В статье рассмотрим действия предпринимательского сообщества по минимизации последствий как пандемии коронавируса, так и введенных мер повышенной готовности, ограничивших работу компаний из разных сфер деятельности. А также поговорим о том, чего удалось добиться предпринимательским ассоциациям, какие новые задачи стоят перед ними сейчас, как бизнесмены оценивают эффективность существующих мер.
Неблагоприятные экономические последствия, наступившие после принятия необходимых решений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях распространения коронавирусной инфекции, затронули практически все виды экономической деятельности. Но особенно отразились на предприятиях малого и среднего бизнеса. Это стало настоящей проверкой на эффективность для предпринимательских ассоциаций. Они вынуждены были мобилизовать все внутренние организационные и экспертные ресурсы, чтобы донести до руководства страны и регионов наиболее острые проблемы бизнеса, предложить оптимальные варианты их решения. Оперативное информирование региональных отделений, комитетов и комиссий, а также качественный сбор и анализ обратной связи «с полей» позволили общественным организациям стать полноправным участником процесса обсуждения и принятия мер по поддержке бизнеса.
Корректировка мер поддержки
Еще в середине марта, то есть с самого начала введения ограничительных мер, Правительство РФ разработало план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики. Основные разделы плана касались обеспечения населения товарами первой необходимости и поддержки отдельных отраслей. К наиболее пострадавшим были отнесены: авиаперевозки, организация досуга и развлечений, физкультура и спорт, гостиничный бизнес, общественное питание, дополнительное образование, деятельность в сфере туризма, организации мероприятий и предоставления бытовых услуг.
В рамках поддержки МСП в плане Правительства РФ были прописаны: мораторий на проверки и наложение санкций, отсрочки по уплате страховых взносов и арендных платежей для арендаторов государственного или муниципального имущества, а также кредитные каникулы и упрощение требований к заемщикам в рамках программ льготного кредитования.
Для аккумулирования информации обо всех актуальных мерах поддержки и для ответов на вопросы предпринимателей Правительством РФ был запущен специальный портал стопкоронавирус.рф и начала работу единая горячая линия. Деловые объединения также организовали работу собственных антикризисных центров. Так, например, «ОПОРА РОССИИ» создала информационный ресурс oporahelp.me, на котором размещаются актуальные новости, официальные документы, алгоритмы получения мер поддержки на федеральном и региональном уровнях.
Анализируя первые пакеты мер поддержки, члены и эксперты «ОПОРЫ РОССИИ» пришли к следующим выводам. Список наиболее пострадавших отраслей и соответствующих ОКВЭД нуждается в дальнейшем расширении. Общественные объединения предпринимателей предлагали включить в перечень пострадавших сельское хозяйство, строительство, оптовую и розничную торговлю — в целом все предприятия, в которых падение выручки превысило 30%.
Еще одно узкое место, с точки зрения «ОПОРЫ РОССИИ», это то, что в вопросах предоставления целевых кредитов и упрощения требований к заемщикам со стороны банков не было единых правил. Более того, зачастую банки рассматривали только обращения своих зарплатных клиентов.
На протяжении всего времени борьбы с пандемией бизнес-объединения («ОПОРА РОССИИ», ТПП, «Деловая Россия», РСПП) находились в тесном, фактически ежедневном контакте с федеральными органами власти, вели комплексную работу по формированию и внесению предложений о дополнительных мерах поддержки бизнеса. Так, в конце апреля координационный совет предпринимательских союзов России обратился к председателю Правительства РФ М. В. Мишустину с новыми развернутыми предложениями для включения их как в очередной пакет мер поддержки, так и в Общенациональный план действий, обеспечивающий восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения. Предпринимательские ассоциации предлагали повысить доступность финансовых средств, стимулировать спрос (как со стороны государства, так и со стороны граждан), принять комплекс фискальных и регуляторных мер, способствующих поддержке малого и среднего бизнеса.
В итоге второй пакет мер поддержки содержал уже прямую финансовую помощь бизнесу. Через систему грантов фактически было обеспечено софинансирование затрат компаний на выплаты сотрудникам со стороны государства в размере одного МРОТ в месяц на каждого сотрудника (12 130 рублей) при условии сохранения персонала.
Оценка эффективности мер предпринимателями
Ключевым вопросом после принятия мер поддержки стала оценка их востребованности и эффективности. В конце мая Общероссийский народный фронт и деловые ассоциации провели опрос 2700 предпринимателей. Две трети участников опроса — владельцы бизнеса с доходом до 120 миллионов рублей в год и численностью сотрудников до 15 человек.
