Версия для печати 1518 Материалы по теме
Опыт организации межрегионального туристического маршрута

Туризм является важной составляющей развития экономики целых стран, отдельных регионов и населенных пунктов, включая малые сельские поселения, для которых это порой единственный источник дохода жителей.

33.jpg


Елена Сергеевна КУТУКОВА, заместитель губернатора Архангельской области — руководитель представительства Архангельской области при Правительстве РФ, кандидат экономических наук


34.jpg


Алексей Викторович АЛТЫНЦЕВ, заместитель руководителя представительства Архангельской области при Правительстве РФ, кандидат экономических наук


Развитие внутреннего туризма в России особенно актуально в период ограничений, введенных большинством стран мира на международные перемещения из-за ситуации с пандемией коронавируса. Как это ни парадоксально, но сложившаяся ситуация может позволить увеличить число занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в индустрии гостеприимства, снизить уровень бедности на определенных территориях. Помимо этого, активный внутренний туризм позволяет создать условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, а также достичь других целевых показателей, обозначенных Президентом России в указе от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Мировой тренд

Особенно популярным в последнее время в мире, и в том числе в России, становится все, что связано с экологией, а также самостоятельные путешествия без привязки к туристическим турам. Например, пешие (как вариант — велосипедные) маршруты (так называемые экологические тропы, или треккинг-маршруты), проведение отпуска в поездках на личном автотранспорте. Широко известны сети экологических троп в Европе (например, сеть из 12 трансъевропейских троп протяженностью более 70 тысяч километров) и Северной Америке (например, маршрут Тихоокеанского хребта, Аппалачская тропа).

С нашей точки зрения, популяризации и развитию на территории нашей страны описанного выше тренда может способствовать разработка системы функционирования межрегиональных туристических маршрутов. Они должны быть интегрированы с экологическими, историческими, культурными, паломническими достопримечательностями. Так родилась идея создать отвечающий всем критериям развития туризма на современном этапе маршрут, речь о котором пойдет в данной статье. Проект задумывался до коронавируса, но сейчас он может быть еще более актуален в связи с общемировыми ограничениями на международные перемещения и поставленной на федеральном уровне задачей ускорения темпов развития внутреннего туризма. Пилотная апробация маршрута воплотилась в фестивале «Дорогами Ломоносова. К сердцу Севера: от Ладоги до Онеги», который прошел с 18 июля по 2 августа 2020 года.

Дорогами Ломоносова

Целью проекта является построение устойчивого круглогодично функционирующего туристического маршрута. Одной из особенностей этого маршрута является то, что он проходит через четыре субъекта РФ: Республику Карелия, Архангельскую, Вологодскую и Ленинградскую области (от города Олонца до города Каргополя). Идеей создания межрегионального проекта стало воссоздание части старинного торгового и почтового пути, проходившего здесь на территории, ранее относившейся к Олонецкой губернии. Протяженность маршрута составила около 630 километров. Участки строились таким образом, чтобы спортсмены могли пройти пешком за день от одного населенного пункта до другого, где могли бы отдохнуть, восстановить силы и принять участие в мероприятиях, приуроченных к осуществлению проекта.

36.jpg

Практически каждый населенный пункт на маршруте, будь то деревня или город, имеет многовековую историю и являлся «почтовой ямой», где путники могли отдохнуть, остановиться на ночлег, поменять лошадей. Соответственно, в пути туристы могут насладиться множеством исторических достопримечательностей, включая уникальные шедевры деревянного и каменного зодчества, а также другие достопримечательности, например Онежские петроглифы. Привлечение внимания общественности к вопросам сохранения культурного наследия, традиционных ремесел является одной из сопутствующих задач проекта.

Но, помимо исторических достопримечательностей, данное туристическое направление привлечет к себе любителей природы, так как проходит по особо охраняемым природным территориям. Это Нижне-Свирский заповедник, заказник «Муромский», национальный парк «Кенозерский».

Наличие на маршруте значительного количества монастырей, храмов, часовен, мест, связанных с жизнью святых Русского Севера, является базой для развития паломнического туризма. Данный вид туризма весьма востребован и в мире, и в России. Пожалуй, одним из самых известных паломнических маршрутов является путь Святого Иакова, являющийся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его общая протяженность около полутора тысяч километров, и ведет он к предполагаемой могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела.

Проведение фестиваля «Дорогами Ломоносова. К сердцу Севера: от Ладоги до Онеги» включало в себя пеший переход спортсменов Федерации северной ходьбы (более распространенное название «скандинавская ходьба») по всему маршруту от Олонца до Каргополя и проведение сопутствующих мероприятий различной направленности в каждом населенном пункте на пути следования. Конечно, ограничения, связанные с эпидемией коронавируса, внесли существенные коррективы в проект. Но тем не менее фестиваль состоялся и дал обильную пищу для размышлений по различным аспектам развития внутреннего туризма. Региональные власти, органы местного самоуправления, местные сообщества смогли понять свои дальнейшие шаги в данном направлении.

Организация фестиваля опиралась в том числе на опыт проведения в 2019 году конного пробега «Дорогами Ломоносова: Александрова тропа» на лошадях местной для Архангельской области мезенской породы лошадей. Мероприятие прошло под эгидой Федерации конного спорта России. Несмотря на небольшое расстояние пробега 40 километров между городом Каргополем и селом Ошевенским, а также несопоставимые временные рамки (однодневный конный пробег и фестиваль протяженностью 16 дней), многие уроки прошлогоднего мероприятия были учтены и многих трудностей удалось избежать. Этот пример того, что дорогу осилит идущий: чем больше подобных мероприятий проводится, тем более отработанными становятся организация и осуществление крупных проектов, в том числе межрегиональных и на постоянной основе.

Взаимодействие

Одной из особенностей реализации пилотного проекта «Дорогами Ломоносова. К сердцу Севера: от Ладоги до Онеги» стало комплексное межрегиональное взаимодействие. Оно включало координацию работ с региональными правительствами, органами местного самоуправления, местными сообществами. Также в подготовке проекта активное участие принимали центральные органы всероссийских федераций спорта — северной ходьбы, конного спорта, спортивного туризма, водных видов спорта, мечевого боя, а также любительской детской футбольной лиги «Футбол без границ».

37.jpg

Региональные и местные органы управления, включая глав субъектов РФ, положительно откликнулись на идею проведения подобного масштабного межрегионального мероприятия и дальнейшего развития проекта. Это сразу поставило работу на конструктивные рельсы, и даже вспыхнувшая пандемия не остановила подготовку фестиваля, хотя и заставила скорректировать планы и рассматривать различные сценарии осуществления задуманного. Необходимо отметить, что проведение в 2019 и 2020 годах масштабных мероприятий проходило при взаимодействии с территориальными подразделениями Министерства внутренних дел РФ, включая структуры ГИБДД, а также МЧС России.

Особенности фестиваля

Для соблюдения карантинных ограничений были разработаны различные механизмы проведения мероприятий. Во-первых, активно использовались прямые трансляции в сети интернет и публикация новостей на различных сайтах (сайты Федерации северной ходьбы, региональных органов власти, органов местного самоуправления). Во-вторых, на местности участники мероприятий разбивались на группы не более десяти человек, включая участников мероприятий, зрителей, организаторов, прессу.

Основным событием фестиваля стало прохождение спортсменами Федерации северной ходьбы Эдуардом Цвигуном и Алексеем Матвеевым всего маршрута в сопровождении группы технической поддержки и краеведческой экспедиции, изучавшей и описывавшей многочисленные достопримечательности, интересные для будущих туристов, как на пути следования спортсменов, так и в окрестностях.

38.jpg

Во многих населенных пунктах, включая деревни и села, к спортсменам присоединялись для символического прохождения коротких дистанций участники местных клубов северной (скандинавской) ходьбы. Их, как оказалось, существует большое количество, клубы привлекают к здоровому образу жизни людей самых разных возрастов: от детей до тех, кому за 80.

