Вебинар СФР с руководителями финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований и организаций состоялся в начале октября на площадке Федерального казначейства. Представители Минфина России и Казначейства России рассказали о последних изменениях бюджетного и закупочного законодательства, особенностях формирования межбюджетных отношений на ближайшую трехлетку, нюансах перехода от кассового обслуживания исполнения бюджетов к казначейскому и о работе системы казначейских платежей в следующем году.
Руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин, поприветствовав участников видеоконференции, подчеркнул, что за оставшиеся до конца года три месяца предстоит сделать большой объем работы, в том числе обеспечить выплату денежного вознаграждения учителям за классное руководство. Воспользовавшись присутствием на мероприятии представителей муниципалитетов, в чьем ведении находятся школы, Артюхин озвучил позицию Министерства просвещения РФ по этому вопросу, отметив, что данные выплаты необходимо сделать в первоочередном порядке, не дожидаясь срока выплат заработной платы.
Тему решения до конца года оставшихся задач поддержала Н. С. Максимова, председатель Совета СФР, заместитель председателя Комитета Государственной думы по бюджету и налогам. Она озвучила планы, стоящие перед законодателями и финансистами, а также имеющиеся на настоящее время приоритеты. При рассмотрении депутатами законопроекта о федеральном бюджете, внесенного в Госдуму Правительством России, приоритетными были положения послания Президента РФ, которые определяют не только помощь малому и среднему бизнесу, но и социальную поддержку граждан. Председатель Совета СФР напомнила, что 23 сентября Президент России встречался с сенаторами и еще раз подчеркнул важность изменений, внесенных в Конституцию, в частности тех, которые призваны защитить интересы граждан. Он акцентировал, что запросы людей должны найти свое отражение в Законе о бюджете на 2021 год и плановый период
Новации бюджетного и закупочного законодательства
Делая обзор наиболее важных новаций бюджетного и закупочного законодательства на
Впрочем, продлением норм на следующий год законопроект не исчерпывается, в нем содержится масса нового. Так, к новинкам относятся изменения в части нормативов распределения налоговых доходов. Во-первых, это распределение повышенного в 3,5 раза НДПИ: в федеральный бюджет — 83%, в бюджеты субъектов РФ — 17%. Что касается полезных ископаемых, по которым ставка в НК РФ не меняется (торф, горючие сланцы, сырье радиоактивных металлов, неметаллическое сырье и пр.), то в их отношении сохраняются действующие нормативы распределения НДПИ.
Во-вторых, произошли изменения в распределении НДФЛ в отношении доходов физлиц свыше 5 миллионов рублей. Напомним, что доходы физлиц, превышающие 5 миллионов рублей в год, со следующего года будут облагаться по ставке 15%. В федеральный бюджет будет зачисляться 13% от этих 2% повышения, в бюджеты субъектов РФ — 74%, в местные бюджеты — 13%. «Как вы видите, только часть этих двух процентов увеличения ставки НДФЛ на доходы сверх 5 миллионов рублей зачисляется в федеральный бюджет. Для региональных бюджетов и для всех типов муниципальных образований ничего не изменится, выпадающие доходы не образуются», — прокомментировал Лавров.
Также среди особенностей исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на 2021 год Лавров назвал продление права в трех случаях оперативно перераспределять бюджетные ассигнования с превышением общего объема расходов, утвержденного законом о бюджете. Как и в случаях, прописанных в Федеральном законе от 1 апреля 2020 года № 103‑ФЗ, это можно делать, во-первых, в целях восстановления экономики и профилактики распространения коронавируса. Во-вторых, перераспределение возможно между видами источников финансирования дефицита бюджета. В-третьих, в случае получения дотаций из других бюджетов. Законопроект продлевает и возможность распределения и перераспределения субсидий, субвенций и иных МБТ, предусмотренных на антикризисные мероприятия, а также на другие цели, из бюджета субъекта РФ местным бюджетам актом высшего исполнительного органа власти региона.
Расширяются в будущем году возможности направления средств, высвобождаемых в результате проведенной в текущем году реструктуризации задолженности регионов. К имевшимся ранее (на осуществление субъектом РФ бюджетных инвестиций, на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, на компенсацию снижения по итогам 2020 года налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ по сравнению с 2019 годом) добавлена строка «на реализацию региональных проектов». Эта позиция появилась по просьбе региональных органов власти. «Хотя, — отметил Лавров, — если посмотреть на этот перечень объективно, то приоритетным расходом, который съест значительную часть средств, в будущем году все же останется борьба с коронавирусом».
В 2021 году средства, высвобождаемые в результате проведенной в текущем году реструктуризации задолженности регионов, можно будет направлять также и на реализацию региональных проектов
Комментируя еще одну новацию — право Правительства РФ вносить изменения в распределение объемов межбюджетных трансфертов, предоставляемых на финансовое обеспечение мероприятий индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов РФ, — Лавров рассказал, как именно это будет происходить. «В следующем году в полном объеме будет работать трехсторонняя комиссия по вопросам межбюджетных отношений, и все решения по изменению МБТ будут проходить через этот механизм согласования. Конечно, это немного удлинит процесс принятия решений, но одновременно сделает его более обоснованным, прозрачным и понятным всем субъектам РФ. При этом установлена норма, что для ускорения работы комиссия вправе делегировать свои полномочия Комиссии Федерального собрания по перераспределению бюджетных ассигнований», — прокомментировал он.
Как все, конечно же, знают, с 90 до 180 дней увеличен предельный срок, на который субъектам РФ и муниципальным образованиям могут быть предоставлены бюджетные кредиты. Однако, по словам Лаврова, есть планы оставить эту норму уже на постоянной основе. «Прошедший год показал, что риски минимальны, схема работает», — оценил замминистра итог пилота.
На 2021 год сохраняется право субъектов РФ предоставлять друг другу бюджетные кредиты на срок до трех лет. Муниципалитетам одного субъекта со следующего года также дается право предоставлять друг другу кредиты, но на один год. «У нас нет информации, предоставлял ли какой-то субъект другому горизонтальные кредиты и будут ли предоставлять их друг другу в текущем году муниципалитеты, — отметил замминистра, — но на следующий год такая возможность законодательно предусмотрена. Пока мы не можем судить, хороша эта норма или нет, будет ли она востребована, есть ли в ней риски и какие. Практика применения покажет. Вообще мы считаем, что с точки зрения постоянной нормы кредит одного общественно-правового образования другому — это не очень хорошая практика, зато как антикризисная мера, замещающая более дорогие коммерческие кредиты, она вполне допустима».
Комментируя следующую новацию, Лавров рекомендовал участникам вебинара проинформировать свои муниципалитеты, что в следующем году для государственных (муниципальных) учреждений госзадание не признается невыполненным в случае недостижения его показателей. «Все мы понимаем, какое сейчас время, — пояснил замминистра, — поэтому никаких санкций с изъятием денег не будет».
Коснувшись системы оценки долгосрочной устойчивости, Лавров сообщил, что, хотя это и было непростым решением, на 2022 год перенесено вступление в силу норм, устанавливающих ограничения в зависимости от группы долговой устойчивости субъекта РФ и муниципального образования. При этом в 2021 году, чтобы не вводить эмитентов в дополнительный стресс, решено не менять условия госрегистрации — Минфин России и в следующем году будет осуществлять госрегистрацию условий эмиссии и обращения ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований. Также сохраняется и предельное значение (до 15%) объемов расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга, который первоначально планировали снизить до 10%. «В совокупности с переносом на следующий год норм по долговой устойчивости это означает, что мы существенно смягчаем отношение к этой проблеме и ожидаем от регионов ответственной долговой политики. Я имею в виду продление на 2021 год возможности превышать предельные значения дефицита и долга на сумму, направленную на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Равно как и возможность в следующем году превышать установленные в бюджете (именно в бюджете, а не в Бюджетном кодексе!) размеры дефицита и верхнего предела долга. Но базовое требование для финансистов должно остаться прежним — все эти возможности следует применять только в крайних случаях, вызванных особыми условиями», — подчеркнул Лавров.
Новации межбюджетных отношений
Тему подходов к формированию межбюджетных отношений в
Еще закон внедрил ограничения по резервированию объемов иных МБТ по аналогии с субсидиями — не более 5% объема средств, утвержденного на первый год планового периода, и не более 10% на второй год планового периода. Также урегулирован порядок перераспределения невостребованных объемов иных МБТ: экономия направляется на увеличение в течение финансового года резервного фонда Правительства РФ для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов РФ (по аналогии с субсидиями). «То есть эти средства не уходят из категории межбюджетных трансфертов, они просто меняют цель», — отметила Хворостухина.
С принятием Закона № 263‑ФЗ у регионов появилась возможность заранее осуществлять за счет собственных средств дополнительные расходы на финансирование мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета, — то есть использовать средства для опережающей реализации мероприятий. При этом законом закреплено право регионов на возмещение указанных расходов в последующих периодах с сохранением уровня софинансирования, установленного в соглашении о предоставлении субсидии (иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение) для того финансового года, в котором осуществляется возмещение. Раньше норма компенсации касалась только текущего периода.
Последняя новация закона, на которой остановилась Хворостухина, касалась субсидий, предусмотренных на реализацию госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий». Для данных субсидий 263‑ФЗ утвердил предельный уровень софинансирования, равный применяемому для субсидий в целях реализации нацпроектов.
Далее Хворостухина обратила внимание участников вебинара на то, что при ежегодной оценке предоставления региональных льгот субъектам РФ необходимо отдельное внимание обращать на их эффективность — то есть смотреть, получен ли бюджетный эффект и какой. Анализ льгот, предоставленных в 2018 году, показал, что льготы с положительным бюджетным эффектом не превышают 10% в общем объеме региональных льгот (рисунок).
Представитель Минфина России остановилась на планируемых к применению в следующем году инструментах в рамках поддержки инвестиционной активности регионов. В частности, она рассказала о новом механизме, который Минфин России планирует начать реализовывать в следующем году, — это компенсация инвестиционного налогового вычета. Напомним, что это предложение Президента РФ, которое он озвучил в январе текущего года в своем послании Федеральному собранию. Данная льгота будет работать следующим образом. Если объем средств, необходимый для компенсации 2/3 выпадающих из-за инвестиционного налогового вычета доходов регионального бюджета, превышает 100 миллионов рублей, то размер дотации региону составит не менее 100 миллионов рублей. Если сумма потерь меньше 100 миллионов рублей, то субъект РФ может рассчитывать на компенсацию не менее 2/3 объема выпадающих доходов.
Расчет осуществляется на основании данных ФНС России об объеме льгот по инвестиционному налоговому вычету, предоставленных субъектами РФ в соответствии со статьей 286.1 НК РФ за 2020 год организациям, впервые воспользовавшимся указанной льготой в текущем году, но не более 200 миллионов рублей в расчете на одно юрлицо. Дотации не предоставляются регионам, у которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности после распределения дотаций на выравнивание превышает 1,5. «По нашим данным, — сообщила Хворостухина, — к настоящему моменту 49 субъектов РФ приняли решение по введению инвестиционного налогового вычета, в 2020 году таких регионов было 31».
От кассового к казначейскому обслуживанию
Заместитель руководителя Федерального казначейства А. Ю. Демидов познакомил участников вебинара с основными положениями порядка казначейского обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, а также рассказал о нюансах перехода на него. Высший исполнительный орган государственной власти региона или местная администрация вправе выбрать один из двух порядков казначейского обслуживания, а также принять решение о его изменении: 1) с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу субъекта РФ (муниципального образования); 2) с осуществлением территориальным органом Федерального казначейства отдельных функций финансового органа по организации исполнения бюджета субъекта РФ (муниципального образования) в случае соответствующего обращения высшего исполнительного органа государственной власти региона (местной администрации).
По второму варианту перечень передаваемых функций следующий:
- открытие и ведение лицевых счетов, предназначенных для учета операций по исполнению бюджета;
- доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования;
- учет бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета;
- санкционирование операций, связанных с оплатой денежных обязательств получателей средств бюджета.
С. Е. Прокофьев, заместитель руководителя Федерального казначейства, отметил, что в рамках перехода на казначейское обслуживание необходимо до 1 апреля 2021 года закрыть банковские счета, предназначенные для:
- осуществления операций со средствами, поступающими во временное распоряжение (часть 24 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 года № 63‑ФЗ);
- учета операций со средствами, поступающими автономным учреждениям (часть 3.5 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174‑ФЗ);
- учета операций со средствами юридических лиц (обособленных подразделений) (часть 10 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83‑ФЗ).
Перед казначеями стоит задача обеспечить переход на казначейское обслуживание и открытие казначейских счетов в территориальных органах Федерального казначейства. Особое внимание участников вебинара Прокофьев обратил на то, что совершение операций по банковским счетам с 1 января 2021 года не допускается. Подробнее о действии новой системы казначейских платежей можно узнать из репортажа «На передовой» на с. 6.
С. А. СТРЕЛЬНИКОВА