Версия для печати 718 Материалы по теме

Компания Fitch Ratings провела вебинар посвященный российскому сектору региональных и муниципальных финансов. В частности, был представлен обзор состояния региональных финансов в 2020 году и прогноз на 2021 год, а также результаты портфельного пересмотра российских регионов в 2020 году.

Рейтингование

Критерии для рейтингования компания Fitch Ratings обновила в 2019 году. В сентябре 2020-го они тоже были изменены, но корректировка не стала значительной. Изменения были следующими:

• уточнено определение риск-профиля эмитента. Это риск, связанный с непредвиденным ослаблением способности субнационального образования покрывать потребности в обслуживании долга в течение сценарного горизонта. При этом учитывается непредвиденное сокращение потока денежных средств ввиду снижения доходов, роста расходов и увеличения обслуживания долга в контексте макроэкономической конъюнктуры;

• уточнен подход для определения первичных и вторичных показателей, которые используют для оценки долговой устойчивости. Показатели устанавливаются на пятилетнем горизонте в рамках рейтингового сценария, чтобы наилучшим образом отразить риск, связанный с эмитентом;

• добавлены пояснения в отношении оценки кредитоспособности на самостоятельной основе (SCP) в спекулятивной категории ССС/СС/С для более точной оценки кредитоспособности субнациональных образований в странах с экономикой и финансовыми рынками, находящимися в стрессовых условиях.

Рейтинг подтвержден

Старший директор группы «Международные региональные финансы» Fitch Ratings В. Е. Редькин рассказал, как в текущем году проходит исполнение бюджетов на федеральном и субфедеральном уровнях в сравнении с другими кризисными годами. Оптимистичной нотой прозвучало то, что в августе этого года долгосрочный кредитный рейтинг Российской Федерации сохранен на уровне ВВВ со стабильным прогнозом. Fitch дал достаточно позитивную оценку денежной политике властей, отметил положительное ее влияние на гибкость обменного курса, таргетирование инфляции (рисунок 1).

67.jpg

Если сравнивать позиции рейтингового агентства по отношению к России в разные кризисные годы, то в ноябре 2008 года и в ноябре 2014 года рейтинг РФ снижался на одну ступень. Поэтому Редькин задался вопросом: что же изменилось в реакции общественных финансов на шок, который испытывала страновая экономика и в 2008–2009 годах, и в 2013–2014 годах, и в 2020 году. Сохранение рейтинговой оценки на фоне общего спада экономики — это очень хороший результат. Он стал возможен благодаря тому, что, по прогнозу Fitch, хоть ВВП страны и упадет по итогам 2020 года на 4,9–5%, но ожидается довольно быстрое восстановление экономики, и спад практически компенсируется — ВВП за два года вырастет, по крайней мере, на 3,6 и 2,7%. Инфляция также ожидается на минимальном уровне. Что касается профицита государственного бюджета, то он постепенно будет сходить на нет. В сравнении с другими странами, имеющими аналогичный рейтинг, Россия достаточно безболезненно отреагировала на шок — темпы роста ВВП за последние пять лет были чуть меньше 1%, поэтому падение не оказалось таким значимым.

Субфедеральные бюджеты

Если посмотреть на темпы роста доходов консолидированных бюджетов регионов, то они, безусловно, замедлились. Тем не менее рост в номинальном выражении все-таки сохранился, и с учетом достаточно низкой инфляции рост в реальном выражении тоже есть. В 2009 же году было зафиксировано ярко выраженное падение доходов бюджетов в номинальном выражении, этому, конечно, способствовал их очень быстрый рост в 2008 году. Если учесть инфляцию 9%, то реальное падение доходов в 2009 году составило более 10%. В 2011–2013 годах отмечалась стагнация динамики номинальных доходов, но, притом что инфляция в 2013 году была 6,5%, реальные доходы снижались. В текущем году доходы в реальном выражении тоже уменьшились, но спад менее выражен и менее критичен, чем в другие кризисные годы (рисунок 2).


68.jpg


Каковы же причины отсутствия резкого падения доходов? Экономика замедляется, растут убытки, снижается прибыль. Соответственно, уменьшается налогооблагаемая база, в частности налога на прибыль. На 1 сентября 2020 года этот доходный источник к аналогичному периоду прошлого года сократился на 18%, в номинальном выражении — на 430 миллиардов рублей. Но налог на прибыль большими темпами рос в 2019 году, поэтому в целом региональные бюджеты вышли сейчас на траекторию 2018 года. Кроме того, падение налога на прибыль 2020 года скомпенсировал значимый прирост безвозмездных поступлений из федерального бюджета. На 1 сентября текущего года их увеличение в номинальном выражении составило 700 миллиардов рублей. Остальные доходы при этом стагнируют (рисунок 3).


