Версия для печати 1234 Материалы по теме

Второй день онлайн-семинара «Доходы, бедность и занятость в эпоху COVID-19: анти- и посткризисная политика социальной защиты», который совместно провели НИФИ, ВШЭ и Всемирный банк, был посвящен мерам социальной поддержки населения, предпринимаемым российскими регионами.

Как отметила О. В. Синявская, заместитель директора Института социальной политики НИУ ВШЭ, помимо федеральных мер поддержки очень важна региональная компонента. «Если мы посмотрим на опыт Германии, то увидим, что там кроме федеральной помощи очень богатый набор мер, принятый на уровне федеральных земель, — рассказала Синявская. — В США мы также видим присутствие существенной региональной компоненты в мерах социальной защиты населения».

Россия здесь не исключение. Программы, развернутые субъектами РФ, с одной стороны, ориентированы на решения, принимаемые федеральным центром, а с другой — учитывают специфику и характер развития событий во время пандемии в конкретном регионе. Хотя, безусловно, при принятии мер социальной поддержки российские регионы столкнулись с ограниченностью административных возможностей и бюджетных средств.

Курс поменялся: в приоритете семьи с детьми

По словам О. А. Феоктистовой, руководителя Центра финансов социальной сферы Научно-исследовательского финансового института Минфина России, начиная с 2014 года структура расходов регионов на социальную поддержку претерпела существенные изменения. Представленные графики (рисунок) показывают, что еще в 2014 году преимущественная доля бюджетных средств уходила на меры социальной поддержки граждан, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством.

Но уже тогда регионы начали перенастраивать свои системы в пользу поддержки семей с детьми. Причем акцент сделали на поддержку малоимущих семей с детьми. «Это очень важное изменение, — считает Феоктистова. — Мы долго и много говорили об этом с субъектами РФ, агитировали их к этим действиям, и вот имеющиеся в нашем распоряжении данные показывают, что социальная поддержка в регионах постепенно переориентируется на помощь семьям с детьми». И это правильно, поскольку львиная доля дефицита дохода как раз приходится на эту категорию населения.

Эффективность пособий надо повышать

В то же время руководитель Центра финансов социальной сферы обратила внимание на то, что в силу различных методологических причин эффективность пособий пока еще не всегда удовлетворительна. «Мы видим, что с каждого рубля, выплаченного семьям с детьми, на покрытие дефицита доходов и снижение глубины бедности идет не более 50 копеек (см. врез на с. 39)», — отметила Феоктистова. И здесь, по мнению эксперта, кризис, вызванный пандемией коронавируса, сыграл положительную роль, подтолкнув систему соцзащиты к двум очень важным моментам. Первое: новое детское пособие от трех до семи лет регионы будут назначать с учетом критериев нуждаемости. Второе: размер этой выплаты начиная с 2021 года будет дифференцированным в зависимости от глубины бедности семьи. «Это наша маленькая победа, — полагает эксперт НИФИ. — Мы очень давно настаивали на том, что все выплаты должны быть дифференцированными, что мы должны людям давать столько, сколько им не хватает, чтобы перестать быть бедными, а не одинаковые суммы для всех. Мы надеемся, что со временем все размеры выплат в системе адресной социальной поддержки будут зависеть от дефицита дохода конкретной семьи».

34.jpg

Кроме того, кризис подтолкнул и к созданию современной цифровой системы социальной защиты. Многие меры поддержки оказываются онлайн. Гражданам не нужно приходить в органы социальной защиты, Пенсионный фонд и т. д. Например, тот же материнский капитал назначается по данным ЗАГС, которые поступают в Пенсионный фонд, льготы предоставляются автоматически. «Я всегда говорила, что социальная защита осталась на архаичном уровне, сегодня я изменила свое мнение и говорю, что она на пути к светлому цифровому будущему», — призналась Феоктистова.

Социальное казначейство

В начале июня Правительство РФ представило проект Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост и долгосрочные структурные изменения в экономике. Документ объемный, состоит из девяти разделов и содержит около 500 мероприятий. Выполнение плана, по замыслу правительства, должно обеспечить к 2021 году рост реальных зарплат россиян на 2,5% в годовом исчислении, а также сокращение уровня бедности.

Особого внимания заслуживает одно из мероприятий плана — создание социального казначейства, которое должно выполнять функции по предоставлению мер соцподдержки, установленные на разных уровнях власти. «О необходимости создания „Социального казначейства“ мы говорим с 2014 года, — напомнила Феоктистова. — Если смотреть на соцзащиту с точки зрения расходования бюджетных средств, то социальное казначейство — это как раз то, что нам необходимо. Это своего рода депозитарий всех социальных обязательств государства».

Социальное казначейство будет представлять собой онлайн-платформу, при помощи которой россияне смогут получать любые меры государственной поддержки в режиме одного окна. Оператором системы будет Пенсионный фонд России. Все необходимые сведения в программу поместят из баз ПФР и Налоговой службы. Таким образом, портал будет анализировать информацию как о доходах семей, так и о получаемых ими социальных выплатах и льготах. То есть появится возможность рассчитать критерии нуждаемости для конкретного человека в режиме реального времени. Кроме того, социальное казначейство не только оптимизирует адресную поддержку граждан на федеральном, региональном и местном уровнях, но и урегулирует трудовые отношения. В эксплуатацию систему планируют запустить в 2021 году.

35.jpg

Сегодня в России уже существует Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). Таким образом, можно говорить, что уже есть наработки для создания социального казначейства. Планируется, что в новую систему будут передаваться наиболее полные сведения о доходах семей, чтобы точнее оценить их уровень нуждаемости. При этом будет учитываться информация об имуществе гражданина, его вкладах в банках и других активах, составе семьи. Социальное казначейство получит доступ к информации из федерального, регионального и местного бюджетов.

Эффективность мер социальной поддержки (МСП) в сокращении глубины бедности

Сколько копеек из каждого 1 рубля социальных выплат идет на сокращение дефицита дохода получателей:

• все МСП — 15 коп.;

• МСП федеральным категориям льготников — 7 коп.;

• МСП региональным категориям льготников — 6 коп.;

• все МСП с проверкой доходов — 23 коп.;

• единовременная выплата при рождении третьего и последующих детей — 50 коп.;

• единовременная выплата при рождении первого, второго ребенка — 40 коп.;

• жилищная субсидия — 16 коп.;

• пособие на ребенка — 51 коп.;

• пособие в связи с потерей работы — 40 коп.;

• региональная социальная доплата к пенсии — 4 коп.;

• федеральная социальная доплата к пенсии — 17 коп.

Кризис позволил повысить эффективность адресной поддержки: новое пособие бедным семьям с детьми можно назначать с учетом критериев нуждаемости, а размер выплаты с 2021 года будет дифференцирован по глубине бедности.

В заключение

«Кризис, вызванный пандемией, четко показал всю важность мер социальной защиты и то, что без поддержки государства большая часть населения не справится с последствиями пандемии, — подчеркнула Феоктистова. — Наша система должна стать более гибкой и моментально реагировать на ситуации, подобные той, с которой мы столкнулись в этом году». По мнению эксперта НИФИ, в том виде, в каком сейчас функционирует система социальной защиты населения, она неспособна полноценно справляться со всеми вызовами.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться