Версия для печати 1682 Материалы по теме
Елена Евгеньевна ПРЫТКОВА, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Тюменской области
Реализация прослеживаемости национальных проектов

В рамках реализации указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204, постановления Правительства РФ от 31 октября 2018 года № 1288 об организации проектной деятельности в Правительстве РФ в октябре 2019 года определены территориальные органы Федерального казначейства — пилоты по формированию прослеживаемости достижения результатов национальных проектов. В состав пилотов включено пять управлений Федерального казначейства, в том числе УФК по Тюменской области.

Уточнение перечня объектов капитального строительства

В Тюменской области в рамках организации проектной деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1288 был создан региональный проектный офис (РПО). Функции РПО, включая функции по общей координации, методологической поддержке реализации национальных проектов (программ), были возложены на Департамент экономики Тюменской области.

Первоначально УФК по Тюменской области, как и остальные участники пилотного проекта, проработали модель прослеживаемости достижения результатов национальных проектов, связанных с созданием объектов капитального строительства (ОКС), и визуализации информации о них на интерактивной карте Российской Федерации. В рамках данного поручения проведены работы по уточнению перечня и адресов ОКС, а также уникального идентификатора ОКС. На момент направления информации в Федеральное казначейство на территории Тюменской области было 15 объектов капитального строительства, создаваемых в рамках национальных проектов (восемь детских садов и семь школ). Уточнение перечня и адресов ОКС проходило по согласованию с руководителем РПО.

Трудности начального периода

Следующий этап пилотирования заключался в верификации паспортов региональных проектов и отчетов о реализации региональных проектов, а также уточнении данных по ОКС. В УФК по Тюменской области были определены 14 ответственных за верификацию паспортов и отчетов сотрудников (далее — наблюдатели), осуществлено подключение к разделам «Региональные проекты», «Мониторинг исполнения по субъектам Российской Федерации», «Реестр отчетов о ходе реализации региональных проектов» подсистемы управления национальными проектами ГИИС «Электронный бюджет».

В соответствии с поставленными задачами наблюдатели региональных проектов контролировали своевременность и полноту размещаемых РПО в подсистеме «Бюджетное планирование» отчетов по реализации национальных проектов. Благодаря тому что РПО Тюменской области к своей работе по размещению отчетов приступил с полной ответственностью, уже на первоначальном этапе в октябре — ноябре 2019 года были размещены и утверждены отчеты по 45 региональным проектам из 48 (94%). В ходе изучения паспортов проектов и отчетов о их реализации РПО установил и зарегистрировал в службе технической поддержки следующие проблемы и ошибки:

  • отсутствие синхронизации отчета с паспортом федерального проекта, в котором отсутствуют мероприятия для Тюменской области;
  • отсутствие контрольных точек и результатов региональных проектов в отчетном периоде;
  • некорректная загрузка кассового исполнения (при направлении сформированного отчета на согласование невозможно заполнить и сохранить информацию в разделе по рискам).

В течение первых двух месяцев активной работы наблюдателей УФК и РПО в Федеральное казначейство были представлены предложения по совершенствованию системы мониторинга национальных проектов, дальнейшей автоматизации процессов управления национальными проектами на федеральном и региональном уровнях. Кроме того, территориальные органы — пилоты обозначили проблему, вызванную отсутствием локального акта, регулирующего порядок действий наблюдателей при проведении верификации паспортов и отчетов.

Регламенты работ

Федеральное казначейство совместно с Министерством финансов РФ разработало временный регламент осуществления территориальными органами Федерального казначейства проверки паспортов региональных проектов, временный регламент осуществления ТОФК проверки отчетов о ходе реализации региональных проектов и временный регламент осуществления ТОФК мониторинга размещения отчетов о ходе реализации региональных проектов в подсистеме управления национальными проектами ГИИС «Электронный бюджет». Указанные регламенты утверждены 11 февраля 2020 года руководителем Федерального казначейства Р. Е. Артюхиным. Полномочия наблюдателей ТОФК после поступления временных регламентов для организации мероприятий по верификации паспортов региональных проектов и отчетов о ходе реализации региональных проектов в значительной мере упорядочились.

В то же время указанные документы определили организацию взаимодействия органов Федерального казначейства и проектных офисов субъектов РФ. Проверку паспортов региональных проектов УФК по Тюменской области осуществляет ежемесячно. По результатам проверки заполняется отчетная форма, которая не позднее шестого рабочего дня месяца, следующего за отчетным, направляется в РПО. РПО не позднее двух рабочих дней со дня получения от ТОФК отчетности возвращает ее с заполненной графой «Примечание» и указанием причины появления отклонений, выявленных ТОФК. ТОФК в течение одного рабочего дня с момента получения заполненной формы отчетности от РПО направляет документ в Управление бюджетного мониторинга Федерального казначейства. При осуществлении мониторинга УФК проверяет:

  • количество отчетов;
  • информацию об исполнении результатов;
  • информацию о достижении показателей;
  • статус заполнения информации о выполнении мероприятия, достижения контрольной точки, результата;
  • корректность назначения ответственных за достижение результатов и контрольных точек.

