Журнал «Бюджет» продолжает цикл публикаций, посвященных
Жители Бурят-Монгольской АССР, так называлась Республика Бурятия в годы войны, как и все народы СССР, встали на борьбу с немецкими захватчиками. За военные годы на фронт ушло более 120 тысяч человек, то есть каждый пятый житель республики, 37 уроженцам Бурятии присвоено высокое звание Героя Советского Союза, десять воинов стали полными кавалерами ордена Славы. С полей сражения не вернулись почти 39 тысяч солдат. Уроженцы Бурятии участвовали во многих важных операциях Красной армии: контрнаступлении под Москвой в декабре 1941 года, Сталинградской битве, в разгроме Квантунской армии Японии в Маньчжурии, поставившем точку во Второй мировой войне.
Финансисты в строю и в тылу
В первые же дни войны в армейский строй встали и финансисты Бурятии. В соответствии с приказом № 241 Наркомфина Бурят-Монгольской АССР от 23 августа 1941 года на фронт призвались наркомфиновцы И. Г. Беляков, Н. Б. Зуртанов, А. А. Бородин, Г. В. Жданов, Г. А. Павлоцкий и другие. Всего за годы войны в армию было призвано 42 сотрудника наркомата. Все они храбро сражались с вероломным врагом. К примеру, сотрудник Наркомфина республики Бато Нилсанович Бурлов за проявленные на полях сражений мужество и отвагу был награжден орденом Красной Звезды. Но далеко не всем финансистам довелось вернулись с войны — на мемориальной доске в Министерстве финансов Республики Бурятия высечены имена 12 работников Наркомфина, павших смертью храбрых.
После ухода коллег на фронт на оставшихся в тылу финансистов пала двойная нагрузка. Республиканский бюджет необходимо было исполнять в условиях сокращения доходов от налога с оборота и других государственных доходов. Работникам Наркомфина пришлось решать задачи по мобилизации финансовых ресурсов социалистического хозяйства и части доходов населения, обеспечению денежными ресурсами нужд фронта и тыла.
Финансисты Бурятии активно участвовали в патриотическом движении по сбору денежных и материальных средств на оборону страны. Уже в первые дни войны в Бурят-Монгольской АССР был создан республиканский Фонд обороны. В него вносили добровольные пожертвования и взносы деньгами, изделиями из драгоценных металлов, продуктами сельского хозяйства. Уже на 20 августа 1941 года в фонд поступило свыше 10 тысяч рублей, облигаций — на сумму 110 тысяч рублей, сельхозпродуктов — на сумму свыше 10 тысяч рублей. Рабочие и служащие передавали в фонд полуторадневные заработки и компенсации за неиспользованный отпуск, а колхозники — доходы, полученные на трудодни.
По инициативе наркома финансов Бурят-Монгольской АССР Капитона Дмитриевича Винтовкина финансовые работники Бурятии собрали в Фонд обороны 115 тысяч рублей на строительство самоходного оружия «Финработник Бурят-Монголии». 19 декабря 1944 года в газете «Бурят-Монгольская правда» было опубликовано обращение сотрудников Наркомфина Бурятии к товарищу И. В. Сталину. В ответ на патриотическую инициативу Сталин направил телеграмму в адрес финансистов Бурятии с благодарностью.
По военным законам
Вклад в победу тружеников тыла Бурятии трудно переоценить. К 1940 году на территории республики располагалось несколько крупных предприятий союзного значения. В июле 1939 года в Улан-Удэ была сдана в эксплуатацию первая очередь авиазавода. Его деятельность началась с ремонта истребителей И-16 и бомбардировщиков СБ. Во время войны завод в кооперации с Иркутским авиационным заводом освоил производство фюзеляжа и оперения для самолета Пе-2, ставшего впоследствии основным бомбардировщиком ВВС СССР. С 1943 года здесь началось производство истребителей Ла-5 (завод произвел и передал на вооружение 283 истребителя Ла-5), а с
На Улан-Удэнском паровозоремонтном заводе (ныне Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод) ремонтировали паровозы, товарные и пассажирские вагоны. В 1941 году на завод была эвакуирована часть производственной базы и недостроенные локомотивы паровозных отделов Ворошиловоградского и Харьковского паровозостроительных заводов. На заводе выполняли ремонт и достройку паровозов, работали цеха по производству мин, минометов и других видов вооружения. Также завод выполнял задание по переоборудованию вагонов под передвижные мастерские по ремонту самолетов в прифронтовых условиях.
На военные рельсы были переведены также стекольный, судоремонтный завод, мясоконсервный комбинат, Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат, Ботогольский графитовый рудник, предприятия лесоперерабатывающей промышленности, рыбозаводы, угольные и золотодобывающие предприятия.
Улан-Удэнский мясокомбинат (ныне ОАО «Бурятмясопром») занимал в военные годы третье место среди мясокомбинатов страны по объему валовой продукции. Более пятисот сотрудников предприятия, в основном мужчины, были призваны в ряды Красной армии. В самые короткие сроки новым профессиям были обучены женщины, пенсионеры и подростки. Благодаря этому удалось не только увеличить темпы основного производства, но и начать выпуск обмундирования для нужд фронта — полушубков, рукавиц, валенок. Также был налажен выпуск медицинского препарата альбумина. Всего здесь выпускали более 50 наименований медицинской продукции. Вопреки всем трудностям, недостатку оборудования и материалов завод увеличил объем производства на 82% по сравнению с довоенным 1940 годом. На фронт было отправлено 18 575 вагонов мясных консервов.
Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат поставлял вольфрам, необходимый для производства брони танков и самолетов. Из-за оккупации Северного Кавказа германскими войсками Тырныаузский горно-обогатительный комбинат (Кабардино-Балкария) был уничтожен серией взрывов. В результате Джидинский комбинат стал основным поставщиком вольфрама в СССР. Каждый третий танк, изготовленный в годы Великой Отечественной войны в СССР, был выпущен из стали, легированной джидинским вольфрамом.
Танки и баргузинские соболя
Верховный главнокомандующий объявил благодарность баргузинскому соболятнику Егору Шелковникову за десять пойманных в тайге соболей. В первые тяжелые годы войны страна вынуждена была продавать этих ценных зверьков живыми.
До войны государство особенно строго следило за тем, чтобы живого соболя не вывозили из страны, и изо всех сил старалось оставить за собой монополию на столь ценный товар. Так, в 1944 году на Нью-Йоркской пушной бирже цена за одного баргузинского соболя доходила до 2 тысяч долларов. Для сравнения: советский танк Т-34 в пересчете на американские деньги стоил тогда около 26 тысяч долларов.
Развитие промышленности: война не помеха
Несмотря на трудности, в республике быстрыми темпами шло промышленное строительство — за годы войны было создано более 40 новых предприятий, также работавших на оборону. Таким образом, валовая продукция всей промышленности республики по сравнению с 1940 годом в 1941 году выросла на 21%, а в
Наибольший рост в
В годы войны список промышленных предприятий Бурятии пополнился такими предприятиями, как Улан-Удэнский шиноремонтный завод, макаронная фабрика, Заиграевский комбинат строительных материалов, Шалутовский известковый завод, Ильинский авторемонтный завод, была расширена валяльно-войлочная фабрика.
Ряд предприятий из западной части страны были перевезены в Бурятию. В октябре 1941 года из Николаевской области в поселок Нижнеангарск были перебазированы оборудование и материалы Очаковского консервного завода, а следом прибыл и кадровый состав предприятия во главе с директором Х. О. Котликом. Завод был восстановлен под названием Северо-Байкальский консервный завод, и в полную мощь заработал 1 марта 1942 года.
Продовольствие для фронта
Важные в сельскохозяйственном отношении территории страны были оккупированы немцами, поэтому главные ставки по производству сельскохозяйственной продукции страна сделала на свои восточные районы — Сибирь и Казахстан. В этих регионах были значительно увеличены посевные площади. В Бурятии самый большой прирост посевов был в 1942 году — 483 тысячи гектаров. Изменилась и структура посевов — в ущерб яровой пшенице и ржи увеличены площади, отданные под овес и просо. В годы войны в Бурятии осваивалось производство новых земледельческих культур: махорочного табака, сахарной свеклы, подсолнечника, конопли. Большое значение в то время имело расширение посевов «второго хлеба» — картофельные поля в республике в тот период увеличились на 29%.
За военные годы колхозники Бурятии сдали государству миллионы пудов мяса, молока, овощей и картофеля. Кроме того, сельчане поставляли на предприятия кожу и овечью шерсть.
Госпитали Бурятии
В Улан-Удэ под десятки госпиталей были переоборудованы здания школ, техникумов, государственных учреждений. Общий коечный фонд к 1943 году был увеличен до 4400 коек. Бурятия к обустройству госпиталей была подготовлена лучше других регионов. Дело в том, что сюда в 1939 году везли бойцов, раненных в ходе сражения на Халхин-Голе. Для них был организован эвакогоспиталь. Полученный тогда опыт очень пригодился местным властям и медикам во время Великой Отечественной войны.
В республику прибывали эшелоны с тяжелоранеными и нуждающимися в длительном лечении солдатами. Это требовало высокого уровня медицинского обслуживания, и в Бурятию направили лучшие медицинские кадры со всей страны. За годы войны здесь было пролечено более 30 тысяч раненых, проведено более 16 тысяч операций. В строй вернулся каждый третий поступивший на лечение солдат, каждому второму была восстановлена трудоспособность.
По данным Министерства финансов Республики Бурятия
Память о героях войны живет в наших сердцах
Вместе с финансистами Республики Бурятия встречал юбилей Великой Победы ветеран-финансист Николай Иванович Сантуев.
После возвращения с фронта и до ухода на заслуженный отдых в 1981 году Николай Иванович работал в финансовых органах Бурятии на различных должностях: старшим бухгалтером государственных пособий, старшим инспектором государственных доходов Баргузинского районного финансового отдела, заведующим районными финансовыми отделами Окинского, Мухоршибирского районов, старшим инспектором по кадрам и специальной работе Министерства финансов Республики Бурятия.
К юбилею Великой Победы Николай Иванович Сантуев награжден медалью «75 лет Победы в Великой Отечественной войне