№ 9 сентябрь 2020 — 29 сентября 2020

Вологодская область: нивелируем риски неисполнения бюджета

Версия для печати 1425 Материалы по теме
Заместитель губернатора региона, начальник Департамента финансов Валентина Николаевна АРТАМОНОВА.
Вологодская область: нивелируем риски неисполнения бюджета

Вследствие замедления экономики из-за падения нефтяных цен, карантинных ограничений бюджетные доходы субъектов РФ по итогам шести месяцев текущего года показали отрицательную динамику к аналогичному периоду 2019 года. За названный период объем налоговых и неналоговых доходов по регионам страны уменьшился на 7,2%, по субъектам Северо-Западного федерального округа — на 7%. О том, как ситуация развивалась в Вологодской области, рассказала заместитель губернатора региона, начальник Департамента финансов Валентина Николаевна АРТАМОНОВА.

— Валентина Николаевна, какая ситуация сложилась в Вологодской области с поступлением доходов в бюджет?

— С определенной долей оптимизма можно говорить о том, что ситуация с поступлением доходов в бюджет Вологодской области имеет положительную тенденцию. Так, в июне разрыв области с общероссийским показателем снижения доходов сократился с 2,6 раза по итогам четырех месяцев 2020 года до двух раз по итогам шести месяцев текущего года. Тем не менее масштабы падения доходной базы в регионе значительны и составляют 14,7 процента. По нашей оценке, в соответствии с консервативным вариантом развития событий объем выпадающих доходов консолидированного бюджета области оценивается в размере 14,5 миллиарда рублей, или более 18 процентов к плановому объему налоговых и неналоговых доходов.

— Какие действия предприняло правительство области для нивелирования рисков исполнения бюджета 2020 года?

— Правительство области принимает все необходимые меры для того, чтобы бюджет был исполнен. Принят и реализуется план антикризисных мероприятий, реализуется План по стимулированию роста экономики на территории Вологодской области на 2020–2021 годы, утвержденный губернатором О. А. Кувшинниковым. Кроме того, мы провели серьезную работу по оптимизации расходов областного бюджета — на сегодня приостановлено финансирование по отдельным направлениям расходов на общую сумму 3,9 миллиарда рублей.

Благодаря решениям, принятым на федеральном уровне, региону в текущем году оказана дополнительная финансовая поддержка в виде дотации на сбалансированность в объеме 4 миллиарда рублей (в мае в область направлено 2,6 миллиарда рублей, в июле — 1,4 миллиарда). Также Минфин России освободил нас от погашения задолженности по бюджетным кредитам в объеме 1,7 миллиарда рублей. Вместе с тем даже весь комплекс принимаемых мер не может в полном объеме обеспечить принятые расходные обязательства области.

— В соответствии с планом по стимулированию роста экономики налоговая политика Вологодской области строится по двум основным направлениям: поддержка бизнеса в условиях кризиса, вызванного новой коронавирусной инфекцией, и повышение инвестиционной активности бизнеса. Какие конкретные меры предпринимаются по данным направлениям?

— На региональном уровне для поддержки малого и среднего предпринимательства в три раза снижены ставки по упрощенной системе налогообложения и в два раза ставки по остальным специальным налоговым режимам. Данная преференция действует в течение 2020 года, и воспользоваться ею смогут субъекты МСП, работающие в сферах деятельности, наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции, при условии выполнения ими определенных социальных обязательств в части сохранения рабочих мест и выплаты заработной платы не ниже МРОТ.

Смягчены условия уплаты налога на имущество организаций от кадастровой стоимости. Предоставлена налоговая льгота частным арендодателям недвижимого имущества в виде уменьшения на 50 процентов налога на имущество организаций при условии обеспечения ими снижения ставок арендной платы. Сумма льготы не должна превышать сумму сокращения арендной платы.

Также приняты существенные поправки в региональное законодательство[1], касающееся налога на прибыль организаций. Расширены условия применения инвестиционного налогового вычета. Во-первых, увеличивается объем инвестиционного вычета в отношении новых организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, с 50 до 80 процентов от инвестиционных расходов на основные средства, кроме того, для них снижена ставка налога на прибыль организаций с пяти до нуля процентов. Во-вторых, право на инвестиционный вычет предоставляется не только новым, но и действующим организациям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, за исключением организаций металлургической и химической промышленности.

Для привлечения долгосрочных негосударственных инвестиций в высокотехнологичные проекты введены налоговые преференции для участников специальных инвестиционных контрактов. Обнулена ставка по налогу на прибыль в первые пять лет получения прибыли инвестором. Ставка десять процентов будет действовать с шестого года получения налогоплательщиком первой прибыли в рамках реализации инвестиционного проекта. На период действия специального инвестиционного контракта освобождается от налогообложения имущество, созданное в рамках реализации инвестиционного проекта.

