Правительства стран, научное сообщество и общественность осознали реальную угрозу, которую несет в себе изменение климата, и необходимость принятия совместных мер по адаптации к нему. Эффективность данных мер во многом зависит от успешности реализации программ по мобилизации соответствующих финансовых ресурсов. Необходимость разработки таких программ как на национальном, так и на международном уровне привела к появлению нового направления в государственной политике многих стран и в международных отношениях — климатического финансирования.
Людмила Сергеевна КАБИР, главный научный сотрудник Центра международных финансов НИФИ, профессор РАН, доктор экономических наук
Светлана Игоревна НИКУЛИНА, научный сотрудник Центра международных финансов НИФИ
Справка
Под климатическим финансированием понимается финансирование инвестиционных проектов, направленных на предотвращение или ослабление изменений климата, а также адаптацию к последствиям такого изменения.
Последние десять лет вопросам понимания рисков, связанных с изменением климата, для мировой экономики в целом и финансового сектора в частности, а также внедрения этих рисков в процесс принятия инвестиционных и финансовых решений уделяется значительное внимание. Еще в апреле 2012 года министры финансов и главы центральных банков стран — членов «Большой двадцатки» договорились о создании отдельной рабочей группы в области климатического финансирования (Climate Finance Study Group). В отчете 2014 года, подготовленном этой группой для министров финансов, отмечалось, что изменение климата вызывает неопределенность и трудность прогнозирования при принятии своевременных решений представителями частного сектора. В докладе также подчеркивалась необходимость развития компетенций, изучения и обмена знаниями о климатических рисках, в том числе путем привлечения малых и средних предприятий, финансовых институтов и страховых компаний.
Рабочая группа по «зеленому» финансированию (Green Finance Study Group[1]) в 2017 году обратила внимание на то, что экологические факторы, включая изменение климата, все чаще признаются рисками для устойчивого роста мировой экономики. В докладе Всемирного экономического форума о глобальных рисках[2] в числе таковых названы экстремальные погодные явления, крупные стихийные бедствия, а также неспособность человечества смягчить последствия изменения климата и адаптироваться к нему.
Воздействие рисков
Ведущие страховые компании, компании, управляющие активами, банки в качестве вероятных факторов, приводящих к финансовым убыткам, а также источников повышенной волатильности рынка и возможной нестабильности финансового сектора признают материальные риски[3] и риски переходного периода[4]. Специальная рабочая группа (Task Force on Climate-related Financial Disclosures — TCFD), созданная в 2015 году Советом по финансовой стабильности, также считает, что риски, создаваемые изменением климата, имеют финансовые последствия для многих организаций. Климатические риски влияют на такие важные финансовые аспекты организации, как ее доходы и расходы, активы и обязательства, капитал и финансирование (рисунок 1).
Материальные риски и риски переходного периода могут воздействовать на потребительский спрос. Организациям следует учитывать потенциальное влияние изменения спроса на их доходы. Кроме того, сдвиг спроса и предложения в результате смены политик, технологий и настроений на рынке может отразиться на оценке активов и обязательств организации. Климатические риски и возможности могут также повлиять и на структуру капитала компании. Возможны изменения капитала и резервов вследствие операционных убытков, частичного списания активов или необходимости привлечения нового акционерного капитала для удовлетворения потребности в инвестициях.
Воздействие материальных рисков на финансовый сектор схематически представлено на рисунке 2. Материальные риски могут повлиять на финансовую систему в целом, только если последствия стихийных бедствий, связанных с изменением климата, масштабны и затрагивают густонаселенные районы со значительным объемом производства.
Риски переходного периода для финансовых учреждений возникают при финансировании компаний, не успевших приспособиться к изменившимся условиям. Это риски, реализующиеся в виде сформировавшегося запроса общества на экологически чистые проекты, ужесточения климатической политики и действующего законодательства. Сегодня эти риски стали настолько существенными, что отдельные финансовые организации были вынуждены вывести ранее инвестированный в углеродные активы капитал или отказаться от финансирования деятельности, не отвечающей современным экологическим требованиям. Например, к 2018 году AXA Group деинвестировала 3,7 миллиарда евро, вложенных в активы, связанные с углем и битуминозными песками, а также прекратила страхование строительства угольных электростанций, разработок месторождений битуминозных песков и строительства связанных с ними трубопроводов. Goldman Sachs стал первым крупным американским кредитором, который ограничил финансирование проектов нефтегазового сектора, уделяя особое внимание защите Арктического национального заповедника дикой природы. Банк также обязался укрепить свою стратегию устойчивого развития, пообещав направить 750 миллиардов долларов на проекты в этой сфере в течение следующего десятилетия.
Учитывать сценарии
Для минимизации рисков TCFD предлагает компаниям использовать сценарный анализ в процессе стратегического планирования, позволяющий учесть влияние регуляторных, технологических и климатических факторов на финансовые показатели компании. Например, финансовая группа City рассмотрела несколько сценариев с применением климатических моделей Международного энергетического агентства, Международного агентства по возобновляемым источникам энергии и проекта «Пути глубокой декарбонизации».
Финансовая группа Allianz и Всемирный фонд дикой природы отмечают необходимость перестройки внутренних процедур и политики финансовых институтов ввиду трансформации климатической политики и регулирования во многих странах, изменения требований к финансовым организациям и появления у их клиентов потребностей в новых финансовых продуктах и услугах. Для сохранения своей устойчивости и жизнеспособности финансовые институты должны формировать стратегию развития с учетом рисков и возможностей, создаваемых изменением климата.
Оценка страховщиков и банкиров
Страховые компании воспринимают изменение климата скорее как угрозу, нежели как возможность для своего развития из-за риска увеличения страховых выплат вследствие роста частоты и интенсивности экстремальных погодных явлений. Так, ураган «Эндрю» (1992 год), причинивший экономический ущерб в размере 26,5 миллиарда долларов, из которых застрахованный ущерб составил 15,5 миллиарда долларов, привел к банкротству ряда страховых компаний. Случившееся показало, что отрасль серьезно недооценила разрушительные последствия урагана. По некоторым данным, из-за участившихся стихийных бедствий убытки страховщиков в 2018 году достигли 80 миллиардов долларов, что вдвое превышает средний показатель с поправкой на инфляцию за последние 30 лет.
Стихийные бедствия, вызванные изменением климата, могут оказать негативное воздействие и на банковскую систему. Есть некоторые эмпирические данные, подкрепляющие гипотезу о том, что стихийные бедствия влияют на устойчивость банков. Например, Е. Кломп экономист из Нидерландов, приводит доказательства того, что для выборки, состоящей из 160 стран, стихийные бедствия метеорологического и геофизического характера увеличивают вероятность банковского дефолта. Этот эффект, однако, смягчается в странах с жестким финансовым регулированием и надзором и в странах с развитой экономикой, где банки, как правило, обладают диверсифицированными портфелями активов и заемщики обычно лучше застрахованы.
Проанализировав данные по имущественному ущербу от стихийных бедствий, связанных с экстремальными погодными явлениями, в США за
Колоссальные возможности
Изменение климата — источник не только рисков, но и колоссальных возможностей для развития бизнеса организаций сектора финансовых услуг. Потребности в инвестициях для противодействия изменению климата огромны. Так, Международная финансовая корпорация проанализировала национальные обязательства и политические меры по борьбе с изменением климата в 21 стране с развивающимися рынками, в которых проживает 62% населения мира и на которые приходится 48% глобальных выбросов парниковых газов. По результатам анализа она оценила инвестиционный потенциал ключевых секторов экономики этих стран, связанный с низкоуглеродным развитием, примерно в 23 триллиона долларов за период
Финансовые организации могут создать конкурентные преимущества, предложив клиентам продукты и услуги, удовлетворяющие их потребности в климатических финансах. Воспользовавшись привлекательными возможностями для развития бизнеса и укрепления позиций на зарубежном рынке, компания Allianz запустила в России новую линейку страховых продуктов для ветровых и солнечных электростанций. Она включает уникальное для российского рынка природное индексное страхование недополученной выручки от недостатка солнца или ветра и комбинированное страхование от всех рисков на всем этапе жизненного цикла проекта.
В качестве еще одного примера можно привести инициативу Российской национальной перестраховочной компании, с которой она обратилась на Московскую биржу. Речь идет о возможности выпуска в России так называемых облигаций катастроф (catastrophe bonds), весьма популярных среди инвесторов на мировых финансовых рынках благодаря их более высокой доходности по сравнению со среднерыночной.
