Эффективное внедрение в жизнь национальных проектов предполагает расходование значительного объема бюджетных средств, что требует принятия мер по обеспечению их целевого использования, предотвращению хищений и иных злоупотреблений в данной сфере. Именно поэтому приоритетным направлением прокурорского надзора на ближайшие годы является правовое сопровождение всего комплекса мероприятий по прорывному социально-экономическому развитию страны.
В текущем году надзорные мероприятия в рамках реализации национальных проектов существенно оптимизированы. По поручению Президента РФ Генеральная прокуратура приняла дополнительные меры по обеспечению сохранности бюджетных средств. В марте 2020 года Генеральный прокурор РФ издал указание об активизации прокурорского надзора за исполнением требований законодательства о целевом использовании бюджетных средств[1]. Все процессы в бюджетной и финансовой сферах в рамках реализации нацпроектов находятся на особом контроле органов прокуратуры. Ведется непрерывный системный мониторинг состояния законности в указанной сфере, проводятся проверки, по результатам которых принимается комплекс мер прокурорского реагирования.
Согласно приказу Генерального прокурора РФ об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации нацпроектов[2] органы прокуратуры устанавливают возможные схемы хищений денежных средств, предназначенных для реализации национальных проектов, наличие среди исполнителей государственных и муниципальных контрактов и их контрагентов фирм-однодневок и фирм-посредников, аффилированных с заказчиками юридических и физических лиц. Прокуроры нацелены на обеспечение безусловного выполнения мероприятий нацпроектов, использование всего спектра имеющихся полномочий для защиты прав граждан и организаций, интересов общества и государства. На современном этапе удалось построить эффективный механизм прокурорского реагирования для защиты прав и законных интересов государства, организаций и граждан при реализации национальных проектов. По состоянию на июль текущего года прокуроры выявили более 22 тысяч нарушений законов в рассматриваемой сфере, с целью их устранения внесено свыше 17 тысяч актов реагирования.
Вне уголовно-правовой сферы
Средствами прокурорского надзора вне уголовно-правовой сферы удается обеспечить сохранность бюджетных средств, выделяемых на выполнение национальных проектов, соблюдение условий получения бюджетного финансирования, своевременное доведение средств до получателей и их целевое расходование. Данная деятельность основана на активном информационном взаимодействии прокуроров с государственными и муниципальными органами.
***
В рамках национального проекта «Здравоохранение» по представлению прокуратуры Саратовской области восстановлены права на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, прибывшим в сельские населенные пункты, небольшие города, а также удаленные и труднодоступные места.
***
После внесения прокуратурой Республики Марий Эл представления на территории шести муниципальных образований установлено оборудование на спортивных площадках, пять чиновников профильного регионального министерства привлечены к дисциплинарной ответственности.
***
По постановлениям прокуроров в Красноярском крае, Костромской и Новосибирской областях ответственные должностные лица привлечены к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ за нецелевое расходование бюджетных средств, выделенных на обучение граждан предпенсионного возраста, формирование комфортной городской среды и обустройство фельдшерско-акушерских пунктов.
***
В Республике Крым, Брянской, Вологодской, Ивановской, Курганской, Томской областях за внесение антиконкурентных требований в закупочную документацию, незаконное увеличение стоимости услуг, нарушение сроков договорных обязательств, ненаправление обязательных сведений в единый реестр контрактов в административном порядке виновные лица оштрафованы на сумму более 13 миллионов рублей.
***
В Кировской области приняты меры реагирования в связи с неисполнением подрядчиком контрактных обязательств по строительству сетей водоснабжения на сумму 34 миллиона рублей в четырех населенных пунктах. Работы должны быть произведены в рамках национального проекта «Экология». Прокурор района в отношении подрядной организации возбудил дело об административном правонарушении по части 7 статьи 7.32 КоАП РФ (нарушение порядка заключения, изменения контракта).
Рискоемкие проекты
Анализ прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов показал, что наибольшему риску хищения бюджетных средств подвержены мероприятия, предусмотренные нацпроектами «Здравоохранение», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В этой связи уделяется повышенное внимание вопросам законности при строительстве объектов инфраструктуры и жилья, обеспечения населения лекарственными средствами.
***
В рамках надзорного сопровождения нацпроекта «Здравоохранение» прокуроры вскрыли и пресекли факты необеспечения граждан лекарственными средствами, неукомплектованности лечебных учреждений специалистами и оборудованием. Так, в Амурской области своевременно не исполнялись заключенные государственные контракты на поставку 17 дорогостоящих медицинских изделий, в том числе для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, общей стоимостью 108 миллионов рублей. По представлению прокурора нарушения устранены, контракты исполнены.
***
В результате вмешательства прокуроров обеспечено завершение строительства социальных объектов в рамках национальных проектов в Республике Бурятия, Ставропольском крае, Архангельской, Астраханской областях, расселение жильцов аварийных домов в Алтайском крае и Тамбовской области.