69.jpg


Если смотреть на расходы, то мы видим обратную ситуацию по сравнению с динамикой доходов. В 2009 году расходы по году в принципе сохранились на уровне 2008 года, в 2013 году они выросли примерно на процент инфляции, то есть в реальном выражении немного, но упали. На 1 сентября 2020 года зафиксирован рост расходов на 18%. То есть особенность текущей ситуации состоит именно в высоком росте расходов на фоне стагнирующих доходов. Одна из причин — предыдущие несколько лет политика федерального Минфина и региональных властей была направлена на то, чтобы сократить дефицит и долг и сделать это в основном за счет оптимизации расходов. Дальнейшее снижение роста расходов было бы делом сложным и в нормальной ситуации. По мнению Fitch, в частности, расходы на здравоохранение по году вырастут на 85%, на реализацию социальной политики — на 22%, на развитие национальной экономики — на 15,8%.

К чему привела динамика доходов и расходов с точки зрения дефицита? Если сравнить дефицит, сформировавшийся на 1 сентября 2020 года и на 1 сентября 2019-го, то можно увидеть, что количество дефицитных бюджетов выросло с 14 до 36. Общий объем дефицита вырос на 109,1 миллиарда рублей. Но если убрать из этой статистики Москву, которая по итогам восьми месяцев недосчиталась в бюджете 160 миллиардов, то агрегированный бюджет регионов получил за этот период профицит в размере около 51 миллиарда рублей. Профицит годичной давности составлял 676 миллиардов рублей (рисунок 4). Но если сравнить данные на 1 сентября 2020 года с данными по всему 2019 году, то они будут очень близки — консолидированный профицит бюджетов регионов без Москвы составлял 58 миллиардов рублей, а дефицитных бюджетов было 35. В 2019 году имело место резкое увеличение дефицита за вторую половину года. И сегодня вопрос состоит в том, насколько эта динамика будет скопирована в 2020 году. Если ситуация повторится, то дефицит может сложиться серьезный.


70.jpg


На 1 сентября 2020 года сложилась следующая картина по источникам финансирования дефицита: небольшой прирост дали ценные бумаги; сократились банковские кредиты, которые замещены бюджетными кредитами, в основном казначейскими; использованы изменения остатков на счетах, причем это остатки на единых счетах бюджетов, которые нужно будет возвращать. «То есть мы видим, что картина источников финансирования дефицитов, которая сложилась на 1 сентября, кардинально изменится к концу года. Может быть, за исключением ценных бумаг — банковские кредиты уйдут в плюс, бюджетные кредиты снизятся, остатки средств не будут накапливаться», — отметил Редькин.

Региональный портфель

Обзор регионального портфеля Fitch сделал старший директор группы «Международные региональные финансы» К. М. Англичанов. Сейчас в региональном портфеле 22 эмитента (два города федерального значения, один региональный центр и 19 регионов) (рисунок 5). И этот состав является информативной фокус-группой России в целом. К примеру, по такому показателю, как кредитоспособность на самостоятельной основе, оценка варьируется от «б+» до «а+». И это, по словам Англичанова, достаточно большой разброс для страны с декларируемым федеративным устройством. В других юрисдикциях более гомогенные портфели по причине того, что у них лучше работают институциональные механизмы выравнивания диспропорций.


71.jpg


Конечно, социально-экономические профили регионов в портфеле Fitch значительно различаются по географическим, социальным и экономическим показателям (ВРП на душу варьируется от более в десять раз выше среднего до менее одного раза). Такая дифференциация приводит к значительным различиям в налогооблагаемой базе и стоимости оказания услуг и производства общественных благ. Но региональное неравенство в значительной мере сохраняется и после применения инструментов межбюджетного регулирования в силу слабости институциональной среды в России. По мнению Fitch, система межбюджетных отношений является непрозрачной, а инструменты выравнивания региональных различий недостаточны для применения в оценке рейтингового агентства принципа солидарного подтягивания.

Важным показателем для итогового рейтинга регионов и муниципалитетов является оценка устойчивости к долговой нагрузке. Для ее определения используются три показателя: показатель обеспеченности долга операционным балансом, показатель покрытия обслуживания долга и фискальная долговая нагрузка (вспомогательные метрики). Особенно слабый показатель покрытия обслуживания долга тянет вниз итоговую оценку устойчивости к долговой нагрузке. Итоговая рейтинговая оценка представлена на рисунке 6.


72.jpg


С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться