индустриальный парк „Авангард“», который расположен на ТОСЭР «Хабаровск», в 2019 году истек срок льготного периода по уплате земельного налога, и в текущем году его сумма составит 3 миллиона рублей. ТОСЭР «Хабаровск» — это один из действенных инструментов поддержки производства, на этой территории создано 619 рабочих мест, суммарный объем инвестиций превысил 12 миллиардов рублей.

Большую ставку город делает на работу с инвесторами в рамках муниципально-частного партнерства. В настоящее время в Хабаровске реализуется четыре концессионных соглашения. В планах заключение концессионных соглашений еще по девяти объектам муниципальной собственности. Среди них — территория и имущество бывшего оздоровительного лагеря «Дзержинец», строительство центра экстремальных видов спорта, создание зала борьбы на территории школы № 32, а также 50-метрового бассейна с ледовой ареной. Этот же механизм мы применяем и для привлечения инвесторов к строительству современного здания речного вокзала с международным пунктом пропуска. Реализация инвестиционных проектов на основе таких соглашений позволит муниципалитету сохранить или приобрести право собственности на объекты, привлекая внебюджетное финансирование и используя развитый менеджмент частного инвестора.

Малый и средний бизнес вносит значительный вклад в экономику города. В настоящее время в Хабаровске зарегистрировано около 33 тысяч субъектов МСП. Они обеспечивают работой каждого третьего жителя города и дают городской казне до 34% налогов. Власти всецело поддерживают развитие этого сектора экономики. Вот уже несколько лет у нас работают четыре городские программы: 1) поддержка и развитие МСП, 2) вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, 3) инвестиционная программа, 4) поддержка промышленных предприятий.

Ставку в развитии малого и среднего предпринимательства власти делают на молодежь. В Хабаровске создан проектный офис по внедрению курса «Основы самозанятости и предпринимательства» в программы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования города. Организована работа информационно-коммуникационной площадки для молодых предпринимателей, общее число подписчиков которой превышает 1,7 тысячи человек. Хорошей традицией стало проведение Международного молодежного бизнес-форума. В ноябре 2020 года состоится уже девятый форум, который станет информационной площадкой для активных молодых людей.

Участие в реализации нацпроектов

В 2019 году на территории Хабаровска реализовывались мероприятия в рамках пяти национальных проектов. В 2020 году мы продолжим участие в трех из них: «Демография», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда».

В рамках нацпроекта «Демография» город примет участие в реализации федерального проекта «Спорт — норма жизни». В 2020 году в регионе на развитие физкультуры и спорта планируется направить из всех уровней бюджетов около 60 миллионов рублей. В том числе на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием (включая закупку комплектов искусственных покрытий для футбольных полей для спортивных школ города), а также на адресную финансовую поддержку муниципальных спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации.

Реализация в Хабаровске социально значимого федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», входящего в национальный проект «Жилье и городская среда», позволит продолжить переселение горожан из аварийного фонда и даст возможность приобрести для них благоустроенные квартиры. На эти цели в бюджетах всех уровней на 2020 год запланировано 190 миллионов рублей (доля города — 60,9 миллиона рублей).

a1299fd2_e8b1_4c16_9409_ae926f6f6609.png

В 2020 году мы продолжаем участвовать в реализации федерального проекта «Дорожная сеть» в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На развитие и ремонт улично-дорожной сети краевого центра планируется направить почти 1,64 миллиарда рублей, из них доля муниципалитета — 206 миллионов.

При этом работа по вхождению Хабаровска в 2020 году в государственные федеральные и краевые программы еще не завершена. Муниципалитет надеется привлечь на условиях софинансирования средства вышестоящих бюджетов в общем объеме не ниже уровня 2019 года (2 миллиарда рублей).

Для повышения имиджа города, распространения лучших практик управления среди муниципальных образований России Хабаровск активно участвует в международных и общероссийских конкурсах. В 2019 году Хабаровск принял участие в 320 конкурсах, получив более 1,4 тысячи наград. Экспертное сообщество высоко оценило уровень социально-экономического развития города, присудив Хабаровску во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» второе место в номинации «Лучшая муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами».

Поделиться