Краснодар вошел в первую пятерку рейтинга качества жизни российских городов, составленного Финуниверситетом при Правительстве РФ, в тройку лидеров рейтинга перспективных российских мегаполисов, стал лучшим за организацию работы с кадрами. Об успехах, проблемах и новых вызовах рассказал Евгений Алексеевич ПЕРВЫШОВ, глава города Краснодара.
— Евгений Алексеевич, как в Краснодаре идет выполнение плана по доходам бюджета? На июльском брифинге вы отметили, что ситуация с городским бюджетом сложная.
— Безусловно, непростая ситуация с поступлением доходов в городской бюджет сохраняется, но есть и позитивные сдвиги. Уже на протяжении трех месяцев — в июне, июле и августе — нам удается обеспечивать поступление доходов в бюджет на уровне утвержденных плановых заданий. Хочу особо подчеркнуть, что речь идет о тех плановых заданиях, которые были приняты до пандемии. За эти три месяца нам удалось сократить отставание от запланированных объемов поступлений более чем на 185 миллионов рублей.
По-прежнему непростой остается ситуация с поступлением налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, земельного налога, ЕНВД и платежей по УСН. В общей сложности на сегодняшний день бюджет Краснодара недосчитался более 1,1 миллиарда рублей.
Краснодар традиционно ориентирован на сферу торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Именно эти отрасли в большей степени пострадали от реализации ограничительных мер, поэтому им адресован и основной объем мер поддержки.
— Вы сокращали расходы бюджета?
— Были оптимизированы расходы, потребность в которых значительно снизилась из-за карантинных мероприятий. Это, например, питание школьников и воспитанников детских садов, подвоз учащихся в школы, проведение массовых спортивных, культурных, образовательных и других мероприятий.
В целях предотвращения влияния сложившейся ситуации на развитие отраслей экономики мы обратились в Администрацию Краснодарского края за финансовой поддержкой в решении вопросов жизнедеятельности города и социальных проблем. В конце августа край распределил городу более миллиарда рублей за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Эти средства компенсируют часть выпадающих налоговых и неналоговых доходов бюджета.
Благодаря помощи региона появится новый источник финансового обеспечения расходных обязательств города и не возникла задолженность перед поставщиками. Однако работа по сокращению расходов, не имеющих первоочередного характера, продолжается. Это касается, например, приобретения оборудования и основных средств, расходов по транспортному обслуживанию и других.
— Финансовое положение города не требует увеличения муниципального долга? Расскажите о долговой политике Краснодара.
— На текущий момент объем долга города составляет 8,65 миллиарда рублей. Из них почти 4,3 миллиарда — коммерческие кредиты, заключенные по результатам конкурсных процедур со Сбербанком России, а порядка 3,8 миллиарда — бюджетные кредиты, предоставленные Министерством финансов Краснодарского края по ставке 0,1 процента годовых.
Перед нами стоит задача по снижению расходов на обслуживание муниципального долга по ранее полученным кредитам за счет снижения процентных ставок путем перекредитования, а не получения новых кредитов. По условиям имеющихся у города бюджетных кредитов, полученных из края в 2019 году, мы имеем право привлекать коммерческие кредиты исключительно по ставкам, не превышающим ключевую, увеличенную на один процент годовых. Однако банковский сектор неохотно выходит на торги с условиями — ключевая ставка плюс один пункт на период от трех лет. Особенно учитывая, что Центробанк значительно снизил ключевую ставку, которая сейчас составляет 4,5 процента годовых.
Мы рассматриваем варианты либо объявления торгов для перекредитования дорогих кредитов на более дешевые, но с более коротким сроком, на год или полтора, либо осуществления в 2020 году эмиссии муниципальных ценных бумаг в виде муниципальных облигаций. Второй вариант возможен в случае, если условия выпуска окажутся выгоднее действующих коммерческих кредитов.
— Какова налоговая политика города?
— Мы исходим из того, что целый ряд отраслей экономики Краснодара находится в сложном положении. Поэтому реализуемая налоговая политика ориентирована не на пополнение бюджета, а на создание условий для скорейшего выхода хозяйствующих субъектов на докризисные показатели, восстановление их запаса прочности.
На федеральном уровне реализуются десятки мер поддержки, призванных решить эту проблему. Вы знаете, что приостановлены контрольные мероприятия, автоматически продлены лицензии и разрешения, перенесены сроки уплаты налогов, часть из налоговых начислений второго квартала фактически списана. И это далеко не полный перечень того, что предпринимается, чтобы восстановить российскую экономику.
Аналогичные меры реализованы на региональном и местном уровнях. Снижены в два раза ставки по УСН и ЕНВД, это повлекло образование выпадающих доходов местного бюджета в объеме 247 миллионов и 156 миллионов рублей соответственно. Предоставлены отсрочки по арендной плате за землю и имущество на 45 миллионов рублей. Введено освобождение от внесения платежей по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на 18 миллионов рублей.
Реализация этих мер поддержки привела к образованию выпадающих доходов бюджета. Но в то же время это деньги, которые остались в распоряжении хозяйствующих субъектов и уже работают на восстановление бизнеса, выплату заработной платы, что в конечном итоге даст возможность в сжатые сроки перейти к росту экономических показателей столицы Кубани.
— В национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах России Краснодарский край находится на шестом месте, поднявшись по сравнению с прошлым годом на семь позиций. Расскажите об инвестиционном потенциале Краснодара. Какие наиболее весомые и перспективные проекты реализуются в городе?
