№ 8 август 2020 — 07 августа 2020

ВМФК — залог стабильности исполнения бюджета

Версия для печати 1560 Материалы по теме

Построение системы эффективного внутреннего государственного финансового контроля с 2016 года является стратегической целью Казначейства России, одной из ключевых составляющих которой следует выделить проведение контрольных мероприятий на муниципальном уровне. В соответствии с пунктом 3 статьи 157 БК РФ Федеральное казначейство проводит анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций).

44.jpg

Руслан Шхамзевич ЧЕНИБ, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея,  доцент, кандидат экономических наук

45.jpg

Наталья Валентиновна ГОРБАНЕВА, начальник отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея

Новый порядок анализа

До 14 апреля 2020 года органы Федерального казначейства осуществляли анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), в соответствии с порядком, утвержденным приказом Федерального казначейства от 3 июля 2017 года № 17н. Новый порядок, который действует в настоящее время, Минфин России утвердил в декабре 2019 года.

В результате была конкретизирована цель проведения анализа, при этом расширен и более четко определен перечень задач участников процесса. Как видно из данных таблицы 1, объем задач анализа увеличился. Если ранее перед казначеями стояло две задачи — оценка исполнения полномочий и формирование заключений, то с апреля 2020 года специалисты казначейства должны не просто выявлять ошибки, но и искать конструктивные решения для их устранения и минимизации. Последнее должно выполняться посредством систематизации обнаруженных недостатков, обобщения лучших практик и т. д.

46.jpg

Объекты анализа

По состоянию на 1 ноября 2017 года на территории Республики Адыгея функционировало 36 органов муниципального финансового контроля, пять муниципальных образований свои полномочия передали на уровень районов, в 19 муниципальных образованиях органы контроля не созданы. В 2018 году работало 34 органа муниципального финансового контроля, 21 муниципальное образование свои полномочия передало на уровень районов, в пяти муниципальных образованиях органы контроля не были образованы. В 2019 году функционировало 37 органов муниципального финансового контроля, 20 муниципальных образований полномочия передали, в трех муниципальных образованиях органы контроля не были созданы (рисунок 1).

47.jpg

Для того чтобы обеспечить на территории Республики Адыгея безусловное исполнение муниципальными образованиями статьи 269.2 БК РФ и исключить наличие муниципалитетов, в которых органы контроля отсутствуют и при этом полномочия по контролю не переданы, Управление Федерального казначейства по Республике Адыгея (далее — Управление) обращалось в прокуратуру Республики Адыгея и кабинет министров Республики Адыгея с просьбой принять соответствующие меры. Благодаря общим усилиям сложившаяся ситуация была исправлена. Насколько именно она улучшилась, можно будет судить по результатам мониторинга органов контроля по состоянию на 1 октября 2020 года, проведенного уже в соответствии с новым порядком.

Результаты анализа

В плане проведения анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), на 2019 год значилось 14 аналитических мероприятий. Все они были проведены в установленные сроки. На 2020 год запланировано девять аналитических мероприятий, по состоянию на 1 июля 2020 года проведено шесть. В связи с ограничительными мерами по предупреждению распространения COVID-19 были внесены корректировки в график проведения анализа — три аналитических мероприятия по указанию Федерального казначейства перенесены на более поздний срок.

Предметом анализа Управления является деятельность органов муниципального контроля по:

  • проведению проверок и ревизий;
  • направлению объектам контроля актов и заключений;
  • осуществлению процедур внешнего и внутреннего информационного обмена для координации деятельности при проведении проверок с правоохранительными органами;
  • исполнению производств по делам об административных правонарушениях.

В ходе анализа случаев непредставления, несвоевременного представления либо представления в неполном объеме органами контроля информации, запрашиваемой Управлением, не было. Это результат того, что сотрудники Управления наладили конструктивное взаимодействие с органами ВМФК и провели необходимые консультации.

Однако анализ показал в целом слабый уровень организации работы органов по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля. Данный факт объясняется отсутствием как опыта контрольной деятельности у должностных лиц, осуществляющих внутренний муниципальный финансовый контроль, так и методических рекомендаций. Кроме того, проведенный Управлением анализ позволил установить, что только половина всех созданных органов муниципального финансового контроля исполняет возложенные на них бюджетные полномочия. В то время как остальная их часть существует только формально — на бумаге.

По результатам анализа были сформированы заключения, в которых указаны выявленные недостатки исполнения бюджетных полномочий органами контроля, а также даны предложения и рекомендации по их исправлению. Наиболее характерные рекомендации органам муниципального финансового контроля в 2019 году и в первом полугодии 2020 года приведены на рисунке 2. Они касаются основополагающих принципов выстраивания деятельности органов контроля — особенностей информационного взаимодействия, приведения в соответствие с вышестоящими положениями их нормативно-правовой базы и функционирования согласно требованиям бюджетного законодательства.

49.jpg

Совершенствование системы муниципального финансового контроля

В Республике Адыгея в целях реализации стратегических задач Федерального казначейства по построению системы эффективного внутреннего госфинконтроля сформирована рабочая группа по вопросам развития взаимодействия Управления и органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Рабочая группа разрабатывает предложения, реализация которых позволит вывести систему государственного (муниципального) финансового контроля на новый уровень развития. В ноябре 2018 года был создан Совет по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю Республики Адыгея (далее — Совет), в состав которого вошли представители Управления, Управления государственного финансового контроля Республики Адыгея, а также представители органов муниципального финансового контроля. Основными задачами Совета являются:

  • подготовка предложений по совершенствованию ВГ(М)ФК;
  • рассмотрение проектов нормативных правовых актов в сфере ВГ(М)ФК, подготовка предложений по их совершенствованию;
  • выработка предложений по совершенствованию межведомственного взаимодействия при осуществлении ВГ(М)ФК.

На последнем заседании Совета особое внимание было уделено вопросам, возникающим в процессе применения бюджетного законодательства органами внутреннего государственного (муниципального) контроля после вступления в силу Федерального закона № 199‑ФЗ. Имеющиеся на сегодняшний день проблемы в органах ВМФК не позволяют в полной мере реализовать возложенные на муниципальных контролеров в соответствии с БК РФ полномочия.

48.jpg

С 1 июля этого года вступили в силу федеральные стандарты по осуществлению ВГ(М)ФК. Однако вероятность того, что они в полной мере обеспечат качественное исполнение бюджетных полномочий органами муниципального финансового контроля, невысока. Ключевой проблемой функционирования органов муниципального финансового контроля мы видим отсутствие у них четкой концепции и понимания своей миссии — с какой целью муниципальные органы власти должны организовать систему внутреннего муниципального финансового контроля, так называемый самоконтроль. На наш взгляд, самым действенным способом улучшения работы по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля является создание единого органа исполнительной власти на территории субъектов, которому будут переданы данные полномочия.

Поделиться