Версия для печати 1396 Материалы по теме
начальник Управления финансов Администрации города Магнитогорска Челябинской области Светлана Васильевна РАСЧЕТОВА.
Юбилей финансистов Магнитки

Год назад город Магнитогорск, которому буквально вчера присвоено звание «Город трудовой доблести», праздновал юбилей, а сегодня 90-летие отмечает финорган муниципалитета. Его деятельность тесно связана с началом строительства в уральской степи нового города-завода и превращением Магнитогорска в флагман металлургической промышленности страны. О том, с чем финансовое ведомство Магнитки подошло к своему юбилею, как оно менялось на протяжении этих десятилетий, мы поговорили с начальником Управления финансов Администрации города Магнитогорска Челябинской области Светланой Васильевной РАСЧЕТОВОЙ.

— Светлана Васильевна, финансисты — народ с пытливым умом и наверняка, готовясь к юбилейной дате, повышенное внимание уделили истории создания финансового органа города, первому бюджету Магнитки, правилам его составления.

— За 90 лет наш финансовый орган прошел нелегкий путь. Сложившиеся во время строительства города-завода экономические и финансовые условия определили направления деятельности Горфинотдела, который был образован 3 августа 1930 года. Поэтому его цели, задачи и функции были отражением экономики, построенной на принципах строгой централизации.

Первый бюджет на 1931 год был составлен по рекомендациям областного финансового отдела. Они сохранились в городском архиве, в них мы читаем: «Всякое составление проектировок по построению контрольных цифр должно вестись с глубоким и всесторонним изучением основных директив партийных и советских органов. Особо тщательно необходимо проработать директивы Госплана СССР и контрольные цифры народного хозяйства».

При составлении первого финансового плана, конечно же, учитывались методологические установки. Например, проработка планов отдельных отраслей хозяйства и их влияние на развитие соответствующей отрасли в городе; построение взаимоотношений финансовой системы города с отраслями хозяйства и различными финансовыми институтами (местный, государственный бюджеты, кредитная система) на основе законодательства 1931 года. Проектировки, подготовленные непосредственно финорганом (план по мобилизации средств населения, расчет налогов, распределение специальных фондов), должны базироваться на материальных показателях, запроектированных в соответствующих отраслях народного хозяйства, и быть согласованы между собой. Использование проектировок других организаций, отделов и перенесение их в систему финансовых таблиц не должно быть механическим, оно возможно только после тщательного анализа и критики с точки зрения соответствия директивам партии и финансовым возможностям города.

Финансовый план, согласно установкам того времени, должен был быть составлен реально и выверенно, нельзя было допускать расходов, не покрываемых собственными ресурсами и объемом предоставляемых дотаций. До получения твердых лимитов из области финансовые проектировки необходимо было вести по разработанным и утвержденным показателям организаций. К плану мобилизации средств населения, изъятию накоплений обобществленного сектора (отчисления от прибылей, налог с оборота, налог с кино, местные налоги) можно было приступать немедленно, а проектировки по всем видам обложения частного капиталистического сектора составлять в соответствии с областным планом до полного вытеснения частников из торгово-промышленного оборота.

Особый акцент в те годы финансисты делали на проектировках доходной части и тщательно прорабатывали способы повышения социалистической рентабельности доходных источников, их полного использования, изыскивали дополнительные источники. И самое главное указание — это «чрезвычайная ответственность» финансового органа за свою работу, без которой невозможно успешное решение задач по функционированию города. Над построением общего планового баланса на 1931 год работали 20 человек.

К сожалению, в городском архиве сохранились неполные данные по расходной и доходной частям первого бюджета Магнитки. Однако и они представляют для нас, финансистов XXI века, интерес. В них мы видим, что львиная доля бюджетных ассигнований была запланирована по основополагающим направлениям городского развития: «Просвещение», «Здравоохранение», «Коммунальное хозяйство», «Транспорт». По доходам наибольший вес занимали разделы: «Средства, переданные государственным бюджетом», «Государственные налоги и сборы», «Фонд регулирования», «Займы», «Местные налоги обобществленного сектора».

— Военное время наложило свой отпечаток на деятельность городского финансового отдела. Как в те годы и позже менялась работа финансистов?

— Резко сократился штат работников, постоянно менялся их состав. Но, несмотря на вызовы военного времени, кроме составления и исполнения бюджетов финансовый отдел собирал средства в фонд обороны, оказывал первую помощь в работе госпиталей, занимался заготовкой топлива, овощей для нужд города.