Среди участников опроса самой популярной мерой (так как она не требует возврата средств) стало получение гранта на выплату заработной платы — 78% тех, на кого она распространяется, обращались или собираются обратиться за ней. При этом только 54% из обратившихся предпринимателей удалось получить грант. Наиболее распространенной причиной отказа (24% обратившихся) стало то, что на льготы могли рассчитывать только юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых указанный в ЕГРЮЛ основной код вида деятельности входит в правительственный список пострадавших отраслей. Льготный кредит вызвал среди участников опроса меньше интереса — 51% запрашивал беспроцентный кредит на выплату заработной платы, 42% — льготный кредит по ставке 8,5%. Отдельно стоит отметить, что 71% участников опроса не обращались в налоговую службу для получения отсрочки по выплате налогов.
Основные результаты
В рамках подготовки к постепенному снятию ограничений на первый план для бизнеса вышли вопросы снижения издержек при возобновлении деятельности, уменьшения контрольно-надзорной нагрузки, корректировки налоговой системы. И, конечно, на встречах с руководителями федеральных органов власти отдельно проговаривалась необходимость обсуждения с бизнес-сообществом рекомендаций Роспотребнадзора по снятию ограничений, чтобы обеспечить экономическую выполняемость предлагаемых профилактических мер.
После утверждения требований Роспотребнадзора Правительство РФ выделило 20 миллиардов рублей на субсидии для 500 тысяч малых и средних компаний — на компенсацию расходов на профилактику коронавирусной инфекции. А именно: снабжение персонала масками и перчатками, измерение температуры и обеспечение мер для соблюдения социальной дистанции. Помощь коснется бизнеса в сфере гостеприимства, бытовых услуг, общественного питания, физкультуры, спорта и дополнительного образования.
По итогам трех месяцев действия мер поддержки бизнеса можно зафиксировать такие основные результаты: для шести миллионов предпринимателей ставка страховых взносов была снижена с 30 до 15%; для 3,4 миллиона ИП размер страховых взносов был снижен на 12 130 рублей; 1,8 миллиона предпринимателей имели возможность получить субсидию на каждого работника, а также быть освобожденными от уплаты налоговых платежей за второй квартал. Создана программа льготного кредитования под 2%, снижены ставки по гарантиям для бизнеса и взносы банков в Фонд страхования вкладов, что также должно привести к улучшению условий кредитования и реструктуризации. В рамках ослабления административной нагрузки было принято решение о
В целом, по мнению большинства экспертов, меры поддержки, принятые в России, были адекватны аналогичным шагам правительств других стран. (Подробнее об экономических мерах, применяемых странами в условиях пандемии COVID-19 — в следующем номере журнала «Бюджет».)
Начало роста деловой активности
По данным индекса деловой активности малого и среднего бизнеса RSBI, ослабление карантинного режима привело к росту деловой активности. В мае — июле, впервые за период пандемии, уменьшилась доля компаний, сокращающих штат (с 37 до 18%), и выросло количество предпринимателей, планирующих увеличение инвестиций. В июне индекс деловой активности достиг отметки 45 пунктов (значение 50 пунктов свидетельствует о положительных настроениях бизнеса).
Ожидания стали более оптимистичными — по прогнозам трети участников опроса, в ближайшие месяцы выручка их предприятий вырастет или не изменится. При этом Банк России прогнозирует краткосрочный рост цен на товары и услуги из-за «эффектов отложенного спроса и влияния ослабления рубля в первом квартале».
Новые элементы поддержки бизнеса
Если же смотреть глобально, то, по оценке первого заместителя председателя Правительства РФ А. Р. Белоусова, количество занятых в малом и среднем предпринимательстве должно восстановиться до 20 миллионов человек к концу 2021 года. Для достижения этого показателя в России, помимо прочего, планируется создать систему поддержки на основе личных кабинетов, где предприниматель сможет в режиме онлайн решать разнообразные задачи — регистрацию, уплату налогов, получение финансовой помощи, консультации по получению кредитов и сбыту продукции. По заявлению первого вице-премьера, технические возможности для реализации проекта уже есть — прежде всего имеется в виду реестр субъектов МСП, созданный Федеральной налоговой службой.
Также был анонсирован механизм акселерации малых и средних предприятий, предполагающий сосредоточение налоговых, финансовых, инфраструктурных инструментов, ориентированных на рост бизнеса и количества рабочих мест. На решение этой задачи Правительство РФ собирается совместно с деловыми ассоциациями перенацелить организационные и финансовые ресурсы национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В середине июля Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам принял решение продлить сроки достижения целей развития до 2030 года, синхронизировав изменения в паспортах нацпроектов с общенациональным антикризисным планом. Таким образом, количество занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, за десять лет должно увеличиться до 25 миллионов человек. По мнению президента «ОПОРЫ РОССИИ» А. С. Калинина, этого показателя возможно добиться и раньше при условии успешного выполнения других национальных проектов, а также продолжения реализации программ по популяризации и акселерации предпринимательства.