Принцип эффективности использования бюджетных средств определен статьей 34 БК РФ. Данный принцип подразумевает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны руководствоваться необходимостью достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучших результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
Финансовое управление Администрации города Новороссийска обеспечивает функционирование эффективной системы исполнения бюджета, в том числе прозрачность и подконтрольность исполнения, снижение нецелевого использования бюджетных средств. В октябре 2019 года в финансовом управлении был создан отдел мониторинга муниципальных финансов и правового обеспечения бюджетного процесса, который непосредственно осуществляет контроль за эффективным расходованием средств бюджета главными администраторами бюджетных средств. За период работы отдела мы выявили нарушения на общую сумму 212,4 миллиона рублей, определили причины их совершения и заблаговременно предотвратили неэффективное использование бюджетных средств.
Оценка соблюдения ГАБС принципа эффективности
Следует учитывать то, что ГАБС в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность использования предусмотренных им бюджетных ассигнований. Работу, направленную на обеспечение эффективности использования бюджетных средств, финансовое управление проводит в рамках мониторинга качества финансового менеджмента. В соответствии с пунктом 6 статьи
Мониторинг качества финансового менеджмента является неотъемлемой составляющей управления финансами, необходимым и постоянным процессом, реализуемым каждым органом местного самоуправления. Также он направлен на предупреждение и минимизацию (устранение) негативных последствий — событий, влияющих на исполнение бюджета. В поле зрения мониторинга находится:
- привлечение дополнительных денежных средств местного бюджета на выплату заработной платы;
- ведение претензионно-исковой работы с недобросовестными поставщиками;
- дополнительные работы в ходе исполнения муниципальных контрактов.
Он может выявить:
- неоплату коммунальных услуг из внебюджетных средств;
- фактическое достижение показателей по муниципальным услугам, которые не утверждены в общероссийском базовом (отраслевом) перечне;
- ненадлежащий контроль ГАБС при перечислении субсидий юридическим лицам на возмещение затрат;
- ненадлежащий контроль ГАБС при перечислении субсидий физическим лицам на финансовое обеспечение.
Так как финансовый орган проводит мониторинг финансового менеджмента в том числе путем анализа и оценки результатов выполнения ГАБС процедур составления и исполнения бюджета, это позволяет фактически отслеживать результаты выполнения ГАБС возложенных на них задач.
Муниципальное задание
ГАБС, в свою очередь, в соответствии со статьей 69.1 БК РФ предоставляет субсидию бюджетным и автономным учреждениям на основании соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания. Важнейшим этапом формирования муниципального задания является планирование годового объема субсидии учреждению на выполнение показателей качества и объема муниципальных услуг, что отвечает принципу эффективности. Вместе с тем соблюдение указанного принципа напрямую зависит от реализации бюджетных полномочий ГАБС.
В Новороссийске — 150 бюджетных и автономных муниципальных учреждений, которые предоставляют 89 муниципальных услуг. Финансовое управление регулярно проводит анализ соответствия запланированных объемов муниципальных услуг оказанным. Конечно, мы выявляем некоторые ошибки: неверное планирование показателей объема на соответствующий период, неверный расчет нормативных затрат. Эти искажения, к сожалению, имеют негативные последствия. В конце года ГАБС на основе информации об исполнении заданий подведомственными учреждениями делают их корректировку путем приведения плановых показателей к фактически достигнутым без изменения объема субсидий. При таком подходе невозможно оценить качество выполнения задания и принять грамотные и эффективные управленческие решения.
Большинство бюджетных и автономных учреждений города в последнее время стали добросовестнее относиться к планированию показателей муниципальных услуг, а также более качественно их выполнять
Благодаря системной совместной работе финансового управления и ГАБС большинство бюджетных и автономных учреждений города в последнее время стали более добросовестно относиться к планированию показателей муниципальных услуг, а также более качественно их выполнять. Эффективность деятельности некоторых учреждений превысила 100%. Руководители же учреждений начали понимать, что, чем более высокая эффективность деятельности будет достигнута в текущем году, тем на больший объем субсидии за счет перераспределения объемов задания и, следовательно, финансирования они могут рассчитывать в следующем периоде. Это способствует развитию конкуренции между учреждениями.
Конечно, выполнение муниципального задания бюджетными и автономными учреждениями Новороссийска становится объектом контроля органов внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля, которые, выявив нарушение, могут применить меры ответственности к нарушителю. И мы, как финансовый орган, стараемся это предупредить, по крайней мере, минимизировать риски. Финансовое управление проводит колоссальную работу с объектами контроля, указывая им на их слабые места. В результате они имеют возможность отреагировать на замечания и самостоятельно нивелировать риск возникновения нарушения.
Бюджетные меры принуждения
Разумеется, контрольные органы имеют полномочия применить к объектам контроля бюджетные меры принуждения. Формально юридическим основанием для этого является уведомление о применении бюджетных мер принуждения, составленное органом муниципального финансового контроля. Его обязательно должен рассмотреть финансовый орган. Так, в соответствии с частью 5 статьи 306.2 БК РФ порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения устанавливает финансовый орган согласно действующим положениям БК РФ.
Финансовое управление Новороссийска утвердило Порядок принятия и исполнения решения о применении (отказе в применении) бюджетных мер принуждения. Документ устанавливает сроки, процедуры принятия этого решения и его исполнения учреждением, в отношении которого проводилось контрольное мероприятие и выявлены бюджетные нарушения. В соответствии с порядком бюджетная мера принуждения подлежит принятию в течение 30 календарных дней после получения финансовым управлением уведомления о ее применении. Далее в течение пяти рабочих дней о результатах применения финансовое управление сообщает органу контроля, направившему уведомление.
За истекший период 2020 года мы отработали девять документов, подтверждающих применение бюджетной меры принуждения, и внесли изменения в сводную бюджетную роспись на 16,1 миллиона рублей. Так, например, по результатам проверки Контрольно-счетной палаты Краснодарского края выявлен факт нецелевого использования краевых бюджетных средств, направленных частному детскому саду в размере 11,5 миллиона рублей. Принято решение направить детскому саду предложение о поэтапном возврате указанных средств, на что мы своевременно получили положительный ответ.
Группа по выявлению неэффективных расходов
В Новороссийске создана рабочая группа по выявлению неэффективных расходов, которая включает в себя должностных лиц финансового управления, начальников отраслевых управлений города, ревизоров их ведомственного контроля и руководителей объектов контроля. Целью заседаний рабочей группы является выявление проблемных вопросов и совместный поиск решений.
Участники рабочей группы формируют рекомендации для ГАБС, многие из них являются обязательными к исполнению. Так, например, мониторинг муниципального задания МБУ «Центр озеленения и благоустройства города» за девять месяцев 2019 года позволил своевременно обратить внимание на проблему неисполнения в полном объеме работ по кронированию деревьев, рыхлению цветников ручным инструментом, удалению отцветших соцветий роз, устройству приствольных лунок. Это позволило до окончания финансового года заменить данные виды работ другими и скорректировать численность работников.
Контроль исполнения
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств и управления ими финансовый орган разработал регламент взаимодействия Финансового управления Администрации города Новороссийска с главными администраторами бюджетных средств в ходе осуществления органами контроля их полномочий. Данный порядок предусматривает возможность финансового управления осуществлять мониторинг своевременного устранения объектами контроля нарушений и их причин, выявленных органами контроля в ходе проверок. Кроме того, мы имеем право отследить, как своевременно объект контроля реагирует на представления и предписания, то есть не нарушает ли он установленные сроки.
Без последствий
Хотелось бы обратить внимание на сложности текущего момента, связанные с неблагополучной эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации и введением карантина на всей территории Краснодарского края. Из-за пандемии коронавирусной инфекции был принят ряд ограничений для работы органов контроля, в том числе финансового. В сегодняшней ситуации изменение законодательства происходит стремительно, и невозможно предугадать дальнейший сценарий развития событий и то, какие меры будут приняты в связи с распространением вируса. Никто не знает точно, какой срок будет действовать постановление Правительства РФ, ограничивающее полномочия финансовых контролеров.
Сегодня количество контрольных мероприятий снижается, поэтому роль финансового органа в деле повышения эффективности использования бюджетных средств возрастает. Пандемия и ее последствия поставили перед нами вызов, и теперь мы знаем, как действовать в нестандартной ситуации. В условиях ограниченности источников доходов бюджета мы оперативно реагировали на происходящие события, проявляя сдержанность в расходах, расставляя для них приоритеты. Для обеспечения сбалансированности бюджета и эффективности бюджетных трат Администрация города Новороссийска приняла постановления от 10 апреля 2020 года № 1845 «О некоторых мерах по обеспечению сбалансированности бюджета муниципального образования город Новороссийск» и от 21 апреля 2020 года № 2033 «Об изменении срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги по соглашению сторон в 2020 году». Это позволило оптимизировать расходы бюджетных средств города. Благодаря слаженной работе всех участников бюджетного процесса в условиях борьбы с пандемией, режиму жесткой экономии бюджетных средств и грамотному планированию нам удалось избежать серьезных последствий.