— Краснодар на протяжении последних лет является абсолютным лидером по объему инвестиций в основной капитал в Южном федеральном округе. В целях развития экономики нашего города и улучшения качества жизни жителей мы регулярно ведем работу по созданию оптимальных условий для привлечения инвесторов в различные отрасли и стабильного ведения бизнеса.
Эффективность этой работы подтверждается большим количеством инвесторов, желающих реализовать свои проекты именно в Краснодаре. Назову два наиболее крупных. Первое — это строительство логистического центра компанией Wildberries в рамках индустриального парка на территории Восточной промышленной зоны. Общий объем инвестиций по проекту — порядка 6,5 миллиарда рублей. При этом предполагается создание около 10 тысяч рабочих мест. Второе — создание компанией «Базэл Аэро» нового аэровокзального комплекса в Краснодаре со всей сопутствующей инфраструктурой, промышленными и складскими комплексами. Общий объем инвестиций составит около 11 миллиардов рублей.
Рост инвестиционной привлекательности Краснодара подтверждает положительная динамика объема инвестиций в основной капитал — 100,6 процента. По результатам первого полугодия текущего года сумма инвестиций составила порядка 34,9 миллиарда рублей.
В прошлом году Краснодар вошел в первую пятерку рейтинга качества жизни российских городов, составленного Финансовым университетом при Правительстве РФ, а также в тройку лидеров в рейтинге перспективных российских мегаполисов, по оценке журнала «Эксперт».
— Какую поддержку Краснодар оказывает малому и среднему бизнесу? Каков план вывода МСП из кризиса?
— В Краснодаре действуют пять мер поддержки бизнеса, пострадавшего от ограничительных мероприятий. Это (1) отсрочка по арендным платежам за земельные участки и муниципальное имущество, действует до 1 сентября 2023 года; (2) снижение ставки ЕНВД с 15 процентов до 7,5; (3) освобождение от оплаты за право на размещение отдельных категорий нестационарных торговых объектов на период действия ограничительных мер; (4) освобождение операторов наружной рекламы от платежей в бюджет города на период действия ограничительных мер; (5) отсрочка для субъектов МСП выплат за выкуп муниципального недвижимого имущества до конца текущего года.
На территории Краснодарского края также действуют финансовые меры поддержки пострадавших отраслей экономики. В региональном Фонде микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства разработано 18 видов займов, в том числе четыре антикризисных микрозайма. Их предоставляют в сумме от 100 тысяч до 3 миллионов рублей по ставкам 0,1 и 1 процент годовых.
Муниципальный центр развития предпринимательства «Платформа» оказывает в том числе консультационную поддержку по юридическим вопросам ведения хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, государственной поддержки малого и среднего бизнеса. Предпринимателям и физическим лицам, желающим организовать собственное дело, бесплатно предоставляются рабочие места.
— Краснодар стал победителем XIII Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За лучшую организацию работы с кадрами». Кадровый вопрос актуален для Краснодара? Пандемия как-то повлияла на методы работы с персоналом?
— Да, это высокое признание профессионализма сотрудников администрации города, которые занимаются бюджетным процессом и финансами. С одной стороны, у нас много перспективной и грамотной молодежи, с другой — есть опытные кадры, которые передают свой опыт.
Администрация Краснодара не испытывает недостатка в кадрах. К нам систематически приходят резюме специалистов с различным опытом и образованием, желающих поступить на муниципальную службу. Любой желающий может подать документы для включения своей кандидатуры в наш кадровый резерв. Для этого необходимо предоставить документы в комиссию по формированию и подготовке кадрового резерва.
Пандемия и самоизоляция никоим образом не изменили подход к подбору кадров. Другое дело, что экономические тенденции, процессы геополитики, цифровизация формируют новые требования для системы подготовки кадров в целом. Все более существенным критерием при подборе персонала становится необходимость владения базовыми навыками в сфере информационно-коммуникационных технологий.
В период пандемии произошло важное событие: правительством был подготовлен общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике. В нем затронута и тема цифровой трансформации отдельных сфер и отраслей, в том числе сферы государственного и муниципального управления.
Кроме того, ситуация с пандемией на практике показала, что вынужденные ограничения обязывают переоценить возможности цифровизации многих сфер и начать активнее внедрять новые ИТ-решения в работу, в том числе в муниципальных органах управления. В этот период пришлось в оперативном порядке организовать для работников администрации и учреждений, задействованных в жизнеобеспечении города, дистанционный формат деятельности. Для этого была подготовлена нормативная база, произведены необходимые настройки для возможности удаленной работы с автоматизированными рабочими местами, предоставления доступа к сервисам служебной электронной почты, ряду информационных ресурсов.
Деятельность муниципалитета — это непрерывный цикл обеспечения жизненно важных процессов функционирования городской среды. Результат нужно давать «здесь и сейчас», поэтому требования к цифровым компетенциям муниципальных служащих, а также кандидатов на муниципальную службу, безусловно, повышаются.
Краснодар уже второй год участвует в программе «Компетенции и технологии, востребованные в государственном и муниципальном управлении в условиях цифровой трансформации». Ее разработал Центр подготовки руководителей цифровой трансформации Высшей школы государственного управления РАНХиГС. Обучение прошли более 100 сотрудников администрации и муниципальных учреждений.
Подготовила С. Н. СМИРНОВА