Версия для печати 1051 Материалы по теме

«Миром правит цифра. Цифровизация государственного управления» — глобальная дискуссионная панель, на которой обсуждались глобальные вопросы. Так охарактеризовал дискуссию, прошедшую в рамках Московского международного форума инновационного развития 2020 «Открытые инновации» Рено Селигманн, директор и постоянный представитель Всемирного банка в Российской Федерации.

Из народа, для народа и во имя народа

Мы все сегодня охотно пользуемся современными электронными сервисами. Не вставая с дивана, можем заказать себе новый диван, из автомобиля — диетический обед. Мы все привыкли к таким услугам, они всегда под рукой, и получаем мы их немедленно. «Почему этот опыт нельзя перенести на государственные услуги? — задался вопросом Рено Селигманн. — Почему купить новую мебель, заказать одежду, обед, не покидая дома, рабочего места, можно, а вот зарегистрировать машину, рождение ребенка, получить социальную помощь или какую-то услугу в сфере здравоохранения нельзя? Почему наш потребительский опыт должен отличаться от опыта взаимоотношения граждан и государства?» По мнению Селигманна, цифровизация госуправления — это как раз та история, которая не только сделает госуслуги более эффективными, прозрачными и результативными, но и поможет правительствам лучше реагировать на запросы своих граждан.

45.jpg

То, что цифровые технологии в ближайшем будущем фундаментально изменят взаимоотношения между провайдером госуслуг — государством и гражданами, считает и основатель, генеральный директор North Summit Capital и QuadTalent Technology, доктор Ванли Мин. По его мнению, государственная политика будет настроена на более тесное сотрудничество чиновников с гражданами. Будут актуальны три ориентира: из народа, для народа, во имя народа. «Раньше граждане ждали сезон выборов, когда политики общались с избирателями, чтобы озвучить волнующие проблемы, задать неудобные вопросы, — отметил Ванли Мин. — Сегодня появилась возможность быть услышанным здесь и сейчас. Люди могут изложить свое мнение, высказать свои требования через цифровые каналы, через мобильные телефоны, социальные сети и другие ресурсы. Так или иначе чиновники, государственная власть получат эти сообщения». Появление спроса на оперативное взаимодействие приведет к формированию новой политики. «В данный процесс, опять-таки благодаря современным технологиям, можно вовлечь массу участников со стороны гражданского общества, — полагает спикер. — Граждане смогут активно участвовать в практическом обсуждении формирующейся политики».

Проактивность

Однако определенная трудность сегодня заключается в том, что не все правительства движутся с одинаковой скоростью по пути цифрового управления. По данным Vinci Research, аналитического подразделения PR-агентства Vinci Agency, в прошлом году объем цифровых технологий в государственной деятельности (индустрия GovTech) составил 400 миллиардов долларов. Почти половина (48%) этого объема приходится на долю США и Канады, 27% — на страны Евросоюза и всего 12% — на азиатский регион.

Вместе с тем все правительства сталкиваются с общими вызовами, в частности все мировое сообщество сегодня подвержено влиянию COVID-19. Всем очевидно, что расклад меняется, меняются и ожидания граждан. Как в таких условиях правительствам произвести digital-технологии, которые бы вписывались в общее ожидание людей? Как лучше реализовать политические направления и как среагировать на запросы граждан? При этом чтобы население могло сформировать эти запросы, оно должно быть проактивным и понимать, что можно ожидать от правительства. Все эти вопросы были адресованы Микко Русама, первому директору по цифровым технологиям в городе Хельсинки и председателю правления городской инновационной компании Forum Virium Helsinki.

46.jpg

По словам Микко Русама, власти Хельсинки ставят перед собой очень амбициозные планы по превращению города в самый функциональный в мире, который наилучшим образом использует цифровизацию в обустройстве жизненного уклада своих граждан. «Мы становимся проактивным городом, и здесь происходит смещение парадигмы в сторону чаяний и желаний граждан, нежели бизнеса, — отметил спикер. — Мы хотим учитывать персонализированные интересы наших жителей: автоматизировать госуслуги и предоставлять их в нужное время в нужном месте, даже если нас об этом не просят». В качестве примера Русама привел пилотный проект, в рамках которого организовано оповещение родителей детей дошкольного возраста о том, в какую школу будут зачислены их дети. «Родители в электронном виде получают текстовое сообщение о нахождении школы для их детей. Возможно, это стало для многих сюрпризом, но большая часть родителей одобрили подобное оповещение», — рассказал спикер.

В 2019 году объем цифровых технологий в государственной деятельности составил 400 миллиардов долларов. Почти половина (48%) этого объема приходится на долю США и Канады, 27% — на страны Евросоюза, 12% — на азиатский регион

Власти Хельсинки используют новые технологии и в сфере здравоохранения. Так, на основе имеющихся персональных данных о гражданине и его здоровье он может получать информацию о том, какими услугами в сфере здравоохранения ему следует воспользоваться. «Например, у человека есть проблемы с давлением. На основе имеющихся данных мы видим, что он не получает лечение от сахарного диабета (одной из причин высокого давления может быть как раз диабет). В этом случае мы можем призывать его посетить врача, который занимается вопросами эндокринологии, и пройти соответствующую диагностику, — отметил Русама. — Мы понимаем нужды этого человека и знаем, какую услугу мы должны предоставить ему. Такой проактивный подход будет обходиться дешевле, поскольку на лечение запущенной болезни понадобится больше средств, чем на ее предупреждение». Также, по мнению спикера, те данные, которыми располагают власти города, могут быть основополагающими для распределения имеющихся отнюдь не безлимитных ресурсов.

Приватность

В то же время Русама обратил внимание на проблему, связанную с таким проактивным подходом к предоставлению госуслуг. Проблему этического свойства. «Мне кажется, цифровизация сама по себе уже является некоторым вызовом с этической точки зрения, — считает спикер. — К примеру, если мы располагаем данными о состоянии вашего здоровья, то имеем ли мы право игнорировать существующие риски? Или целесообразно нарушить закон, касающийся персональных данных и приватности, и позаботиться о вашем здоровье и благополучии? На наш взгляд, все-таки здоровье должно быть поставлено во главу угла».

47.jpg

В то же время спикер не отрицает, что обработка данных должна базироваться на законодательных нормах. «У нас накоплен большой объем данных. По нашим подсчетам, это порядка 400 систем персонифицированных данных. Законы о приватности и персональных данных нам диктуют, что, например, сформированный департаментом здравоохранения реестр не может быть использован департаментом образования, и наоборот. По закону мы не можем перебрасывать данные между этими структурами», — рассказал Русама. По его мнению, нужно показывать людям, какие данные, касающееся их личности, хранятся у государства, и, возможно, стоит запрашивать у них разрешения для их использования. Это будет способствовать развитию доверия. «Без доверия искусственный интеллект пользы не принесет, — полагает спикер. — Люди быстро отреагируют на ситуацию, если они не будут понимать, каким образом используются их данные».

Генеральный директор Министерства науки и технологий Израиля Шай-Ли Шпигельман также считает, что применение цифровых технологий вступает в некое противоречие с сохранением приватности данных. Однако в период борьбы с пандемией правительство Израиля поставило во главу угла здоровье населения и использовало большие данные, например, для создания инструментов, позволяющих определить местонахождение граждан, информировать их о том, что они находятся рядом с человеком, у которого диагностирован covid или находящимся на изоляции.

О. В. ИЗУТОВА

Поделиться