С послевоенного времени и вплоть до 1990-х годов Магнитка активно развивалась. Город, вначале состоящий из бараков, обзавелся высотными домами. Конечно, это не могло не сказаться и на развитии финансовой политики города, которую по-прежнему обеспечивал финансовый орган администрации. Финансовый отдел решал вопросы финансирования строительства нового жилья и переселения людей, занимался мобилизацией средств и направлением их на комплексное развитие города для обеспечения благоприятных условий жизни, труда и отдыха, удовлетворение культурно-бытовых запросов населения. Бюджет муниципалитета в это время стал консолидированным, он состоял из бюджетов трех районов.

80.jpg

1990-х годов роль финансового отдела в управлении бюджетными средствами и их концентрации возросла, ведь Магнитогорск перешел на формирование единого городского бюджета. Это, несмотря на ухудшение общей экономической ситуации в стране, позволило за счет концентрации и оперативного перераспределения имеющихся бюджетных средств осуществлять в городе единую экономическую и бюджетную политику.

— В 1931 году бюджет верстали 20 человек. Как сейчас выглядит структура финоргана Магнитки?

— Современное Управление финансов имеет в структуре восемь отделов. Работа отдела анализа и планирования доходов тесно связана с социально-экономическим и инвестиционным развитием города. Его деятельность заключается в прогнозировании доходной части бюджета города и анализе поступлений платежей в бюджет.

Грамотное планирование и распределение денежных ресурсов, управление эффективностью их расходования, обеспечение прозрачности, понятности бюджетной политики и выверка соотношения потребностей и возможностей — это цели, стоящие перед бюджетным отделом и отделом организации исполнения расходов в сфере отдельных отраслей экономики. Зоной ответственности первого является социальная сфера, второго — жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, строительство и капитальный ремонт инфраструктурных и социальных объектов. Оба отдела вместе отвечают за планирование и формирование бюджета города, контроль за проектировками предельных объемов бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств по расходной части бюджета.

Цель отдела казначейства — управление денежными потоками бюджета и обеспечение его ликвидности. И если поначалу контроль осуществлялся без автоматизированных систем обработки данных (платежные поручения формировали вручную, распечатывали в пяти экземплярах, подписывали и доставляли в отделение Банка России), то сегодня бюджет города по расходам исполняется при помощи цифровых и информационных технологий, методология и системы управления бюджетными средствами синхронизированы между собой. Так, мы тесно взаимодействуем с органами Федерального казначейства, работаем с федеральными системами «Электронный бюджет», ГИС ГМП, ГИС ЖКХ, ЕИС госзакупок, «СКИФ» и многими другими. При этом все операции проходят на базе «АЦК-Финансы».

От работы отдела автоматизированных систем финансовых расчетов зависит своевременное финансирование, отправка отчетности во все инстанции и внедрение новых информационных технологий. За последнее время модернизирован программный комплекс «Автоматизированный центр контроля исполнения бюджета», налажена передача сведений о платежах из «АЦК-Финансы» в ГИС ЖКХ. С глобальным переходом Банка России на новое программное и аппаратное обеспечение осуществлен переход на систему обмена электронными сообщениями при переводе денежных средств в рамках платежной системы. Мы модернизировали канал связи с Банком России, выполнили переход на транспортный шлюз клиента Банка России, обновили аппаратные, технические и программные средства, установили, настроили, протестировали канал связи. И сегодня в соответствии с техническими требованиями Банка России канал связи, имеющий дополнительные компоненты по взаимодействию с «АЦК-Финансы», успешно работает.

81.jpg

Отдел учета, отчетности и финансирования обеспечивает своевременное формирование бухгалтерской отчетности, достоверность предоставляемой в вышестоящие органы информации. Отдел финансового контроля осуществляет финконтроль в сфере закупок на соответствие планируемых закупок финансовому обеспечению, а также контроль закупочной документации и заключаемых муниципальных контрактов, размещаемых в ЕИС учреждениями всего города. Методологические аспекты планирования и исполнения бюджета возложены на отдел методологии бюджетного процесса.

Без тесного взаимодействия всех отделов управления наша работа просто невозможна. Взаимопонимание каждого члена коллектива в вопросах формирования и исполнения бюджета, проведения бюджетных реформ и совершенствования управления финансовыми ресурсами, уважительное отношение друг к другу — все это залог эффективной совместной работы. В управлении сложился очень грамотный коллектив, все члены которого объединены общими задачами, обладают профессиональным опытом, знаниями, высокой самоорганизацией, привыкли работать с самоотдачей, и самое главное — все нацелены на достижение результата. Для нашего управления актуально и важно за колонками цифр видеть проблемы и перспективы жизни города. Для нас бюджет — это финансовый документ, направленный в первую очередь на улучшение жизни каждого конкретного человека. Являясь базой для реализации полномочий муниципалитета, бюджет сегодня — это не «денежный мешок», а структурированный и выточенный до мельчайших граней кристалл, мера которого — эффективность, законность, целесообразность.

