Санкт-Петербург, являясь одним из двигателей российской экономики, традиционно вносит существенный вклад в формирование федерального бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов. Занимая лидирующие позиции среди регионов по уровню доходов и ставя перед собой новые амбициозные цели, город трансформирует планы в связи с пандемией коронавирусной инфекции. Весенняя корректировка бюджета, первая за последние несколько лет, снижает прогноз по объему доходов и увеличивает бюджетный дефицит. Как Северная столица преодолевает сложившуюся ситуацию, какие драйверы для роста экономики видит город и что Петербург предлагает федеральному центру?
Обладая диверсифицированной экономикой и значительным промышленным потенциалом, являясь крупным образовательным, научным и инновационным центром, Санкт-Петербург на протяжении всей своей истории играл и продолжает играть важную роль в развитии страны. В течение многих лет динамика ВРП Санкт-Петербурга держится на уровне выше среднего по России. Индекс промышленного производства в Северной столице по итогам 2019 года составил 104,1%, что почти в два раза выше общероссийского показателя. По объему экспорта город также занимает лидирующие позиции в целом по России и первое место в Северо-Западном федеральном округе (на его долю приходится около 60% экспортных поставок).
Распределение налоговых доходов
Значим вклад Петербурга и в формирование федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов. В частности, в 2019 году с территории Санкт-Петербурга в федеральный бюджет поступило 736,6 миллиарда рублей, что составляет 5,8% от совокупного объема доходов, перечисленного с территории всех субъектов Российской Федерации. Больший объем доходов поступает в бюджетную систему только с территории столицы и нефтедобывающих ХМАО и ЯНАО.
Доля Санкт-Петербурга в налоговых доходах федерального бюджета без учета налога на добычу полезных ископаемых еще более значительна — 10,8% (рисунок 1). Доходы федерального бюджета от акцизов и вовсе на 35% (более 267 миллиардов рублей) формируются за счет поступлений из Северной столицы. В целом город отдает больше, чем остается в его распоряжении. В частности, в 2019 году в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга поступило налоговых доходов на общую сумму 571,1 миллиарда рублей, что на 126,5 миллиарда рублей (или 18,1%) меньше, чем вклад города в формирование налоговых доходов федеральной казны.
Аналогичная картина складывается и в части формирования бюджетов внебюджетных фондов. И здесь Петербург выступает в качестве региона-донора, ежегодно получая в распоряжение меньше, чем перечисляется с территории города в Москву, формируя тем самым ресурс для финансовой поддержки других субъектов Российской Федерации.
В частности, по итогам 2019 года сумма страховых взносов, поступившая с территории Санкт-Петербурга в федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС), составила 135,9 миллиарда рублей (рисунок 2). В том числе 30,6 миллиарда рублей перечислено из бюджета Санкт-Петербурга в виде платежа за неработающее население. При этом субвенция территориальному фонду ОМС Санкт-Петербурга за указанный период составила лишь 83,5 миллиарда рублей (61,4% от суммы страховых взносов, поступившей с территории Санкт-Петербурга). Этого, к слову, недостаточно для полноценного функционирования городской системы здравоохранения, в связи с чем город вынужден ежегодно выделять территориальному фонду ОМС дополнительные средства в размере 18,5 миллиарда рублей.
Новая реальность — решительные меры
В 2020 году Петербург наряду с другими субъектами Российской Федерации столкнулся с сильнейшим экономическим кризисом, вызванным пандемией коронавирусной инфекции. После стабильного роста доходов городского бюджета на протяжении последних лет в текущем году объем поступлений ожидается со снижением на 10% по сравнению с 2019 годом. Одновременно, несмотря на бюджетную консолидацию, неизбежно вырастет бюджетный дефицит.
Невзирая на сложность ситуации и значимый объем непредвиденных расходов, связанных с проведением противоэпидемических мероприятий, город своевременно и в полном объеме готов выполнить все принятые обязательства, прежде всего обязательства социального характера. В целях поддержки экономики и сохранения рабочих мест Правительство Санкт-Петербурга также сочло важным воздержаться от радикального сокращения расходов капитального характера. В результате при корректировке адресной инвестиционной программы (АИП) на 2020 год под сокращение не попал ни один вводный объект, а общий объем АИП был сохранен на уровне выше исполнения 2019 года.
Одновременно в качестве оперативной реакции на складывающиеся обстоятельства в Санкт-Петербурге было принято два пакета мер по обеспечению устойчивого развития городской экономики. Среди них — налоговые преференции, освобождение от уплаты арендных платежей в отношении городского имущества, докапитализация региональных микрокредитных организаций, прямая бюджетная поддержка и пр.