***
Прокуратура Нижнего Новгорода инициировала уголовное преследование по части 4 статьи 159 УК РФ депутата поселкового совета муниципального образования — директора подрядной организации в связи с выявлением признаков хищения бюджетных средств на сумму 38,7 миллиона рублей. Эти факты выявлены в ходе надзора за исполнением законодательства в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Довести средства
При реализации программ нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по требованию прокуроров устраняются административные барьеры, препятствующие ведению бизнеса. Также пресекаются нарушения в сфере контрольно-разрешительной деятельности, нарушения прав предпринимателей на равный доступ к получению финансовой и информационной поддержки.
***
Например, на основании постановления прокуратуры города Сельцо Брянской области за нарушение условий предоставления субсидий в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ (нарушение условий предоставления субсидий) оштрафовано должностное лицо администрации города.
Факты посягательств на бюджетные средства в рамках мероприятий национальных проектов прокурорами пресечены практически в каждом регионе страны
Прокуроры принципиально реагируют на каждую ситуацию, при которой выделяемые в рамках нацпроектов бюджетные средства главные распорядители финансирования не доводят до получателей, существенно нарушая их права. Поэтому на особом контроле находятся вопросы строительства объектов инфраструктуры и жилья, получения материнского капитала и других видов социальной помощи. Используя весь комплекс мер прокурорского реагирования, в том числе предъявление исковых заявлений, органы прокуратуры проводят работу по восстановлению нарушенных прав граждан.
***
Например, во исполнение представлений прокуроров в Еврейской автономной и Ростовской областях восстановлены права граждан на получение социальных выплат в отношении малолетних детей. Обеспечивая законность при реализации нацпроекта «Жилье и городская среда», прокурор Республики Коми добивается в судебном порядке восстановления прав 24 жильцов аварийного дома на их проживание в безопасных условиях.
Уголовные дела
Во многих регионах в результате прокурорских проверок установлены нарушения в сфере контрактной системы. Пресечены случаи уклонения заказчиков от проведения конкурентных процедур, в том числе путем «дробления» заказов, несвоевременного опубликования закупочных извещений, протоколов, документов о заключении и исполнении контрактов, нарушения порядка проведения конкурсных отборов, затягивания сроков исполнения и оплаты товаров, работ, услуг, неприменения к недобросовестным поставщикам штрафных санкций. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело об оплате фактически не выполненных работ по благоустройству общественной территории на сумму более 23 миллионов рублей.
В ряде регионов по инициативе органов прокуратуры в текущем году возбуждены и расследуются уголовные дела в связи с завышением стоимости работ по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», принятием и оплатой невыполненных работ и непоставленного оборудования при капитальном ремонте и строительстве объектов искусства и спорта, благоустройстве городских территорий в рамках национальных проектов «Культура», «Демография», «Жилье и городская среда», «Экология».
***
К примеру, по материалам проверки прокуратуры Челябинской области региональное подразделение Следственного комитета РФ возбудило уголовное дело в связи с причинением ущерба бюджету области в размере не менее 65 миллионов рублей. Ущерб был причинен в результате приемки и оплаты должностными лицами непоставленного оборудования при строительстве ледового дворца в городе Челябинске.
Справка
В марте и апреле текущего года Генеральная прокуратура РФ направила Председателю Правительства РФ, его заместителям, курирующим национальные проекты, а также в Минфин России письма с конкретными предложениями по организации совместной работы. Первоочередное внимание органы прокуратуры уделили пресечению рисков срыва реализации национальных проектов.
***
По материалам прокуратуры Республики Марий Эл возбуждены и расследуются уголовные дела по части 1 статьи 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) и части 1 статьи 293 УК РФ (халатность) по факту использования некачественных материалов, нарушения технологии производства работ по ремонту дорог в городе Йошкар-Ола и причинения бюджету ущерба на сумму свыше 115 миллионов рублей.
Нередко в ходе прокурорских проверок удается раскрыть преступные схемы вывода денежных средств из бюджетной системы при исполнении государственных и муниципальных контрактов. Например, при реализации нацпроекта «Жилье и городская среда» в Московской области прокуроры вскрыли факты мошенничества и превышения должностных полномочий в связи с приемкой и оплатой невыполненных работ по муниципальному контракту на устройство объектов электросетевого хозяйства. По материалам прокурорской проверки возбуждены и расследуются уголовные дела в отношении работников администрации городского округа и подрядной организации.
Надзор в сфере нормотворчества
Значительная работа проделана прокурорами для устранения пробелов в региональном и местном нормотворчестве, приведения его в соответствие с федеральным законодательством. К примеру, в рамках нацпроекта «Демография» по инициативе прокуратуры Республики Тыва принят закон республики о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплат в связи с рождением детей.