Практически в каждом населенном пункте приход спортсменов и краеведов сопровождался различными мероприятиями. Эдуард Цвигун и Алексей Матвеев давали мастер-классы для желающих. Положительным моментом и приятным сюрпризом стал неподдельный энтузиазм как руководителей муниципалитетов, так и обычных жителей, не избалованных участием в масштабных событиях. Организаторов, спортсменов, сопровождающие команды встречали фольклорные коллективы, народные умельцы, проводившие мастер-классы по традиционным ремеслам. Нам организовывали экскурсии к главным достопримечательностям и в музеи, потчевали кулинарными изысками местных жителей. И это, помимо прочего, дает основу для развития гастрономического туризма, дополняющего культурно-исторический, экологический и паломнический.

Особую изюминку фестивалю добавили события, специально приуроченные к завершению пилотного проекта. Дизайнер Фрол Буримский провел в Каргополе показ своих коллекций. Среди 28 манекенщиков и манекенщиц только трое были профессионалами, остальными выступили жители городов Каргополь и Няндома.

Вторым событием стала проведенная в Каргопольском государственном историко-архитектурном и художественном музее выставка картин «Ленинградская оттепель. Группа „Одиннадцать“», посвященная искусству второй̆ половины XX века. Ее подготовила и предоставила музею до конца сентября петербургская галерея искусств KGallery.

Уроки фестиваля

Какие выводы можно сделать из организации и проведения описанного проекта? Даже при минимальном использовании бюджетных средств при правильной организации дела можно осуществлять масштабные мероприятия, которые будут служить фундаментом для привлечения внимания к целевым территориям, создания перспектив для развития малых населенных пунктов.

Важно отметить следующие моменты. Во-первых, как и в любом начинании, затрагивающем значительные территории, необходима поддержка на всех уровнях управления, особенно первых лиц регионов. Следующий момент. В современном мире, если что-то не освещено в СМИ, то этого как бы и нет. Поэтому крайне важно привлечение средств массовой информации (в том числе федерального уровня), работа в интернете, включая социальные сети, региональные порталы, тематические сайты, группы по интересам (туризм, история, краеведение, гастрономия, спорт, экология и т. д.). Публикации о фестивале вышли в газетах «Известия», «Коммерсантъ», «Ведомости», журналах «Огонек», СНОБ, Forbes, интернет-ресурсах. Репортажи о мероприятиях проекта выходили на региональных телеканалах, включая местные выпуски программы «Вести» телеканала «Россия 1», и в региональных печатных СМИ. Телеканал «Спас» выпустил цикл передач о проекте, которые вышли в июле и сентябре.

Еще один вывод — необходимо развивать событийный туризм различной направленности, как периодического (например, ежегодные фестивали), так и разового характера, приуроченный к каким-либо датам или мероприятиям.

39.jpg

Создавать инфраструктуру подобных маршрутов зачастую приходится с нуля. Как минимум это оснащение указателями и справочной информацией (об историческом и культурном наследии, включая создание QR-кодов, отелях и гостевых домах, ресторанах, кафе и столовых, местах получения первой медицинской помощи и т. п.). Сюда же можно отнести создание интернет-ресурса маршрута с подробной информацией о нем, включая мероприятия событийного туризма в населенных пунктах, о пунктах выдачи спортивного инвентаря и прочей справочной информацией.

Пеший и велосипедный туризм, а также путешествия на личном автотранспорте в российской глубинке привлекательны прежде всего для жителей крупных городов близлежащих регионов, когда можно провести вне дома выходные и праздничные дни (так называемый туризм выходного дня). Но даже местные жители часто бывают неосведомлены о возможностях для разнообразного отдыха и времяпрепровождения в рядом лежащих населенных пунктах (особенно в сельской местности) и природных территориях.

Для небольших населенных пунктов поток в несколько тысяч туристов в год (а для деревень — и несколько сотен туристов), малозаметный в крупных городах, может послужить материальной опорой для жителей, уменьшить или прекратить отток населения. Это тем более важно там, где экономическая активность минимальна, вдали от основных транспортных магистралей. Богатая история таких территорий, первозданная природа и местный колорит могут стать доходным источником от развития туристической сферы. Поэтому видится целесообразным включить создание системы межрегиональных маршрутов в разрабатываемый национальный проект по туризму.

Поделиться