30 лет назад, в 1990 году, в составе Министерства финансов РСФСР была создана государственная налоговая инспекция. Это стало отправной точкой для формирования системы с трехуровневой иерархией управления, которая сегодня превратилась в мощную современную цифровую службу. Юбилейное интервью журнал «Бюджет» взял у заместителя руководителя Федеральной налоговой службы России Дмитрия Валерьевича ВОЛЬВАЧА.
— Дмитрий Валерьевич, свой
— Федеральной налоговой службе исполняется 30 лет, и скажу, что она вполне соответствует поколению
Понимая, что общество и экономика меняются, мы еще десять лет назад взяли курс на трансформацию из чисто фискального ведомства в ведомство, которое строит свои отношения с налогоплательщиками на принципах открытости и доступности информации, развивали онлайн-услуги на основе самых передовых информационных технологий. Мы создали новую цифровую экосистему — АИС «Налог-3», которая позволяет применять новые подходы в налоговом администрировании, развивать аналитику, расширять возможности экстерриториальных принципов взаимодействия с налогоплательщиками и оказания услуг. Другими словами — адаптировать систему налогового администрирования к трансформации экономики и бизнеса в новой реальности убер-экономики.
В результате именно цифровая платформа налогового администрирования, наработанные компетенции по созданию сервисов для налогоплательщиков позволили ФНС справиться с вызовами текущего года. Мы смогли быстро организовать сервисы для адресного, автоматического, исключающего бюрократические барьеры предоставления мер поддержки бизнеса.
Россия следовала мировому тренду в части оказания правительством мер экономической поддержки, которые были осуществлены в кратчайшие сроки. Это стало возможным благодаря, повторюсь, цифровой зрелости налоговой службы. Лидерские позиции ФНС России в области цифровой трансформации отмечены в отчете ОЭСР[1], посвященном налоговым и экономическим мерам предотвращения негативных последствий пандемии.
— Как адаптировалась служба к работе в условиях ограничительных мер?
— Служба успешно встроилась в новые условия работы и в полном объеме осуществляет свои функции. Мы обеспечили контроль за состоянием здоровья сотрудников, адаптировали к сложившимся условиям распорядок работы, организовали дистанционный режим работы и практически 100 процентов документооборота перевели в электронный вид.
В рамках мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции налоговые органы с 30 марта по 5 июля приостанавливали личный прием и обслуживание налогоплательщиков. В этот период можно было воспользоваться дистанционными каналами взаимодействия с налоговой службой — единым контакт-центром ФНС России и электронными сервисами. Для заявителей была сохранена возможность обращаться с запросами и в письменной форме. Для этого в зданиях налоговых органов были размещены специализированные боксы для приема корреспонденции.
Мы развернули сеть ситуационных центров — в центральном аппарате, во всех управлениях и межрегиональных инспекциях ФНС России. Задачи, решаемые ситуационными центрами, можно разделить на два ключевых блока. Первый — оперативное реагирование на обращения бизнеса. Второй — мониторинг экономической и социальной ситуации в регионах и конкретных компаниях. С начала пандемии обработано более 20 тысяч обращений бизнесменов, три четверти которых — от представителей малого бизнеса. Информация, предложения, полученные через ситуационные центры, во многом стали основой для принятия решений Правительства РФ по поддержке бизнеса и позволили снять социальную напряженность. Региональные ситуационные центры проводили консультирование крупнейших организаций в режиме онлайн по телефону в связи с переводом сотрудников организаций на удаленное рабочее место и невозможностью доступа к телекоммуникационным каналам связи.
Информация, стекающаяся в ситуационные центры, стала барометром, отражающим состояние дел в экономике в условиях переноса сроков сдачи отчетности. Еженедельно на основании мониторинга важнейших показателей деятельности бизнеса (выручка, себестоимость, кредиторская и дебиторская задолженность, численность занятых — всего десять показателей) автоматически формировались матрицы рисков по отраслям и стресс-тесты финансового состояния по 1375 системообразующим организациям. На основании мониторинга показателей выявлялись болевые точки, такие как снижение выручки, доходов, риски сокращения сотрудников, определялись наиболее пострадавшие отрасли, формировались и направлялись в Правительство РФ предложения, которые в том числе были учтены при расширении мер поддержки бизнеса.
Ситуационные центры ФНС России стали платформой для формирования оперативной информации для принятия управленческих решений на государственном уровне
— Насколько мораторий на проведение проверок во втором квартале 2020 года ограничил вашу деятельность?
— Да, действительно, из-за моратория мы свернули проведение выездных налоговых проверок. В итоге в первом полугодии 2020 года проведено 1,7 тысячи контрольных мероприятий, что в 2,9 раза меньше запланированного.
Однако хочу подчеркнуть, что сегодня ФНС развивает инструменты не постконтроля, а формы профилактики налоговых нарушений, их предупреждения в режиме реального времени. Перед нами не стоит вопрос выбора объекта для проверки как такового — мы видим риск-профиль каждого налогоплательщика. Проверка для нас крайняя мера. Основной акцент мы делаем на побуждении к добровольной уплате налога и волновом эффекте. И речь здесь идет не только о периоде пандемии.
При налогообложении цифровой экономики, когда границы государств становятся номинальными, важнейшее значение имеет такой инструмент, как автоматический обмен налоговой информацией с налоговыми администрациями других стран. ФНС России участвует в обмене межстрановой отчетностью (МСО) с 2018 года, то есть с момента начала такого обмена. Данные МСО дополняют доказательственную базу проверяющих и помогают установить предварительные налоговые риски. В прошлом году за отчетный 2018 год мы получили информацию о 734 тысячах счетов от 74 стран (топ-3 по количеству счетов: Кипр — 111,5 тысячи, Китай — 90,9 тысячи, Южная Корея — 66,8 тысячи).
Мы реализуем проект по идентификации и риск-профилированию данных CRS, то есть автоматическому выявлению рисков сокрытия зарубежных активов, доходов (НДФЛ, КИК). И уже добились
Такой подход привел к действительно высоким результатам по ключевым направлениям работы ФНС. Сокращается количество выездных проверок. В 2019 году проведено 9,3 тысячи проверок, что на 34 процента меньше показателя 2018 года. За десять лет количество выездных проверок сократилось более чем в восемь раз, или на 66,2 тысячи. При этом в общей сумме поступлений по результатам контрольно-аналитической работы 40 процентов составляют поступления без проведения выездных проверок (в результате аналитической работы). При помощи цифровых инструментов налогового контроля мы выявляем риски у налогоплательщиков, знакомим их с ними, и как результат большинство компаний уточняют свои обязательства, не доводя дело до проверок.
— Какова сегодня ситуация с собираемостью налогов?
— Определяющее влияние на динамику поступлений со второго квартала текущего года оказывает снижение цены на нефть и ограничения, связанные с пандемией коронавируса. Вместе с тем уже сегодня можно сделать вывод о постепенном восстановлении динамики поступлений налогов. Наиболее показательна в этом смысле динамика поступления НДФЛ, по которой также можно сделать вывод о постепенном восстановлении уровня доходов граждан. По итогам девяти месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2019 года поступления НДФЛ выросли на четыре процента, и это несмотря на рост возвратов по социальным и имущественным вычетам на 12 процентов. Поступления страховых взносов даже с учетом снижения ставки с 30 до 15 процентов и мер поддержки выросли на 1,6 процента.
О восстановлении экономики после пандемии можно также судить по динамике выручки, по данным ККТ. Так, в июле выручка впервые с апреля 2020 года восстановилась до уровня допандемийного периода и составила 4 триллиона рублей, или +3,4 процента к уровню марта. В августе и сентябре выручка, соответственно, также продолжила оставаться на уровне выше докризисного периода. В целом, несмотря на вынужденные ограничительные меры, введенные во втором квартале, по итогам девяти месяцев 2020 года без НДПИ на углеводородное сырье поступления доходов в консолидированный бюджет РФ снизились всего на 2,4 процента, а в федеральный бюджет увеличились на 1,1 процента.
Как я уже говорил, все ограничения по нашей деятельности были сняты полностью только 1 октября. Это напрямую сказалось на росте долга. Показатель DTI (задолженность к поступлениям) также несколько вырос по сравнению с историческим минимумом, однако мы ожидаем его восстановление до докризисного уровня уже в 2021 году. При этом мы обеспечили почти полностью бесконфликтные отношения с налогоплательщиками в период активной фазы ограничений деловой активности. Приоритет был отдан мягким мерам урегулирования долга — за семь месяцев проведено зачетов в 2,5 раза, или на 137 миллиардов рублей, больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одновременно были предоставлены прямые меры поддержки. Так «коронавирусная» отсрочка предоставлена крупным компаниям из пострадавших отраслей на 32 миллиарда рублей. На сумму более 29 миллиардов рублей даны рассрочки предприятиям в предбанкротном состоянии. Это больше сумм рассрочек, предоставленных за три последних года.
