В соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Управление Федерального казначейства по Пермскому краю (далее — Управление) с 2016 года проводит анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций). Целью анализа является совершенствование деятельности органов контроля.
Для определения перечня органов контроля, осуществляющих деятельность на территории Пермского края, Управление проводит ежегодный их мониторинг. На уровне субъекта РФ органом внутреннего государственного финансового контроля является Министерство финансов Пермского края, анализ деятельности которого осуществляется ежегодно.
Результаты мониторинга органов внутреннего муниципального финансового контроля на территории Пермского края представлены на рисунке 1. В настоящее время анализ проведен в отношении всех органов контроля, осуществляющих свою деятельность по состоянию на 1 ноября 2019 года (рисунок 2).
Основные недостатки
По результатам анализа Управление направляет органу контроля заключение с информацией о выявленных недостатках исполнения бюджетных полномочий, предложениями и рекомендациями. Остановимся на основных недостатках, выявленных в деятельности органов контроля в 2019 году. Наиболее характерными для ВМФК на уровне муниципальных районов и городских округов являются:
- недостатки, выявленные в актах, регламентирующих деятельность органа внутреннего муниципального финансового контроля;
- несоответствие процедур подготовки и проведения контрольных мероприятий актам, регламентирующим порядок осуществления ВМФК;
- несоответствие процедур составления и направления представлений, предписаний по результатам контрольных мероприятий законодательно определенным требованиям.
В деятельности контрольных органов уровня городских и сельских поселений более серьезные недостатки. Порой при анализе выявляется неисполнение бюджетных полномочий, отсутствие актов, регламентирующих деятельность органа внутреннего муниципального финансового контроля, недостатки в них, несоблюдение требований по размещению информации в интернете.
Справка
Обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации полномочия по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю установлены Бюджетным кодексом и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131‑ФЗ.
Причины и способы их устранения
Анализ показал, что основной причиной недостатков в деятельности органов контроля являлось отсутствие единых требований к осуществлению внутреннего финансового контроля (типовых форм документов, единых подходов к квалификации наиболее значимых нарушений) и методических рекомендаций по их применению. Проблема организации исполнения полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю на уровне городских и сельских поселений связана с недостаточностью финансовых ресурсов, отсутствием квалифицированных специалистов. Ввиду небольшого кадрового состава сотрудники органов местного самоуправления в поселениях выполняют сразу несколько функций, что приводит к некачественному исполнению полномочий.
Одним из вариантов решения данной проблемы является передача полномочий с уровня городских и сельских поселений на уровень муниципального района, в состав которого они входят. Соглашения по передаче полномочий заключили 30 сельских поселений Пермского края в двух муниципальных районах. Основным же решением вопроса повышения качества исполнения бюджетных полномочий в регионе стало укрупнение муниципальных образований — в границах бывших районов создаются городские и муниципальные округа. Следует отметить, что после преобразования муниципальных образований количество органов контроля уровня городских и сельских поселений уменьшилось с 267 (по состоянию на 1 ноября 2017 года) до 11 (на текущий момент времени).
Информацию о результатах проведения в отчетном году анализа исполнения бюджетных полномочий органами контроля в субъектах РФ Федеральное казначейство направляет в адрес высших исполнительных органов государственной власти регионов. Кроме того, доклад об обобщенных результатах анализа, содержащий в том числе анализ типовых недостатков и предложения о совершенствовании методического обеспечения деятельности по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля, Федеральное казначейство ежегодно направляет в Минфин России.
В соответствии с изменениями БК РФ
С 1 июля 2020 года вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс, внесенные Федеральным законом № 199‑ФЗ, согласно которым внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства РФ. Изменения бюджетного законодательства влекут за собой необходимость актуализации ведомственных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения бюджетных полномочий.
Изменения бюджетного законодательства повлекут за собой необходимость актуализации ведомственных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения бюджетных полномочий. Необходимы методические рекомендации по применению положений федеральных стандартов ВГ(М)ФК и реализации соответствующих изменений законодательства
Приказом от 31 декабря 2019 года № 263н Минфин России утвердил Порядок проведения Федеральным казначейством анализа исполнения бюджетных полномочий органов контроля, в соответствии с которым его задачами теперь являются:
- выявление и обобщение лучших практик осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
- выявление типовых недостатков, системных проблем при осуществлении органами контроля бюджетных полномочий, в том числе требующих изменения действующего законодательства в части осуществления государственного (муниципального) финансового контроля;
- установление причин и условий, способствовавших возникновению выявленных нарушений и недостатков;
- формирование и направление в Минфин России предложений по совершенствованию методического обеспечения деятельности, а также информации и документов органов контроля, необходимых для совершенствования методического обеспечения деятельности по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, анализ является одним из важных инструментов контрольно-аналитической деятельности органов Федерального казначейства, который позволяет совершенствовать осуществление внутреннего финансового контроля. На территории Пермского края органам контроля также предстоит переход на федеральные стандарты, а Управление, исполняя свои аналитические функции, обеспечит Минфину России обратную связь от них.