С целью стимулирования модернизации промышленного производства установлены налоговые преференции в отношении резидентов и управляющих компаний индустриальных парков. Резидентам предоставлены льготы по налогу на имущество организаций на срок от трех до восьми лет в зависимости от места реализации инвестиционного проекта и объема инвестиции. При этом предусмотрено, что резидент утратит право на льготу в случае сдачи в аренду или иной передачи имущества другим лицам до окончания срока действия льготы. По налогу на прибыль резидентам предоставлено право на применение инвестиционного налогового вычета. Предоставление налоговых преференций резидентам будет осуществляться на основе отбора, в ходе которого оценивается бюджетная эффективность предоставления льгот.

38.jpg

Управляющим компаниям индустриальных парков предоставляется льгота по налогу на имущество на инфраструктурные объекты на срок от шести до восьми лет в зависимости от места нахождения объектов.

Зональный подход при установлении сроков действия льгот для резидентов и управляющих компаний парков позволяет учесть экономический ландшафт ведения бизнеса. Наибольшая поддержка будет оказываться инвесторам восточных районов, находящихся в связи с удаленностью от центра в менее выгодных экономических условиях ведения бизнеса. Льготный период здесь составит от пяти до восьми лет. Для организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории городских округов, а также в районах, граничащих с ними, срок льгот составит от трех до шести лет.

— С 1 августа 2020 года на территории Вологодской области введен налог на профессиональный доход. Какие перспективы вы с ним связываете?

— Эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в целом признан успешным. Как известно, до 1 июля 2020 года налоговый режим для самозанятых вводили в порядке эксперимента в 23 регионах, а с 1 июля любой субъект РФ может установить данный налог на своей территории.

Вологодская область ввела налог на профессиональный доход 1 августа 2020 года. Данный налоговый режим мы рассматриваем не столько как источник пополнения бюджета, сколько как инструмент формирования более гибких налоговых условий для малого бизнеса.

— Вопрос несоответствия расходных обязательств и доходных полномочий субъектов РФ из разряда вечно актуальных. Однако пандемия обнажила особенно острые проблемы. Какие из них, на ваш взгляд, требуют внимания на федеральном уровне?

— Наиболее острые, с нашей точки зрения, проблемы, требующие внимания на федеральном уровне, мы от имени всех субъектов Северо-Западного федерального округа озвучили на выездном заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам[2]. В этот список попали следующие вопросы: финансовое обеспечение деятельности государственных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования; обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; необходимость укрепления доходной базы путем передачи части доходных источников в региональные бюджеты; совершенствование расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности; уточнение механизма использования средств, высвобождающихся от реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам из федерального бюджета.

Начнем с первой проблемы. С учетом решения задачи по сохранению соотношения средней заработной платы медицинских работников к средней заработной плате по региону доля оплаты труда в структуре расходов на оказание медицинской помощи составляет 70 процентов. Оставшиеся 30 процентов не обеспечивают текущие потребности медицинских организаций. Об этом свидетельствует рост просроченной кредиторской задолженности у государственных медицинских организаций области, работающих в системе ОМС. На начало 2019 года объем просроченной кредиторской задолженности составлял 155 миллионов рублей, а по итогам полугодия 2020 года — 236 миллионов рублей.

В период 2019–2020 годов из областного бюджета на погашение просроченной кредиторской задолженности и обеспечение выплаты заработной платы медучреждений направлено 689 миллионов рублей. Для полного финансового обеспечения расходов медицинских организаций, работающих в системе ОМС, предлагаем рассмотреть вопрос по увеличению норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС для расчета субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС. Также мы предлагаем рассмотреть вопрос о передаче на федеральный уровень полномочий по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Хочу заметить, что в ходе межрегионального совещания финансистов Вологодской и Ленинградской областей в июле текущего года мы договорились совместными усилиями провести анализ причин несбалансированности финансового обеспечения системы здравоохранения.

Еще одна острая проблема для нашей области и в целом для регионов России — обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таких детей в Вологодской области 3,5 тысячи человек. На 1 июля текущего года основание для получения жилья наступило для 2362 детей-сирот. Потребность в средствах оценивается в сумме 3,3 миллиарда рублей. По прогнозным оценкам, на конец года увеличится и количество детей, имеющих право на льготное жилье, и потребность в средствах, поскольку среднегодовой прирост судебных решений по данному вопросу составляет порядка 300 единиц, ежегодная потребность на их исполнение — более 400 миллионов рублей.

Ежегодно на решение данной проблемы мы предусматриваем существенные средства сверх уровня софинансирования, установленного на федеральном уровне. В текущем году на указанные цели в бюджете области предусмотрено чуть более 817 миллионов рублей, в том числе средства федерального бюджета — 76,5 миллиона рублей, областные средства — 740,6 миллиона рублей. Таким образом, доля софинансирования за счет средств федерального бюджета в 2020 году составляет 9,4 процента при установленном уровне 77 процентов, в 2021 году — 14,3 процента, в 2022 году — 14,4 процента.

С учетом остроты проблемы мы предлагаем рассмотреть три предложения. Первое: необходимо увеличить объем субсидий региональным бюджетам на предоставление жилья детям-сиротам и обеспечить уровень софинансирования из федерального бюджета в размере, установленном распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2019 года № 1553-р. Второе: снять 25-процентное ограничение по количеству квартир, предоставляемых детям-сиротам в одном многоквартирном жилом доме, для населенных пунктов с численностью жителей до 50 тысяч человек. Третье: расширить формы и механизмы обеспечения детей-сирот жильем, в том числе рассмотреть возможность предоставления им жилищных сертификатов.

39.jpg

Для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ предлагаем рассмотреть вопрос передачи части доходных источников в региональные бюджеты. В частности, речь идет о передаче субъектам РФ акцизов на табачную продукцию, производимую на территории РФ, в размере десяти процентов доходов с распределением исходя из численности населения старше 18 лет. Перенести с 2025 года на 2021 год передачу одного процента налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ. Сумма финансовой поддержки субъектов РФ за счет перечисленных мер оценивается в 270 миллиардов рублей.

— Валентина Николаевна на выездном заседании Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам в Костроме вы высказались о том, что для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов назрела необходимость корректировки методики расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Какие корректировки вы предлагаете внести?

— Да, действительно, на наш взгляд, назрела необходимость корректировки методики расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Сформулированные нами предложения по изменению методики позволят повысить реалистичность расчетов налогового потенциала за счет снижения влияния пиковых по развитию доходов 2018–2019 годов.

Мы предлагаем, во-первых, рассмотреть вопрос об увеличении объема финансовой поддержки из федерального бюджета в целях обеспечения сбалансированности региональных бюджетов. Во-вторых, сохранить при определении налогового потенциала на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов налоговую базу 2020 года. В-третьих, исключить из налогового потенциала льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков независимо от осуществляемого ими вида экономической деятельности, при условии признания их эффективными в соответствии с утвержденной методикой оценки налоговых льгот. В-четвертых, рассмотреть вопрос о сохранении механизма распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ: 70 процентов — по традиционной методике, 30 процентов — с учетом результатов проводимой Минфином России инвентаризации расходных полномочий субъектов РФ.

Дорогие коллеги, поздравляю вас с Днем финансиста!

Наш профессиональный праздник призван подчеркнуть высокую роль финансистов в укреплении и развитии нашей страны. Богатый опыт и безупречный профессионализм, огромное трудолюбие, новаторское мышление и высокое чувство ответственности помогают вам успешно решать сложные и важные задачи по эффективной реализации бюджетно-налоговой политики.

Дорогие коллеги! Желаю вам здоровья, оптимизма и удачи, неиссякаемой энергии и дальнейших успехов в совершенствовании финансовой системы Российской Федерации. Пусть каждый ваш день будет наполнен поиском нестандартных решений и новыми профессиональными победами!

В. Н. АРТАМОНОВА, заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов

— Мера о переносе срока погашения задолженности по бюджетным кредитам с 2020 года на 2025–2029 годы на первый взгляд вроде бы всем хороша. Однако при ближайшем рассмотрении предложенное решение не столь безупречно.

— В последние годы Министерством финансов РФ проведена огромная работа по совершенствованию механизмов и инструментов межбюджетного регулирования. Беспрецедентным шагом на пути оздоровления региональных финансов стало проведение реструктуризации предоставленных субъектам РФ в 2015–2017 годах бюджетных кредитов. Участниками программы реструктуризации стали 73 региона.

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции Правительством РФ принято решение о переносе срока погашения задолженности по бюджетным кредитам с 2020 года на период 2025–2029 годов[3]. Безусловно, данное решение очень полезное для регионов, если бы не одно но. Объем средств, высвобождаемых в 2020 году, регионами может быть направлен на финансовое обеспечение антикризисных мероприятий, в том числе связанных с устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции; на компенсацию снижения по итогам 2020 года налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ по сравнению с 2019 годом. В 2021–2024 годах высвобождаемые средства должны быть направлены на бюджетные инвестиции в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов. При этом направление высвобождаемых средств на иные цели бюджетным законодательством не предусмотрено.

Для Вологодской области объем высвобождаемых средств составляет 11,7 миллиарда рублей. Из них 10 миллиардов рублей в период 2021–2024 годов должны быть направлены на бюджетные инвестиции. Учитывая реалии текущего времени, мы предлагаем рассмотреть вопрос об установлении переходного периода и расширении прав регионов по направлению данных средств на осуществление бюджетных инвестиций в иные объекты капитального строительства при реализации национальных проектов (государственных программ). Также предлагаем рассмотреть возможность направления бюджетных инвестиций на развитие транспортной, энергетической, коммунальной инфраструктуры действующих предприятий в рамках реализации ими новых инвестиционных проектов.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА



[1] Закон Вологодской области от 29 июня 2020 года № 4729-ОЗ «О внесении изменений в закон „О налоге на прибыль организаций, подлежащем зачислению в бюджет Вологодской области“».

[2] Выездное заседание Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам прошло в Костроме 16 июля 2020 года.

[3] Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 619.


Поделиться