— В период пандемии у налоговых органов многократно увеличились обязанности и задачи. Государственные выплаты, отсрочки и рассрочки уплаты налогов для компаний, работающих в наиболее пострадавших отраслях, — все это в некоторой степени для вас новый функционал.
— Да, вы правы. Функционал ФНС России в период пандемии серьезно расширился. Но эти меры в совокупности с выплатой субсидий для сохранения занятости оказались нужными и своевременными и смогли серьезно поддержать бизнес. Справиться с новыми задачами нам помогли цифровые технологии и наработанные в этой сфере компетенции. Для автоматического предоставления мер без бюрократических проволочек в информационные ресурсы были интегрированы данные компаний — получателей поддержки в соответствии с нормативными актами Правительства РФ.
В рамках первоочередных мер поддержки необходимо отметить приостановление мер взыскания по задолженности, моратории на проведение выездных проверок и на проведение процедуры банкротства, перенос сроков представления отчетности и уплаты налогов. Одновременно были предоставлены следующие прямые меры поддержки: освобождение и отсрочка оплаты налогов и страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, субъектов МСП, социально ориентированных НКО, работающих в наиболее пострадавших отраслях. Были снижены ставки по страховым взносам с 30 до 15 процентов для зарплат свыше МРОТ для всех МСП. По оценке ФНС России, сумма сэкономленных бизнесом средств только от этой меры составила 290 миллиардов рублей. Также был понижен фиксированный тариф на обязательное пенсионное страхование. Для поддержки самозанятых граждан предусмотрена материальная помощь (12 130 рублей), которую они смогут потратить на уплату налога в 2020 году. Также самозанятым возвращены на карту суммы налогов, уплаченных за 2019 год, — 1,4 миллиарда рублей. Выплачены субсидии: 90,9 миллиарда рублей на сохранение численности работающего персонала более 1,1 миллиона компаний с более 3,8 миллиона сотрудников, а также субсидии на дезинфекцию и профилактику для 294 тысяч компаний с одним миллионом сотрудников на 11,6 миллиарда рублей.
Для возможности оперативной проверки банками данных заявителя на соответствие условиям получения беспроцентного кредита на выплату заработной платы создана блокчейн-платформа ФНС. К платформе уже подключен 41 банк, включая системно значимые, такие как Сбербанк, ВТБ и другие.
На официальном сайте налоговой службы создан новый сервис (service.nalog.ru/covid19/), где можно получить всю информацию о доступных мерах поддержки, которые ФНС России реализует для бизнеса, пострадавшего от распространения коронавирусной инфекции. Достаточно ввести ИНН, и сервис отразит все действующие и доступные для налогоплательщика меры поддержки. Он автоматически проверяет возможность получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и взносов, субсидии для малого и среднего бизнеса. Если никаких специальных мер для указанной компании не предусмотрено, сервис покажет остальные меры, которые действуют для бизнеса.
— За 30 лет налоговые органы изменились до неузнаваемости. Кошмарные очереди в период сдачи отчетности, бумажный документооборот — все это в прошлом. А как за это время изменилась философия налогового контроля?
— Ставка была сделана на создание системы незаметного налогового администрирования и проактивность сервисов. Мы решили по максимуму взять на себя фискальную сторону и освободить людей от бремени исчисления налогов и подготовки отчетности. Повторюсь, за десять лет количество выездных проверок сократилось в восемь раз. При этом охват выездными проверками всех категорий налогоплательщиков сократился практически в десять раз — проверяем всего одного плательщика из тысячи.
И это не случайно. Сегодня на базе АИС «Налог-3» созданы инструменты незаметного налогового администрирования, такие как АСК НДС-2 и АСК ККТ, в автоматическом режиме выявляющие налоговые риски по отдельным операциям, развивается проект налогового мониторинга. Одновременно расширяется линейка современных сервисов, таких как личные кабинеты для всех категорий налогоплательщиков, упрощается отчетность.
Так, АСК НДС-2 сегодня обрабатывает несколько миллионов электронных деклараций по НДС и около 15 миллиардов электронных счетов-фактур в год, позволяет выявлять схемы бумажного НДС, дробления счетов-фактур, площадки по продаже фиктивных счетов-фактур. Результат применения системы — сокращение доли сомнительных вычетов. Сегодня она менее одного процента (0,43 процента), для сравнения: в первом квартале 2016 года она составляла восемь процентов.
Замкнуть контроль выручки в розничном сегменте позволил проект АСК ККТ. Система формирует электронные фискальные чеки и автоматически передает в налоговую данные о совершаемых транзакциях, которые сохраняются в облачном хранилище.