— Финансовая система играет огромную роль в жизни любого города. Как вы работаете с резервами доходов, достигнуто ли взаимопонимание с налоговыми органами и как предпринимаемые вами меры отражаются на городе?

— На протяжении 90 лет финансисты Магнитки обеспечивают единство бюджетной политики в городе, и их деятельность направлена на поддержку устойчивых темпов экономического роста и эффективность использования бюджетных средств. На протяжении ряда лет Управление финансов осуществляет планомерную работу по укреплению доходной базы бюджета за счет наращивания стабильных доходных источников и мобилизации в бюджет имеющихся резервов. Так, ежегодно разрабатывается план по снижению резервов налоговых и неналоговых доходов бюджета города, который включает целый комплекс мероприятий.

Особое внимание мы уделяем резервам по неналоговым доходам, в том числе ежегодно проводим мероприятия по выявлению земельных участков без правоустанавливающих документов, а также же по выявлению бесхозных участков и объектов недвижимости с последующим признанием права муниципальной собственности и вовлечением объектов в хозяйственный оборот. Проводим инвентаризацию муниципального имущества на предмет выявления нерационального (неэффективного) использования имущества либо использования его не по целевому назначению. На особом контроле находится работа по взысканию задолженности с последующим принятием мер по фактическому исполнению вступивших в законную силу судебных актов, а также повышение эффективности деятельности рабочих групп по обеспечению полноты и своевременному поступлению неналоговых доходов в бюджет города.

В целях пополнения доходной части бюджета по налоговым доходам и снижения резервов мы активно взаимодействуем с территориальными налоговыми органами по вопросу сокращения недоимки перед местным бюджетом. О результатах этой работы налоговые органы ежемесячно сообщают в Управление финансов. Кроме того, на протяжении ряда лет в городе функционирует рабочая группа по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и сборов в местный бюджет, страховых взносов — во внебюджетные фонды, исполнения трудового законодательства в части своевременности и полноты выплаты заработной платы. На заседания группы получают приглашения организации, имеющие задолженность по платежам в бюджет.

Во многом благодаря нашим усилиям у Магнитогорска, несмотря на процессы, происходящие в мировой экономике, по-прежнему социальный бюджет. Ежегодно более 70 процентов объема бюджетных средств направляется на образование, культуру, социальную защиту, физическую культуру и спорт.

Программно-целевое планирование, внедренное более десяти лет назад, и формирование с 2016 года программного бюджета позволяют контролировать объемы затрат и получаемые результаты на всех уровнях управления. На уровне распорядителей средств бюджета осуществляется расчет результативности муниципальных программ, на уровне муниципальных учреждений — выполнение показателей муниципальных заданий.

88.jpg

Сегодня на каждом уровне управления финансовыми ресурсами сформирована система эффективности: для распорядителей бюджетных средств организован мониторинг качества финансового менеджмента, для муниципальных учреждений — мониторинг качества оказанных услуг и работ. Кроме того, измененная система внутреннего муниципального финансового контроля позволяет при внедрении новых механизмов проводить комплексную оценку деятельности субъектов контроля.

Открытость и прозрачность бюджетного процесса в полной мере отражаются в деятельности Управления финансов — каждый наш проект бюджета, отчет об исполнении бюджета проходят публичные слушания в формате обсуждений с жителями на собраниях. Кроме того, мы постоянно совершенствуем информационный портал «Бюджет для граждан».

Одним из наиболее активно развивающихся в последние годы направлений является инициативное бюджетирование. Использование принципа вовлеченности граждан в сферу управления муниципальными финансами позволяет формировать наш главный финансовый документ — бюджет города при участии жителей и с учетом их мнения. С 2016 года в рамках проекта партисипаторного бюджетирования «Я планирую бюджет» у нас введены в строй волейбольная и баскетбольная площадки (на территории общеобразовательной школы), реконструирован стадион, на базе детской библиотеки открыта площадка социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями, строится еще одна баскетбольная площадка с современным покрытием.