Акцент на инвестиции и капвложения
Меры, принятые на региональном уровне, в совокупности с федеральными решениями позволили значительно сократить негативное влияние пандемии на городскую экономику, и уже сейчас мы видим первые признаки ее восстановления. Тем не менее восстановление не будет мгновенным. В связи с этим сейчас крайне важно принять исчерпывающие меры, направленные на стимулирование экономического роста. При этом основной акцент, с нашей точки зрения, должен быть сделан на привлечении инвестиций. В этом город не новичок. Недаром в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, подготовленном Агентством стратегических инициатив и оценивающем усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса, на протяжении нескольких лет Санкт-Петербург входит в пятерку лидеров.
ОЭЗ «Санкт-Петербург»
55 зарегистрированных компаний-резидентов.
80,2 миллиарда рублей — объем заявленных резидентами инвестиций.
51,45 миллиарда рублей — общий объем осуществленных инвестиций со стороны резидентов (данные предоставлены по состоянию на
1 апреля 2020 года).
4753 — количество созданных новых рабочих мест резидентами.
106,94 миллиарда рублей — совокупная выручка компаний-резидентов.
18,09 миллиарда рублей — объем уплаченных резидентами налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы и внебюджетные фонды Российской Федерации.
17,2 миллиарда рублей — вложено бюджетных средств в развитие площадок ОЭЗ (инженерная, транспортная, социальная инфраструктура), в том числе 6,1 миллиарда рублей — средства федерального бюджета и 11,1 миллиарда рублей — средства бюджета субъекта РФ.
182,32 гектара — общая площадь ОЭЗ (18,99 гектара — площадка «Нойдорф» в Петродворцовом районе и 163,33 гектара —площадка «Новоорловская» в Приморском районе Санкт-Петербурга).
В борьбе за инвестиции город использует весь доступный инструментарий. В частности, широко применяется механизм предоставления инвестиционных налоговых льгот, получила распространение практика заключения специальных инвестиционных контрактов. В настоящее время с участием Санкт-Петербурга заключено пять таких контрактов в сфере фармацевтического и автомобильного производства.
Высокую эффективность демонстрирует также особая экономическая зона (ОЭЗ) технико-внедренческого типа «Санкт-Петербург». Основная категория ее резидентов реализует проекты в сфере фармацевтики и биотехнологий — это отрасли, которые сегодня можно считать одними из основных драйверов экономики Санкт-Петербурга. Даже в условиях кризиса два действующих резидента готовы осуществить дополнительные инвестиции в создание фармацевтического комплекса по разработке и производству биологических субстанций и готовых лекарственных средств биологической природы. Также эти инвесторы готовы вкладываться в создание производственного оборудования для выпуска альтернативных источников энергии и медицинских изделий бытового и промышленного назначения.
Одновременно на территории ОЭЗ планируется развитие двух новых крупных проектов. Они связаны с изготовлением лопаток газотурбинных двигателей и газотурбинных установок для промышленного сектора страны, а также с производством запасных частей для компрессорного оборудования на основе собственного композиционного материала.
ОЭЗ «Санкт-Петербург» входит в пятерку наиболее эффективных особых экономических зон России, по оценке Министерства экономического развития РФ на 1 июля 2020 года
Наряду с проектами резидентов ОЭЗ в городе планируются к реализации и другие инвестиционные проекты. В их числе крупный проект в сфере развития железнодорожной инфраструктуры с общим объемом вложений более 600 миллиардов рублей, проекты по созданию завода по выпуску жидких лекарственных препаратов с общим объемом инвестиций 15,3 миллиарда рублей. В планах запуск нового производства автомобильных двигателей с вложениями в размере 12,7 миллиарда рублей, стапельного производства для строительства высокотехнологичной морской техники с общим объемом инвестиций 2,4 миллиарда рублей и пр.
Будет продолжена реализация ряда крупных проектов на основе государственно-частного партнерства. К примеру, проект строительства трамвайной ветки, соединяющей город с микрорайоном «Славянка». Или развитие территории на месте бывшего спортивно-концертного комплекса «Петербургский», подразумевающее создание новой современной ледовой арены и парка, строительство нескольких развязок с Западным скоростным диаметром и пр.
Несомненно, внебюджетные инвестиции являются основой экономики любого города. Вместе с тем мы понимаем, что капитальные вложения, осуществляемые за счет государственного бюджета, также очень важны. Без инвестиций в транспортную и инженерную инфраструктуру город просто не будет развиваться.
Отдельная проблема — формировавшийся годами дисбаланс между темпами жилищного строительства и созданием социальной инфраструктуры. Во многом благодаря решениям Правительства Российской Федерации и Минфина России в этом вопросе в последние полтора-два года Санкт-Петербургу удалось ощутимо продвинуться вперед. Тем не менее сделать предстоит еще многое.
Локомотивам тоже нужна поддержка
В наших планах постоянное наращивание бюджетных инвестиций, ежегодный объем которых в идеале не должен быть меньше 15% от расходов бюджета. Именно таким планировался бюджет Санкт-Петербурга на 2020 год. Коронавирус, к сожалению, внес свои коррективы, и сейчас без участия со стороны федерального центра обозначенная цель видится труднодостижимой.
В соответствии с многолетней практикой значимые ресурсы федерального бюджета традиционно направляются на оказание финансовой поддержки регионов с низкой бюджетной обеспеченностью. Вместе с тем не менее важной задачей, с нашей точки зрения, является содействие регионам, являющимся локомотивами роста российской экономики, к числу которых, безусловно, относится и Санкт-Петербург. Логика здесь предельно проста — инвестиции в эти регионы дают наибольшую отдачу, а значит, являются наиболее эффективными. Справедливо также то, что в период кризиса в условиях отсутствия финансовой поддержки со стороны федерального центра даже в регионах-донорах объем капитальных вложений будет иметь тенденцию к сокращению. Без дополнительного топлива даже локомотивы могут остановиться. Это в свою очередь грозит стагнацией и на уровне страны.
Учитывая изложенное, Правительство Санкт-Петербурга уже направило на рассмотрение в федеральные министерства несколько предложений, призванных стимулировать инвестиционную активность в субъектах Российской Федерации, а также увеличить устойчивость региональных бюджетов.
Первое предложение
В январском Послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации В. В. Путин выступил с инициативой о компенсации потерь региональных бюджетов в связи с предоставлением налогоплательщикам инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в размере 2/3 от суммы недополученных доходов. Вместе с тем проект методики распределения соответствующих дотаций, разработанный Правительством Российской Федерации, предусматривает компенсации лишь тем регионам, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых ниже 1,5. Полагаем необходимым данный критерий исключить или увеличить его значение до уровня не ниже двух.
Аналогичный подход предлагаем использовать и при распределении третьего транша финансовой поддержки регионов, направленной на компенсацию выпадающих доходов региональных бюджетов в соответствии с решением Президента РФ. Это вдвойне важно, принимая во внимание поручение Президента России о распределении соответствующих ресурсов (100 миллиардов рублей) с учетом необходимости поощрения субъектов Федерации, активно вкладывающих свои ресурсы в проекты развития.
Второе предложение
Ввиду отсутствия права получателей бюджетных средств на возмещение НДС 20% от финансирования региональных инвестиционных программ уходит в виде налоговых платежей в федеральный бюджет. Предлагаем возвращать НДС, уплаченный в рамках исполнения региональных инвестиционных программ, в бюджеты соответствующих регионов. При этом условием для такого возврата может служить неснижение общего объема бюджетных инвестиций в соответствующем финансовом году, а также использование возращенных средств на инвестиционные цели.
Третье предложение
В качестве антикризисной меры предлагаем рассмотреть возможность временного увеличения региональной части налога на прибыль, также предусмотрев использование этих средств на увеличение инвестиций, осуществляемых за счет региональных бюджетов.
Четвертое предложение
Наконец, в целях обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации предлагаем сделать обязательным строгое следование правилу, в соответствии с которым все решения, принимаемые на федеральном уровне и подразумевающие рост расходов или сокращение доходов региональных бюджетов, должны подразумевать соответствующую компенсацию из федерального бюджета. А таких решений в последние годы было немало. Стоит вспомнить хотя бы освобождение от налогообложения движимого имущества, освобождение от уплаты налогов отдельных хозяйствующих субъектов за II квартал 2020 года, налоговый маневр в ИT-отрасли и пр.
Полностью поддерживая указанные решения, полагаем правильным выработать такой подход, при котором переход в новые условия для регионов будет происходить плавно и нагрузка на бюджеты будет ложиться постепенно. Это даст время субъектам найти собственные источники покрытия финансовых потерь.
Пятое предложение
Предлагаем также вернуться к вопросу о передаче на федеральный уровень платежей в федеральный фонд ОМС за неработающее население, по крайней мере в части детей и пенсионеров. В сегодняшних условиях, когда количество неработающих граждан растет, указанные взносы станут серьезной нагрузкой для бюджетов субъектов Российской Федерации и могут создать риски для финансовой устойчивости регионов.
Реализация указанных инициатив, безусловно, внесет значимый вклад в задачу по скорейшему восстановлению российской экономики и создаст условия для поступательного развития регионов.