Сегодняшние налогоплательщики также демонстрируют высокий уровень цифровой зрелости, активно внедряя в свои бизнес-процессы современные технологии. Порядка 100 крупнейших компаний с готовностью участвуют в программах расширенного взаимодействия с налоговыми органами в формате налогового мониторинга, освобождая себя тем самым от временны`х и административных издержек. Мы ожидаем что в 2021 году участников налогового мониторинга будет уже более 200, а соответствуют критериям и могут участвовать в проекте более трех тысяч компаний.
Сегодня мы рассматриваем ФНС России как центр компетенций по сбору, обработке, хранению данных, а также предоставлению налогоплательщикам современных услуг, как крупнейшего поставщика данных о налоговой системе и развитии экономики. Это информация о поступлении налогов по отраслям и регионам, сведения о финансовых результатах и налоговой базе, объемах производства подакцизной продукции и добычи полезных ископаемых. На сегодняшний день формируется более 70 форм статистической налоговой отчетности по всем направлениям налогового администрирования.
Для информирования представителей СМИ и гражданского общества о развитии и деятельности налоговых органов на основе налоговых данных на сайте ФНС России в 2020 году планируется перезапустить действующий аналитический портал. Будет модернизирован для максимально удобного восприятия текстово-графический и мультимедийный контент.
Концентрация сервисов по жизненным ситуациям — еще одно направление развития. Например, сервис «Прозрачный бизнес», на котором в 2020 году уже было более 311 миллионов посещений, в одной точке предоставляет все данные о благонадежности компании. Он позволяет получить выписку из ЕГРЮЛ в онлайн-режиме, экспресс-информацию о налоговых рисках компании, сравнив налоговую нагрузку и заработную плату со средними по отрасли в разделе «Налоговый калькулятор». В мае 2020 года мы запустили Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (bo.nalog.ru). В ресурсе БФО в общем доступе содержится бухгалтерская отчетность более 2,4 миллиона компаний за 2019 год, пояснения к отчетности и аудиторские заключения. Это полностью соответствует политике ФНС России по выстраиванию прозрачной деловой среды.
Все большую популярность набирают личные кабинеты налогоплательщика, которые уже сейчас являются персонифицированными сервисами, предоставляющими полный цикл взаимодействия с налоговыми органами в электронном виде. Самым востребованным можно назвать личный кабинет налогоплательщика для физических лиц — 27,2 миллиона пользователей (17 процентов от общего числа физлиц), который полностью позволяет автоматизировать взаимодействие с налоговыми органами, исключить необходимость личного посещения инспекции. Личными кабинетами для юридических лиц пользуются 803 тысячи компаний, а аналогичным сервисом для индивидуальных предпринимателей — 1,8 миллиона пользователей (45 процентов ИП).
Будущее за сервисами, в основу которых положена технология искусственного интеллекта. Чат-бот «Таксик» — интеллектуальный веб-чат — один из таких проектов. «Таксик» умеет прямо отвечать на вопросы, давать ссылки на разделы сайта nalog.ru, задавать уточняющие вопросы. Интеллектуальный помощник был запущен в апреле 2020 года. За это время он ответил уже более чем на 100 тысяч вопросов налогоплательщиков. Его главные задачи: увеличить скорость получения информации налогоплательщиками, взаимодействовать с ними в режиме 24/7, снизить нагрузку на операторов единого контакт-центра ФНС России и на сотрудников территориальных налоговых органов.
Все эти новации полностью соответствуют политике по выстраиванию прозрачной деловой среды, которую проводит ФНС России, и стандартам экстерриториального обслуживания, делающим необязательным личное посещение налоговых инспекций. В результате сегодня подавляющее большинство налогоплательщиков положительно оценивают качество услуг, предоставляемых налоговой службой. Мы регулярно делаем срез общественного мнения в специальном разделе «Ваш контроль» на нашем сайте. За 2019 год получили более девяти миллионов, или 96,9 процента, положительных оценок в отношении таких услуг, как госрегистрация, предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРН, из реестра дисквалифицированных лиц, прием деклараций, информирование на основании письменных запросов. Для оценки качества обслуживания в операционных залах инспекций работает и сервис «QR-анкетирование». С его помощью в прошлом году граждане направили 3,1 миллиона оценок, из них 99,6 процента — положительные. Все оценки и отзывы налогоплательщиков тщательно рассматриваются и анализируются. Таким образом, происходит тонкая настройка системы предоставления услуг под потребности налогоплательщиков.
Подготовила О. В. ИЗУТОВА