В объединении сила
В попытке адаптироваться к рискам и возможностям, связанным с изменением климата, организации сектора финансовых услуг объединяются в группы или коалиции. В сентябре 2019 года на климатическом саммите ООН в Нью-Йорке было официально объявлено о создании Международной коалиции в области инвестиций в проекты, повышающие устойчивость к изменению климата. Ее цель — трансформировать инвестиции в инфраструктуру путем интеграции климатических рисков в процесс принятия решений. Все это будет способствовать переходу стран, включая наиболее уязвимые, к экономике, более устойчивой к изменению климата.
К
Финансовые регуляторы: стресс-тестирование
Финансовые регуляторы стран предпринимают активные усилия по оценке влияния климатических рисков на национальную финансовую систему. Например, с 2018 года Швейцарское управление надзора за финансовым рынком ввело обязательное стресс-тестирование риска стихийных бедствий для крупнейших страховых групп. Банк Англии намеревается провести стресс-тестирование финансовой системы Великобритании на ее устойчивость к климатическим рискам в 2021 году.
Банк России также уделяет внимание проблеме влияния изменения климата на финансовую стабильность. Важным событием 2019 года стало вхождение Банка России в состав Сети центральных банков и надзорных органов по озеленению финансовой системы. Это будет способствовать совершенствованию анализа и оценки климатических рисков с учетом передового мирового опыта. В Обзоре финансовой стабильности за
Финансовые потоки
В докладе Секретариата РКИК[6] 2007 года указано, что в предстоящие 25 лет необходимо значительно изменить структуру финансовых потоков, направляемых на цели противодействия изменениям климата. С учетом возрастающих объемов выбросов парниковых газов в 2030 году потребуются дополнительные инвестиции объемом порядка
Изменение климата: цена вопроса
Научное сообщество и общественное мнение давно признали, что изменения климата происходят в том числе под воздействием антропогенных факторов. Однако вопросы, какие именно меры нужно предпринять и какова их стоимость, долгое время оставались темой дискуссий.
Ответы на поставленные вопросы были даны в докладе Н. Стерна, главы государственной экономической службы и советника правительства Великобритании по экономике и развитию, подготовленном в
При отсутствии согласованных действий, направленных на противодействие изменениям климата и на адаптацию к его последствиям, общие издержки и риски, связанные с преодолением последствий изменений климата, будут составлять не менее 5% (вплоть до 20% при более полном учете всех рисков) глобального ВВП ежегодно. Если же согласованные совместные меры будут предприниматься, то суммарные ежегодные издержки можно удержать в пределах 1% мирового ВВП. Таким образом, финансовые затраты являются оправданными и относительно небольшими по сравнению с рисками в случае бездействия, особенно если предпринять соответствующие политические, организационные и экономические меры в ближайшее время.
РКИК зафиксировала соглашение об оказании финансовой помощи странами, располагающими большими финансовыми ресурсами, менее обеспеченным и более уязвимым. Мобилизация финансовых ресурсов для реализации программ и проектов по изменению климата осуществляется финансовыми организациями и агентствами по развитию. Например, это Африканский банк развития, Азиатский банк развития, Карибский банк развития, Банк экономической интеграции Центральной Америки, Европейский инвестиционный банк и ряд других организаций.
По оценке Инициативы по климатической политике[7], в 2017 и 2018 годах глобальные потоки климатического финансирования показывают, что их ежегодные объемы превысили отметку в полтриллиона долларов США. В среднем за
По оценкам Инициативы по климатической политике, среднегодовой объем государственных ресурсов в
[1] Группа также была создана в рамках G20 по инициативе Китая в конце 2015 года. В 2018 году (год председательства в группе Аргентины) группа переименована в Sustainable Finance Study Group — Исследовательская группа по устойчивому финансированию (SFSG).
[2] Опубликован в начале 2017 года.
[3] Материальные риски возникают вследствие ущерба недвижимому имуществу, объектам инфраструктуры и земельной собственности.
[4] Под рисками переходного периода понимаются риски, возникающие в результате изменений климатической политики, технологий, а также настроений потребителей и рынков в течение перехода к низкоуглеродной экономике.
[5] Обзор финансовой стабильности за
[6] Рамочная конвенция по изменению климата (РКИК) принятая в 1992 году, представляет собой международное соглашение, в котором сформулированы общие принципы действий стран по проблеме изменения климата.
[7] Climate Policy Initiative (группа из 26 национальных и региональных банков развития) — некоммерческий аналитический центр в области политики управления в сфере энергетики и землепользования. Считается ведущей экспертной группой по отслеживанию потоков глобального климатического финансирования.