Мониторинг размещения отчетов о ходе реализации региональных проектов осуществляется также в ежемесячном режиме, форма отчетности заполняется уже по состоянию на десятый рабочий день месяца, следующего за отчетным, и направляется в РПО. Как мы видим, для отражения данных по региональным проектам для РПО субъекта предоставляется достаточный временной период, который в том числе позволяет успеть устранить ошибки и решить проблемы. ТОФК направляет указанную отчетность не позднее 15-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, в Управление бюджетного мониторинга Федерального казначейства.

Проблем стало меньше

В I квартале 2020 года при размещении отчетов РПО проблемы выявлялись, но уже в меньшем количестве:

  • некорректная загрузка кассового обеспечения, плановых объемов финансирования;
  • невозможность отправить результат регионального проекта на согласование по причине того, что у ответственного исполнителя за результат отсутствует привязка к пользователю «Электронного бюджета».

Указанные проблемы оперативно устранены РПО в марте — апреле 2020 года. И результаты размещения отчетов о ходе реализации региональных проектов достигли показателя 100%.

Доступ к ПИАО

В настоящее время на территории Тюменской области реализуется 49 региональных проектов в рамках 11 национальных проектов (за исключением национального проекта «Наука»). В мае текущего года УФК по Тюменской области провело работу по обеспечению доступа 13 наблюдателей и семи сотрудников РПО к информационно-аналитическому ресурсу «Мониторинг размещения отчетов о ходе реализации региональных проектов в субъектах Российской Федерации» подсистемы информационно-аналитического обеспечения ГИИС «Электронный бюджет» (ПИАО) (рисунок). В настоящий период ТОФК приступили к мониторингу данных, загруженных в ПИАО в части полноты и достоверности отражаемой информации.

25.jpg

Подсистема позволит получать сведения по формированию и утверждению отчетов о ходе реализации региональных проектов как сотрудникам ТОФК и РПО, так и должностным лицам аппарата Правительства РФ, аппарата полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, высшему должностному лицу субъекта РФ.

Мониторинг мероприятий

Помимо вышеописанного мониторинга сотрудники контрольно-ревизионного блока УФК по Тюменской области на постоянной основе проводят мониторинг мероприятий по реализации национальных проектов на территории региона в рамках последующего контроля. При его проведении сотрудники не только изучают и проверяют финансовые и бухгалтерские документы, но и выезжают на места, где можно фактически увидеть, как на деле происходит реализация конкретного национального проекта.

Например, в 2019–2020 годах на территории Тюменской области в рамках реализации национального проекта «Образование» были построены и введены в эксплуатацию две школы в Тюмени и одна школа в Тобольске, что было зафиксировано на фотоснимках в ходе проведения мониторинга.

24.jpg

В перспективе

Сегодня мы можем отметить, что в условиях четко выстроенного порядка взаимодействия ТОФК и региональных проектных офисов субъектов РФ исполнение стратегической задачи по прослеживаемости достижения контрольных точек и результатов федеральных и региональных проектов обязательно позволит добиться в 2020 году итоговых результатов. Это:

  • создание модуля, обеспечивающего прослеживаемость достижения контрольных точек и результатов федеральных и региональных проектов в ГИИС «Электронный бюджет», для граждан;
  • создание модуля ГАС «Управление», обеспечивающего прослеживаемость достижения контрольных точек и результатов федеральных и региональных проектов для органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность, и других заинтересованных органов власти.

Справка

В Тюменской области в 2020 году на реализацию 11 национальных проектов (программ) предусмотрено бюджетных ассигнований на сумму более 7,4 миллиарда рублей, из них средств федерального бюджета — 4,1 миллиарда.

***

Наибольший объем денежных средств, около 34% от запланированной суммы, выделяется на реализацию нацпроекта «Демография». Более 2 миллиардов рублей будет направлено на поддержку семей с детьми. А именно: 1,5 миллиарда — на выполнение полномочий Российской Федерации по осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка; 289,2 миллиона рублей — на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет; 355,2 миллиона рублей — на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в детских дошкольных учреждениях.

***

В рамках национального проекта «Здравоохранение» 217,7 миллиона рублей выделяется на создание и оснащение референс-центров для иммуногистохимических, патоморфологических и лучевых методов исследований, переоснащение сети региональных медицинских организаций, оказывающих помощь онкобольным. 141,2 миллиона рублей — на развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. 630,3 миллиона рублей — на создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения.

***

В 2020 году на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» запланировано 700 миллионов рублей; на внедрение автоматизированных и робототизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением ПДД (предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек) — 160 миллионов рублей.

***

На реализацию национального проекта «Жилье и городская среда» (в части благоустройства общественных пространств и на стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов РФ) предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 709,7 миллиона рублей.

***

Пятерку лидеров национальных проектов по сумме запланированного финансового обеспечения замыкает национальный проект «Образование». В его рамках предусмотрено 652,8 миллиона рублей, в том числе на создание в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях — 553,8 миллиона рублей и в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, — 75,6 миллиона рублей. Кроме того, денежные средства будут выделены на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, а также на проведение Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки волонтерства «Регион добрых дел».


Поделиться