Генеральная прокуратура РФ на постоянной основе проводит мониторинг состояния законности и правоприменительной практики в сфере реализации национальных проектов. Так, по итогам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры, внесенного в марте 2020 года, Министерство природных ресурсов и экологии РФ подготовило проект нормативного акта, отсутствие которого тормозило предоставление из федерального бюджета средств для развития инфраструктуры утилизации отходов.
Принципиальную правовую оценку прокуроры дают по всем нарушениям законодательства, в том числе при реализации нацпроекта «Цифровая экономика». Например, после вмешательства Генеральной прокуратуры РФ в 2019 году федеральное министерство организовало закупку программного обеспечения для нужд федеральных органов исполнительной власти, а также издало ведомственные приказы о порядке предоставления из федерального бюджета грантов и субсидий на реализацию проектов в области информационных технологий.
Во взаимодействии
Работа прокуроров построена на взаимодействии с органами Росфинмониторинга, ФНС, Федерального казначейства, МВД России, ФСБ, контрольно-счетными органами субъектов РФ. На данном этапе межведомственное взаимодействие с уполномоченными органами выведено на новый качественный уровень. Конструктивное сотрудничество осуществляется путем оперативного обмена информацией в рамках межведомственных рабочих групп, созданных в Генеральной прокуратуре РФ и прокуратурах нижестоящего звена. Кроме того, в Генеральной прокуратуре активно начали свою работу 12 экспертных подгрупп по наиболее актуальным проблемам исполнения каждого проекта.
Эффективно развивается сотрудничество между Генеральной прокуратурой РФ и Счетной палатой РФ. В частности, установленный порядок взаимодействия позволил пресечь грубые нарушения при выполнении национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По итогам рассмотрения сведений, полученных из Федерального казначейства и Счетной палаты, прокурорам регионов, имеющих наихудшие показатели исполнения национальных проектов, поручено проанализировать деятельность уполномоченных органов и принять исчерпывающие меры реагирования. Итоги проверок контролирует Генеральная прокуратура РФ, прокуроры субъектов РФ несут персональную ответственность за их результаты.
Также широко практикуется взаимодействие с органами Росфинмониторинга по обмену сведениями о сомнительных финансовых операциях юридических лиц, указывающих на возможный вывод из легального оборота бюджетных средств, завышение цен государственных контрактов, перечисление денежных средств фирмам-однодневкам, организациям, обладающим признаками «технических», иностранным юридическим лицам. В настоящее время Генеральная прокуратура РФ организовала проверки по нескольким десяткам материалов финансовой разведки о сомнительных операциях, необходимые поручения даны органам полиции и налогового контроля ряда регионов, принимается комплекс мер прокурорского реагирования. В некоторых регионах по материалам прокурорских проверок, проведенных на основании сведений Росфинмониторинга, возбуждены и расследуются уголовные дела по факту создания подставных организаций, на счета которых в дальнейшем перечислены средства, выделенные в рамках национальных проектов.
***
Например, по итогам проверки поступившей из Росфинмониторинга информации прокуратура Северо-Западного административного округа города Москвы установила факт фиктивной регистрации организации, на счета которой в дальнейшем перечислялись средства в рамках национального проекта «Экология». По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 173.1 Уголовного кодекса (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица).
В интересах дела
Для обеспечения системного противодействия совершению нарушений при реализации национальных проектов Генеральная прокуратура РФ направила в Правительство РФ законодательные предложения по совершенствованию контрактной системы. Они касаются упорядочения формирования максимальной цены контрактов во избежание ее искусственного завышения и хищения бюджетных средств. С целью повышения оперативности проверочных мероприятий этого направления Генеральной прокуратурой РФ достигнута договоренность с Минфином России о подключении органов прокуратуры к специализированному разделу ГИИС «Электронный бюджет». Этот электронный ресурс позволит работникам Генпрокуратуры дистанционно, без направления запросов в уполномоченные органы и организации постоянно отслеживать выделение и расходование бюджетных средств и незамедлительно организовывать необходимые проверки по фактам выявленных нарушений.
Предоставленные законом полномочия позволяют прокурорам обеспечить результативный надзор за своевременностью и полнотой финансирования нацпроектов, законностью контрактной работы и соблюдением бюджетной дисциплины, оперативно устранять нарушения законодательства и восстанавливать права граждан. С учетом обозначенных в послании Президента РФ приоритетов проведение системных надзорных мероприятий по обеспечению законности при реализации национальных проектов продолжается.
[1] Указание Генерального прокурора РФ от 18 марта 2020 года № 170/7 «Об активизации прокурорского надзора за исполнением требований законодательства о целевом использовании бюджетных средств».
[2] Приказ Генерального прокурора РФ от 14 марта 2019 года № 192 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов».