№ 8 август 2020 — 07 августа 2020

Цифровой валюте — качественное, а не запрещающее регулирование

Версия для печати 1446 Материалы по теме
Цифровой валюте — качественное,  а не запрещающее регулирование

Интерес экспертов и СМИ к отрасли криптовалют возрастает и падает вместе с колебаниями курса. При его повышении нам предрекают цифровую революцию, а при понижении — обрушение криптопирамиды. Однако все эти прогнозы имеют лишь косвенное отношение к отрасли. Тысячи компаний по всему миру продолжают работу по интеграции криптовалюты в экономику. Сама криптоотрасль находится в противофазе к кризису и в 2020 году демонстрирует рост на фоне снижения общих темпов экономического роста. Каков текущий статус регулирования отрасли блокчейна и криптовалют в России, обсудим в данной статье.

55.jpg

Дмитрий Александрович СТАТОВСКИЙ, директор и соучредитель Международной Ассоциации развития цифровой экономики International Digital Economy Organization (IDEO), кандидат экономических наук

56.jpg

Сергей Александрович ХИТРОВ, президент и соучредитель Международной Ассоциации развития цифровой экономики International Digital Economy Organization (IDEO)

Всерьез о необходимости регулирования отрасли криптовалют в России заговорили в 2017 году. По итогам совещания у Президента РФ, посвященного использованию цифровых технологий в финансовой сфере, 10 октября 2017 года профильные федеральные органы получили задание определить статус цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере. При этом за рублем закреплялась функция единственного законного платежного средства. К тому времени курс главной цифровой валюты попал под пристальное внимание СМИ благодаря скачку с 56 тысяч рублей в начале года до 260 тысяч рублей в декабре (рисунок). И спустя два месяца за один биткоин можно было получить 1,178 миллиона рублей.

Первый проект «комом»

В начале 2018 года был разработан и внесен на рассмотрение в Государственную думу проект федерального закона «О цифровых финансовых активах» (№ 419059-7). Законопроект был заточен на закрепление определений финансовых активов, создаваемых и выпускаемых с использованием цифровых технологий. В документе определены основные понятия, особенности выпуска токенов[1] и обращения цифровых финансовых активов. Отдельные положения были посвящены майнингу, который был сформулирован как «деятельность, направленная на создание криптовалюты и/или валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты». Майнинг признавался предпринимательской деятельностью в случае, когда лицо, его осуществляющее, в течение трех месяцев подряд превышало лимиты энергопотребления, установленные Правительством РФ.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении продемонстрировало отношение к этому вопросу различных комитетов Госдумы. Все они сводились к одному: депутаты признавали значимость принятия данного законопроекта, но считали, что он недостаточно проработан.

Так Комитет Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи отметил «неточность и размытость» понятийного аппарата. Также указал на дублирование и расхождение вводимых понятий с уже закрепленными определениями в нормативных правовых актах РФ. К примеру, схожий термин «финансовые активы» уже используется в отдельных статьях Налогового и Бюджетного кодексов России.

Комитет Государственной думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству акцентировал внимание на необходимости дополнительной проработки положений по сделкам обмена криптовалюты на рубли и иностранную валюту. Еще депутаты подняли вопрос установления правового статуса криптобирж как инструмента оборота криптоактивов и напомнили о существующем запрете на введение на территории Российской Федерации других, кроме рубля, денежных единиц и выпуск денежных "суррогатов"[2].

Комитет Государственной думы по финансовому рынку акцентировал внимание на том, что для исключения возможности использования цифровых финансовых активов в противоправных целях необходимо внесение изменений в целый ряд законодательств — в налоговое, о бухгалтерском учете, о применении информационных технологий и о защите информации, о валютном регулировании и валютном контроле. По мнению членов данного комитета, также следует предусмотреть нормы обязательного контроля сделок в рамках противодействия легализации отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

57.jpg

Правовое управление Госдумы РФ констатировало, что законопроект не предусматривает виды и основания ответственности участников реестра цифровых финансовых транзакций за нарушение требований, допущенных при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также при осуществлении прав и исполнении обязанностей по смарт-контрактам. Это создает условия для всевозможных нарушений.

Свое заключение на законопроект дал и Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. В его заключении отмечен ряд недостатков и коллизий законопроекта, в частности отсутствие четкого описания правового режима процессов, происходящих в настоящее время с использованием цифровых технологий.

Дальше первого чтения названный законопроект не пошел. Стало очевидно, что сам подход к регулированию отрасли посредством принятия одного «суперзакона» показал свою несостоятельность.

От цифровых прав до инвестиционных платформ

На фоне стремительного снижения курса главной цифровой валюты, сопровождающегося финансовыми потерями новичков крипторынка, а также потерей интереса к ICO (см. допинфу «Что стало с ICO»), в 2019 году общественный интерес к отрасли существенно снижался, и акцент регулирования все больше смещался в сторону ограничений, нежели в сторону развития инновационной инфраструктуры отрасли. Следует отметить, что, несмотря на то что к тому времени в России так и не был принят «главный цифровой закон», именно нормативные правовые изменения 2019 года сформировали в стране базу для регулирования отрасли.

Что такое цифровые права

Это обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

Важные изменения внес Федеральный закон от 18 марта 2019 года № 34‑ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации». Им введена статья, дающая определение «цифровые права».

Что стало с ICO

Форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества криптовалют (ICO) пользовалась популярностью в 2018 году. Тогда объем инвестиций, привлекаемых по всему миру посредством ICO, составил 13,7 миллиарда долларов. Из-за высоких инвестиционных рисков, рисков мошенничества и рисков регулирования в 2019 году объемы продаж ICO резко снизились. В настоящее время данный инструмент практически не применяется.

Другим крайне важным с точки зрения регулирования криптобиржевой деятельности стал Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 259‑ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 259‑ФЗ), вступивший в силу с 2020 года. Закон регулирует отношения по привлечению инвестиций с использованием информационных технологий, а также определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации привлечения инвестиций от многих лиц.

Закон № 259‑ФЗ часто называют законом о краудфандинге и его принятие сравнивают с попыткой запрыгнуть в уходящий поезд ICO, но это не так. На самом деле 259‑ФЗ вносит изменения в целый спектр законов и нормативных правовых актов, затрагивающих проблемные аспекты криптоэкономики, включая те, которые были указаны в заключениях Государственной думы РФ.

Закон № 259‑ФЗ определяет основные нормы деятельности по организации привлечения инвестиций, правила работы инвестиционной платформы, способы инвестирования. Документ вводит понятие цифровых свидетельств, а также ограничения в области привлечения инвестиций через операторов. В частности, ограничения на рекламирование инвестиционных продуктов.

Знаковой нормой, введенной вышеназванным законом, является понятие «утилитарные цифровые права». Такие права могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться как право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав ее использования. Они изначально возникли в качестве цифрового права на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы.

Также законом были введены новые понятия инвестиционной платформы и ее оператора как инструмента и стороны при совершении операций с цифровыми активами. Именно эта модель регулирования инвестиционных сделок уже в 2020 году послужила институциональной основой регулирования всех типов сделок с цифровой валютой.

Инвестиционная платформа — это информационная система для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы договоров инвестирования, а оператор инвестиционной платформы — хозяйственное общество, включенное Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ

Необходимо отметить, что Закон № 259‑ФЗ определяет технические и юридически значимые требования к операторам. Оператор не может иметь уставную долю офшоров в капитале, превышающую 10% и не может совмещать свою деятельность с другими видами деятельности, кроме деятельности организатора торговли, брокерской, дилерской, депозитарной деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами.

Стоит подчеркнуть, что данный закон не только касается процесса инвестирования с использованием цифровых прав, он вносит изменения во всю правовую экосистему цифровой экономики. А именно в федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О кредитных историях», «О рекламе» и «О национальной платежной системе».

Таким образом, по сути, Закон № 259‑ФЗ заложил фундамент для установления понятных и прозрачных правил в сфере регулирования цифровых активов по модели операторов. И для завершения важнейшего блока регулирования, связанного с обращением криптовалют, осталось принять еще один пакет поправок, который распространит свое действие на другие типы операций и виды цифровых активов.

Центробанк как мегарегулятор

Особая роль в Законе № 259‑ФЗ отводится Банку России. На него возложены полномочия по регулированию, контролю и надзору за деятельностью по организации привлечения инвестиций. Так, с 2020 года вступило в действие указание Банка России от 4 декабря 2019 года № 5342-У «О порядке ведения реестра операторов инвестиционных платформ». Данное указание устанавливает не только порядок ведения упомянутого в названии закона реестра, но в том числе и состав включаемых в него сведений, перечень документов, прилагаемых к заявлению о включении сведений о хозяйственном обществе в данный реестр, и требования к ним.

Стоит отметить, что Закон № 259‑ФЗ создал базу регулирования, наделяющую Центробанк функциями ключевого регулятора сделок с цифровыми активами. И в случае принятия некоторых дополнительных изменений Банк России будет полностью контролировать все отношения, связанные со сделками обмена и обращением криптовалюты.

Новый пакет цифровых новаций

В самый разгар пандемии, в мае 2020 года, был обнародован новый проект федерального закона о цифровых финансовых активах и пакет законопроектов, призванных сформировать институциональную базу их регулирования на территории Российской Федерации. В частности речь идет о:

  • проекте федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (принят в третьем чтении);
  • проектах федеральных законов «О цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», разработанных во исполнение норм законопроекта № 419059-7.

Данные законопроекты получили широкий резонанс в отрасли. С одной стороны, предусмотренные в законопроектах новации выводили криптовалюты и операции с ними в легитимные рамки финансовой системы. С другой стороны, они содержали нормы, способствующие криминализации ключевых операций и отношений между участниками рынка. К числу положений, несущих основной риск для отрасли и цифровой экономики, можно отнести:

  1. Запрет на выпуск цифровой валюты с использованием объектов российской информационной инфраструктуры, другими словами — запрет на майнинг.
  2. Запрет на операции физических лиц с цифровой валютой, включая обмен, покупку и продажу цифровых финансовых активов с помощью инфраструктуры операторов обмена.
  3. Обобщающий характер административной и уголовной ответственности за осуществление операций с цифровыми финансовыми активами (часть 1 статьи 2 законопроекта «О цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), создающий неоправданные риски для добросовестных участников рынка и пользователей технологий распределенного реестра и производных инструментов.

После публикации законопроектов в рамках деятельности Ассоциации IDEO и Экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям при Государственной думе от ведущих российских игроков отрасли были собраны предложения по изменениям законопроектов. Уже в июле 2020 года критические для отрасли положения были пересмотрены. Итогом диалога бизнеса и власти стало принятие в третьем чтении обновленной версии законопроекта «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Из закона были исключены пункты об административной и уголовной ответственности за майнинг, обмен и другие ключевые типы операций.

Справка «Бюджета»

Ассоциация IDEO является организатором международной коммуникационной площадки — форума Blockchain Life, объединяющей более пяти тысяч игроков отрасли, представителей бизнеса и органов государственной власти. Проводится в Москве, Санкт-Петербурге, Сингапуре.

К числу преимуществ законопроектов следует отнести выбранную модель регулирования, включающую в себя изменения экономического права и создание системы операторов для различных типов операций с криптовалютами. При этом, по нашему мнению, положительный эффект в долгосрочной перспективе может быть достигнут при соблюдении следующих положений:

  • закрепление различных типов субъектов цифрового права и распределение объемов ответственности при осуществлении операций с цифровыми активами;
  • разрешение всех типов операций с цифровыми активами для физических лиц и субъектов цифрового права с использованием инфраструктуры операторов при соблюдении лимита на объем операций;
  • включение майнинга в общероссийский классификатор видов экономической деятельности с возможностью применения дифференцированных ставок налогообложения в регионах.

В заключение следует отметить, что в ближайшее время произойдет поэтапная институциональная интеграция технологии распределенного реестра и основанных на ней инструментов в экономику Российской Федерации.



[1] Токен — это единица учета, не являющаяся криптовалютой, предназначенная для представления цифрового баланса в некотором активе, иными словами, выполняющая функцию «заменителя ценных бумаг» в цифровом мире (ru.wikipedia.org).

[2] Согласно положениям Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».


Поделиться