Несмотря на сложности, возникшие в связи с пандемией, мы вновь запустили проект «Я планирую бюджет». В юбилейном для нас году увеличилось количество жителей, подавших заявки на участие, — 134 человека. Совсем скоро инициативной комиссии, состоящей из горожан, вновь предстоит определить направление расходования бюджетных средств и открытым голосованием из 75 поступивших проектов выбрать инициативу-проект для реализации в 2021 году.

Дорогие коллеги!

Поздравляю коллектив Управления финансов Магнитогорска, ветеранов с 90-летним юбилеем финансовой службы города. Желаю стойкости и мудрости в решении повседневных задач, оптимизма и уверенности для преодоления трудностей, бодрости и хорошего настроения, радости от общения с близкими людьми и коллегами!

Хотя повседневная работа финансистов остается невидимой для непосвященных, ее результат ощущают на себе все горожане. Скромные труженики предыдущего и нынешнего поколений всегда стоят на страже финансовых интересов города, проявляя при этом талант, старание, не щадя подчас ни сил, ни здоровья во имя дела, которому сознательно посвятили всю жизнь. Все эти годы нашей отличительной чертой является, скрупулезное и внимательное отношение к деталям и та, установленная 90 лет назад, «чрезвычайная ответственность» за каждое принятое решение. Именно ответственность является основным качеством финансиста, именно ею обладали и обладают все без исключения сотрудники Управления финансов Администрации города Магнитогорска.

— Пандемия заставила внести изменения во все планы и документы. Какие прогнозы по бюджету города?

— В условиях пандемии ситуация напряженная на всех уровнях бюджетной системы. Безусловно, последствия коронавирусного кризиса отразятся в том числе и на доходной части бюджета города. Экстренные меры, принятые на государственном уровне для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в пострадавших сферах, повлияют на снижение наполняемости бюджета в текущем году. Особенно это коснется поступлений по налогам на совокупный доход, плательщиками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства, частично земельного налога и поступлений по налоговым и неналоговым доходам в части платежей за аренду имущества и земельных участков. Мы ежедневно мониторим динамику поступлений в бюджет города.

Однако при уменьшении поступлений собственных доходов мы сохраняем прежний уровень расходов бюджета города в социальной части. Бюджетная политика в условиях пандемии направлена в первую очередь на обеспечение стабильного финансирования первоочередных обязательств перед населением. Это оплата труда с начислениями, исполнение публичных нормативных обязательств, оплата коммунальных услуг и услуг связи, предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Сегодня в непростых условиях, в которых оказалась вся страна, мы сконцентрировали работу на четком прогнозировании поступлений доходной части бюджета города. А также на выполнении мероприятий, создающих условия для финансового обеспечения его расходной части в пределах утвержденных параметров бюджета города срочного и первоочередного характера, учитывая особенности исполнения Федерального закона № 367‑ФЗ.

— Как бы вы охарактеризовали современные финансы? И какие в связи с этим качества необходимы успешному финансисту сейчас?

— Считаю, что в современных условиях финансы — это инновационная отрасль, она функционирует в условиях постоянного совершенствования налогового, бюджетного законодательства, компьютерных технологий, изменений в подходах к управлению. Работа финансиста требует овладения новыми технологиями. Например, в условиях весны 2020 года мы перестроили работу управления на удаленный доступ. Способность видеть перспективу на несколько лет вперед и предлагать нестандартные решения становится необходимостью для финансиста.

— Что бы вы хотели пожелать коллегам в юбилей управления, которому вы отдали 35 лет жизни?

— Прежде всего — любить свою работу и понимать ее важность для настоящего и будущего города. Сталкиваясь с трудностями, никогда не отчаиваться, искать и находить оптимальные решения для их преодоления. Постоянно повышать уровень своего профессионализма, стремиться к совершенствованию, получая новые знания, преодолевать инерцию мышления и никогда не думать, что все уже познано.

Сегодня Управление финансов Магнитогорска — это дружный коллектив талантливых специалистов. Для них бюджет города является мерилом взвешенности и целесообразности, а его сбалансированность, точный и всесторонний расчет определяют жизнь Магнитогорска. По итогам проведенной Министерством финансов Челябинской области оценки качества управления муниципальными финансами в 2017, 2018, 2019 годах Магнитогорск имеет первую, высшую, степень.

Решая профессиональные задачи, мы бережно храним преемственность — уважение к старшим сотрудникам и память о ветеранах — это наша традиция. Мы регулярно организовываем встречи с ветеранами, которые проходят в теплой и доброжелательной обстановке. Мы чествуем и поощряем наших старших коллег, потому что именно они, ушедшие на заслуженный отдых, заложили прочный фундамент для нашей деятельности.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться