Версия для печати 1858 Материалы по теме
соавтор свода правил «Дресс-код. Рекомендации для государственных служащих», член Национальной ассоциации специалистов по протоколу (НАСП), преподаватель кафедры протокола и кросс-культурных коммуникаций РАНХиГС Наталья Викторовна ПЕТУХОВА.
Правила создания образа для видеозаписи: секреты и факты

В прошлом номере «Бюджета» мы подробно рассмотрели тему подготовки чиновника к фотосъемке. Теперь пришло время изучить нюансы видеовыступления. Познакомит с ними соавтор свода правил «Дресс-код. Рекомендации для государственных служащих», член Национальной ассоциации специалистов по протоколу (НАСП), преподаватель кафедры протокола и кросс-культурных коммуникаций РАНХиГС Наталья Викторовна ПЕТУХОВА.

— Наталья Викторовна, в прошлом номере мы рассмотрели правила подготовки и проведения фотосъемки. Многие рекомендации для фотосессии подходили и для видеосъемки. Но существуют довольно серьезные отличия. Расскажите о них.

— В статике многие вещи можно замаскировать. Например, непрокрашенные корни волос, слишком узкий пиджак и прочее на портрете, возможно, будут не видны. Парикмахер уложит волосы, вас посадят в такую позу, что пиджак не будет морщить. Спасти ситуацию может и мастерство бильд-редактора. А на видео вы двигаетесь и камера подмечает все ошибки.

Женщинам, если нет особо времени на подготовку к съемке, рекомендуется предпочесть очень простую прическу. Например, каре — этой стрижке даже укладка не нужна, достаточно помыть и расчесать волосы на пробор. Если же у вас укладка, то не надо заливать ее лаком до состояния панциря. Если вы на трапе самолета и дует сильный ветер, а у вас не шелохнется ни один волосок, это нехорошо, поскольку сейчас в тренде естественность. Также я прошу удержаться от стрижек и причесок, когда челка уложена козырьком и жестко зафиксирована лаком. Таким же козырьком она взлетает от любого порыва ветра.

Второе мощное отличие в том, что эргономическая функция одежды при видеосъемке выходит на первый план. К примеру, вы хотели, чтобы костюм вас стройнил, и купили тесноватый пиджак. И если на фотосессии этот факт еще можно как-то скрыть, то на видео сразу становится видно, что костюм вам тесен и вы не можете в нем нормально двигаться. На экране будет виден этот дискомфорт, каждая ваша ошибка. Да и не ошибка тоже.

— Что вы имеете в виду?

— Речь об особенностях видеосъемки, которые надо знать, чтобы не попасть впросак. Например, у вас совершенно приличный V-образный вырез на блузке, абсолютно в рамках дресс-кода. И если камера снимает вас из положения на уровне глаз, как собеседника, то все в порядке. Но если камера ведет съемку чуть сверху, то ваш корректный вырез для зрителя моментально становится глубоким декольте. Такие вещи необходимо отслеживать, заранее узнавать, как будет вестись видеосъемка, и соответствующим образом корректировать гардероб. В приведенном примере можно надеть блузку с более высоким вырезом или с воротом под горло.

То же самое касается юбок. Вы должны понимать — придется ли вам подниматься по ступенькам, будете вы сидеть за столом, который скроет вас снизу по пояс, или вы будете сидеть на подиуме в кресле, повернувшись к зрителю, как сейчас модно. От этого зависит, какую юбку вам стоит надеть — не будет ли она чрезмерно узкой, чтобы помешать вам элегантно подняться по ступенькам, или короткой и тесной, когда вы сядете в глубокое кресло.

Порепетируйте посадку в выбранной для съемок одежде. Когда вы сидите, то допустимо, чтобы юбка поднялась на ладонь выше колена, это 8–10 сантиметров, не больше. Но это общее правило, а бывают случаи, когда колено не стоит открывать совсем, и это зависит не только от возраста, но и от массы вещей — темы программы, строения колена, сезона... Короткая репетиция поможет вам принять верное решение. Лично я для видеосъемки предпочитаю юбки не слишком обтягивающие, чуть-чуть расклешенные или юбки-годе. В этих юбках удобно вставать, садиться, сидеть и шагать в кадре.

— Каких еще сюрпризов стоит ждать от одежды на видеосъемке?

— Выбирая одежду на программу, акцентируйте свое внимание на структуре ткани. Не стоит, к примеру, надевать шелковую блузку. Она прекрасна, но в студии из-за аппаратуры и софитов может быть очень жарко или от волнения вы можете вспотеть, и шелк моментально пойдет пятнами и прилипнет к телу. По той же причине не годится и костюм с очень узкой проймой рукава. Чтобы избежать такой ситуации, выбирайте одежду с заниженной проймой рукава у блузок и пиджаков, избегайте тонких, меняющих цвет при намокании тканей. Можно под пиджак надеть более плотную блузку, чтобы она приняла первый удар на себя. Если в программе речь идет о темах, позволяющих выбрать стиль кежуал, отдайте предпочтение трикотажу. Например, рукав «летучая мышь» отлично подойдет.

Мужчины тоже могут оказаться в такой ситуации, когда разговор в студии идет настолько неформальный, что участник снимает пиджак и остается в рубашке. Так вот, меньше всего пятна пота видны на белой рубашке, сильнее всего они заметны на цветной.

97.jpg

Также в продаже есть специальные хлопковые вкладыши под мышку, которые пришивают изнутри к пройме рукава пиджака или блузки и позволяют не беспокоиться о внешнем виде. Кроме прочего, эти вкладыши дают возможность дольше носить костюм без стирки или химчистки.

— Как предусмотреть все это, как узнать, с какой высоты будет вестись съемка, на каком месте я буду сидеть и прочее? В разных студиях разные условия, правила.

— Для этого надо озадачить службу протокола или пресс-службу, чтобы она составила для вас райдер, который вы будете высылать заранее в студию. В райдере должны быть прописаны основные требования. К примеру, если вы возрастной человек с не очень крепким здоровьем, имеет смысл прописать в райдере, чтобы для вас в студии поставили кондиционер или вентилятор. Либо вы оговариваете 15-минутные перерывы для выхода в кондиционированное помещение или наличие холодной воды и емкости со льдом. Рассылка райдеров — это хорошая практика. Поверьте, студия тоже не заинтересована откачивать получившего тепловой удар человека или перезаписывать программу из-за того, что гость вспотел и это видно в кадре.

Рекомендую брать с собой на съемку сменный костюм — он должен быть более легкий, с расчетом на жару в студии. В своей обычной — по сезону — одежде вам может быть некомфортно. Сейчас много костюмов, пошитых из смешанной ткани, когда к шерсти примешивается небольшой процент шелка, хлопка или вплетается бамбуковое волокно, такие ткани более легкие и дышащие.

Также в райдер вносят вопросы, на которые студия должна ответить вам заранее, — как проводится съемка, на каком фоне, на чем вы будете сидеть, какого цвета обивка мебели (чтобы не повторить ее своим костюмом) и прочее. И если, к примеру, выясняется, что вы будете сидеть в глубоком кресле на подиуме, то отрепетируйте посадку — как поставить ноги, руки. Потому что кресло иной раз бывает настолько глубоким, что человек просто проваливается в него, колени выезжают вперед к подбородку или разъезжаются в стороны. Репетиция убережет вас от конфуза.

Дамам хорошо бы поучиться правильно складывать ноги — колено к колену, щиколотка к щиколотке — подглядите технику у королевских персон. Также отрепетируйте заранее, как вы будете держать руки, в какой позе вам удобно, чтобы не метаться потом перед камерой, выбирая комфортное положение. Совет: не складывайте руки в молитвенном жесте или лодочкой. Лучше сложите кисти друг на друга тыльной стороной вверх и положите их спокойно на колено, если вы сидите на открытом пространстве, и переплетите пальцы в домик или в корзинку, если за столом.

Еще один момент, который необходимо указать в райдере, — вам должны заранее сообщить, в какое время дня будет транслироваться интервью. Потому что ваш внешний вид должен быть адекватен времени суток. Зная это, вы не окажетесь в утреннем выпуске с вечерним макияжем.

Макияж, кстати, тоже нельзя выпускать из зоны внимания. Если это утреннее или дневное интервью в рабочей обстановке, то желательна матовая помада, отсутствие ярких теней и сильной контрастной подводки на глазах. Макияж должен быть скорее корректирующим — неяркие тени, тушь, может быть, легко подведенные глаза. И никаких накладных или наращенных ресниц, трех слоев туши и новомодных пудр и хайлайтеров с блеском. То же самое касается причесок: если эфир утром или днем, значит, никаких вавилонов на голове.

Для парадных или наградных мероприятий мейкап можно делать ярче, а потому можно расширить палитру помад и теней, но, конечно, оставаясь в рамках дресс-кода. Поверьте, этим самым вы обезопасите себя от чужих ошибок и облегчите жизнь визажисту, если таковой предоставляется каналом: он будет хотя бы понимать, какого тона и интенсивности вам нужен макияж.

Другой вариант, и он предпочтительнее, в том числе с точки зрения гигиены, — это иметь свою косметичку для съемок. Пусть она будет небольшой, но косметика там будет тщательно подобрана персонально под ваш тип кожи, строение лица и ситуации — на случай утреннего интервью, торжественного, протокольного или вечернего мероприятия.

— Когда мы говорили о фотосъемке, то уже немного обсудили цвет одежды, но в блоке о видео к нему имеет смыл вернуться, поскольку здесь он играет куда большую роль.

— Безусловно. Нужно понимать, что в кадре очень агрессивно ведут себя желтый, оранжевый, горчичный, красный — эти цвета на видео приобретают бо́льшую интенсивность. И ваша привычная неяркая, лишь слегка желтая блузка на экране становится ядовито-желтой. Коварны и все неоновые тона — они дают ореол и размытый контур. К примеру, оранжевый неоновый галстук в кадре расплывется, окружит себя ореолом, отвлечет внимание от вас — ваших губ, глаз, слов. Кстати, броши тоже должны быть неяркими и лаконичными.

Рисунок ткани тоже имеет значение. Не надевайте на съемку одежду в мелкую клетку или полоску, в мелкий собачий клык или куриную лапку. Эти рисунки стробят, то есть дрожат в кадре. И такое дрожание у зрителя вызывает негативные ощущения, вплоть до тошноты. Зато на фотографии этот эффект не проявляется.

Еще один момент относительно ткани — ее плотность. Вам кажется, что блузка или рубашка достаточно плотная, и в обычной жизни это так и есть. Но софиты большинство тканей пробивают насквозь — под студийными осветительными приборами даже растительность на груди у мужчин бывает видно сквозь рубашку. И здесь имеет смысл сказать о больном — о майках. Мужчины, особенно старшего возраста, привыкли носить майки под рубашки. Ни на фото-, ни на видеосъемку майку надевать нельзя — софиты пробивают ткань рубашки и высвечивают то, что под ней. А майки в нашем сознании вызывают устойчивую ассоциацию с советскими временами, с детством. В итоге человек в майке смотрится инфантильно.

— На какие моменты надо обратить внимание в связке «украшения — видеосъемка»?

— На съемке чаще всего вам цепляют микрофон на одежду, как правило, на лацкан пиджака. Это означает, что все издающие звуки украшения — звенящие, шелестящие, длинные и подвижные серьги и браслеты на съемку надевать не надо. То же касается украшений на шее и самой ткани одежды: лучше, чтобы она не шуршала.

И очень важный момент — необходимо сформулировать для себя визуальный эмоциональный посыл вашего образа. Когда вы готовитесь к интервью и уже выбрали одежду, украшения, макияж, аксессуары, подумайте, что вы хотите этим внешним видом сказать о себе зрителю. Вы хотите выглядеть умной, профессиональной, компетентной, целеустремленной или сногсшибательной и сексуальной. Это полезно — проговорить словами эмоциональный посыл созданного вами образа. Скажу по опыту: после этого многие уходят переодеваться.

И в завершение — не ленитесь отсматривать получившийся результат. В случае с видео вам, скорее всего, уже не удастся ничего изменить, но внимательно смотреть свои выступления полезно для исправления ошибок в будущем. Запоминайте, как вы сидите, как идете, как говорите, как держите руки, что на вас надето и как это смотрится. В будущем вы сможете повторить удачные находки, а неудачных избежать.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться