Версия для печати 1570 Материалы по теме
Екатерина Владимировна КОСИНЕНКО, первый заместитель министра финансов Республики Адыгея
Оптимизируем расходы и по-новому выравниваем бюджетную обеспеченность

В текущем году, по предварительной оценке, выпадающие доходы консолидированного бюджета Республики Адыгея составят 1,3 миллиарда рублей, это 8,4% налоговых и неналоговых доходов. В республиканский бюджет не поступит 8% (926,1 миллиона рублей) доходов. Сложившаяся ситуация (с учетом общих параметров бюджета республики) требует комплекса мер для уравновешивания затрат и доходов бюджета.

Обеспечение сбалансированности бюджетов

В Адыгее принято и реализуется распоряжение республиканского кабинета министров от 17 апреля 2020 № 97-р «О некоторых мерах по обеспечению сбалансированности республиканского бюджета Республики Адыгея». Данным распоряжением до 31 декабря 2020 года приостановлено осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд республики, нужд государственных бюджетных (автономных) учреждений (по закупкам, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета). Конечно, это касается закупок, процедуры по которым не были начаты.

Кроме того, документом утвержден перечень товаров, работ и услуг, не носящих первоочередной характер и (или) не связанных с угрозой жизни и здоровью граждан. Мораторий не распространяется на закупки, осуществляемые в рамках реализации региональных проектов, а также мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции.

Также до конца текущего финансового года не должны вноситься изменения в планы-графики закупок, предполагающие использование в 2020 году полученной в результате торгов экономии. Исключением является закупка медикаментов и продуктов питания за счет средств республиканского бюджета, а также средств, полученных государственными бюджетными (автономными) учреждениями в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности.

В регионе постоянно проводится оценка принятых бюджетных обязательств с целью выявления возможных дополнительных ресурсов для создания финансового резерва за счет оптимизации расходной части. Руководство республики на регулярной основе получает всю информацию об экономии, полученной при закупках товаров, работ, услуг.

Что касается местных бюджетов, то органам местного самоуправления рекомендовано также принимать меры по обеспечению сбалансированности своих бюджетов. Муниципальные образования приняли аналогичные распоряжению № 97-р нормативные правовые акты, предусматривающие комплекс антикризисных мероприятий.

Кроме того, в целях сохранения финансовой устойчивости консолидированных бюджетов муниципальных районов и городских округов в условиях распространения новой коронавирусной инфекции кабинет министров Адыгеи принял еще один документ. Это постановление о продлении до 2030 года периода погашения реструктурированной в 2019 году задолженности перед республикой. (Эти бюджетные кредиты в свое время предоставлялись муниципальным районам и городским округам для частичного покрытия дефицитов бюджетов.) При этом муниципалитеты в 2020 году полностью освобождаются от уплаты задолженности. В 2021–2025 годах они должны будут ежегодно выплачивать 5% суммы задолженности. В 2026–2030 годах — ежегодно будут погашать остаток задолженности равными долями с возможностью досрочного погашения.

Однако для обеспечения баланса доходной и расходной частей бюджета Республике Адыгея, как и другим дотационным субъектам РФ, недостаточно использования только внутренних инструментов. Регулирование дополняется дотациями на поддержку мер по обеспечению сбалансированности из федерального бюджета и заемными средствами от кредитных организаций.

Межбюджетное регулирование

В Республике Адыгея в течение долгих лет наблюдается большая дифференциация уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Поэтому вопросы бюджетного выравнивания для сокращения разрыва между ними очень важны. В условиях ограниченности финансовых ресурсов и снижения объема дотаций, получаемых республикой из федерального бюджета, эффективное распределение выравнивающих дотаций местным бюджетам является одним из основных путей повышения их финансовой устойчивости.

До 2020 года республика использовала методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, учитывающие только потенциальные возможности муниципалов. В расчет брались прежде всего экономический потенциал и статистические данные по гипотетическим потребителям бюджетных услуг. Такой подход, конечно, стимулировал муниципальные образования к повышению уровня социально-экономического развития, но больше работал на долгосрочную перспективу.

На практике сложившиеся на местном уровне подходы к использованию бюджетных ресурсов, даже с учетом принимаемых мер по оздоровлению муниципальных финансов, не позволяли в пределах финансового года достичь этого уровня и тем самым дать тот показатель бюджетной обеспеченности, который прогнозировался действующими моделями выравнивания. Это являлось одним из факторов, приводящих к разбалансировке местных бюджетов, росту муниципальных долгов.

Проблемы решали дополнительными вливаниями средств из республиканского бюджета в виде дотаций на поддержку мер по сбалансированности местных бюджетов и предоставлением бюджетных кредитов по низким процентным ставкам. Дифференциация доходов на душу населения по итогам годового исполнения местных бюджетов оставалась значительной.

В текущем году с целью более справедливого распределения средств между муниципальными образованиями были внесены изменения в Методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов из республиканского бюджета. А так как в республике полномочия по выравниванию поселений переданы на уровень района, корректировке подверглась и Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета района.

41.jpg

При расчете дотаций на выравнивание теперь учитывается специфика каждого муниципалитета: численность населения, средняя зарплата, протяженность дорог и др.

Новые редакции методик были разработаны совместно с Научно-исследовательским институтом Министерства финансов РФ. И в них мы попытались создать симбиоз методов, учитывающих в расчетах прогноз налогового потенциала, определенный исходя из складывающейся налоговой базы, и индекс бюджетных расходов, определяемый с учетом количества потребителей бюджетных услуг в муниципальных образованиях с использованием механизмов модельного бюджета.

При этом при расчетах расходов по каждому направлению деятельности муниципалитета учитывается его специфика, используются показатели численности населения, средней заработной платы, протяженность дорог, коэффициенты коммунальных услуг и др. Используемые новыми моделями расчета данные реестров расходных обязательств муниципальных образований должны позволить прежде всего наиболее полно обеспечить первоочередные социальные расходы местных бюджетов. Развитие муниципалитетов же во многом должно зависеть от наиболее полной реализации их налогового потенциала.

Конечно, теперь объемы дотаций местным бюджетам сильно отличаются от тех параметров, к которым муниципалитеты привыкли и по которым ежегодно формировали показатели своих главных финансовых документов. Поэтому в моделях расчета на выравнивание предусматриваются ограничения на резкое снижение выравнивающих дотаций муниципальному образованию по сравнению с предыдущим годом.

Кроме того, свои коррективы вносит и существующая в стране ситуация. В условиях жесткой экономии финансовых ресурсов и сокращения бюджетных обязательств в бюджетных проектировках на 2021 год мы планируем пока оставить общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на уровне 2020 года, но при этом использовать новый механизм их перераспределения. Насколько эффективны и справедливы внедренные в 2020 году новые механизмы выравнивания, покажет анализ исполнения местных бюджетов по итогам 2021 года.

Поддержка субъектов МСП

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции для поддержки малого и среднего бизнеса принято распоряжение главы Республики Адыгея от 8 апреля 2020 года № 67-рг «О Плане первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики на 2020 год». В соответствии с этим документом в республике проведены мероприятия и приняты нормативные документы, предусматривающие льготы и преференции для пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции субъектов МСП.

1) Закон Республики Адыгея от 27 апреля 2020 года № 339 «О налоговых ставках при применении упрощенной и патентной систем налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков в Республике Адыгея» ввел налоговые каникулы по упрощенной и патентной системам налогообложения для осуществляющих отдельные виды предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу данного закона. Кроме того, законом снижены ставки для отдельных категорий налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших объект налогообложения в виде доходов, с 6 до 1%, а также выбравших объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, — с 15 до 5%.

2) Закон Республики Адыгея от 27 апреля 2020 года № 341 «О внесении изменений в некоторые законы Республики Адыгея» освобождает субъекты МСП от уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций при условии, что информация об указанных налогоплательщиках содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

3) Предоставлены отсрочки по арендным платежам.

4) Все муниципальные районы и городские округа Республики Адыгея снизили ставки по единому налогу на вмененный доход с 15 до 7,5%.

Также в регионе в рамках пилотного проекта принят Закон от 3 июня 2020 года № 346 «О введении на территории Республики Адыгея специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“» (для самозанятых граждан), вступивший в силу с 1 июля текущего года.

Поделиться