№ 11 ноябрь 2020 — 08 ноября 2020

Система территориального планирования и муниципалитеты

Версия для печати 960 Материалы по теме
Система территориального планирования и муниципалитеты

Развитие системы территориального планирования муниципальных образований — чрезвычайно важный аспект деятельности местного самоуправления. В рамках схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений взаимоувязывается решение всех вопросов жизнедеятельности населения, включая жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство и развитие транспортной инфраструктуры.

Синхронизация процессов

На фоне реализации стратегических целей и задач развития страны, определенных указами Президента РФ № 204 и № 474[1], вопросы совершенствования системы территориального планирования на муниципальном уровне имеют особую актуальность. Именно в муниципалитетах получают свое практическое воплощение национальные проекты и государственные программы Российской Федерации. В этих условиях важно обеспечить эффективное функционирование системы территориального планирования, посредством которой проецируется на местности размещение крупных инфраструктурных объектов, необходимых для достижения целей экономической и социальной политики государства.

В этой связи Правительство РФ поручило Минэкономразвития России подготовить соответствующие изменения в Градостроительный кодекс. Поручение было исполнено. Соответствующий Федеральный закон № 264‑ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 31 июля текущего года и вступил в силу со дня его официального опубликования.

Закон № 264‑ФЗ решает задачу синхронизации схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов городских округов и поселений с документами стратегического планирования. Закон также направлен на упрощение процедуры территориального планирования и снятие избыточных административных барьеров в строительстве. В частности, он систематизирует по уровням публичной власти перечень стратегических документов, используемых при подготовке документов территориального планирования, а также включает в него национальные проекты, стратегию пространственного развития и документы в области обороны и безопасности.

Стоит напомнить, что предыдущая редакция Градостроительного кодекса не разделяла документы стратегического планирования, являющиеся основанием для подготовки документов территориального планирования, по уровням публичной власти (часть 5 статьи 9 Градостроительного кодекса). И, соответственно, не давала однозначный ответ на вопрос: какими документами должны руководствоваться муниципалитеты при подготовке схем территориального планирования и генеральных планов? Теперь 264‑ФЗ все стратегические документы — основания для разработки документов территориального планирования четко разграничил на федеральный, региональный и муниципальный уровни.

Закон № 264‑ФЗ предусматривает сокращение сроков подготовки и согласования документов территориального планирования. Так, минимальный период размещения проектов документов в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования составляет теперь два месяца вместо трех, длительность процедуры согласования изменений в генеральные планы также сократилась с трех до двух месяцев.

Право на особенности

Новеллой данного закона является право регионов закреплять в своих законах особенности генеральных планов городских округов и поселений, в том числе возможность в упрощенном режиме формировать карту объектов местного значения и определять земли без статуса функциональной зоны. Это позволит повысить гибкость территориального планирования и скорость строительства объектов в рамках исполнения национальных проектов и программ.

Так, Закон № 264‑ФЗ дополнил статью 23 Градостроительного кодекса частью 9, которая предусматривает, что субъекты РФ своими законами могут устанавливать особенности содержания генеральных планов городских округов и поселений. Например, генеральные планы названных муниципалитетов могут не содержать карту планируемого размещения объектов местного значения. В этом случае такая карта подлежит утверждению местной администрацией. Далее, генеральный план может предусматривать территории, в отношении которых функциональные зоны не установлены. Следующая особенность: положение о территориальном планировании вместо сведений о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения может содержать сведения о потребности в указанных объектах. Подготовка генерального плана поселения, городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, территориям поселения, городского округа за границами населенных пунктов без последующего внесения в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа.

Законотворческая деятельность продолжается

Минэкономразвития России приступило к активной стадии реализации Закона № 264‑ФЗ. Утвержден план-график разработки подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок формирования и согласования документов территориального планирования. В рамках указанного плана-графика Минэкономразвития России разработало и направило на согласование:

  • проекты постановлений Правительства РФ о внесении изменений в порядок подготовки и согласования схемы территориального планирования Российской Федерации и о внесении изменений в Положение о согласовании проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов РФ или проекта схемы территориального планирования субъекта РФ;
  • проект приказа Минэкономразвития России о внесении изменений в порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований.

Также перед ведомством стоит ряд задач, решить которые необходимо в ближайшей перспективе. Так, Минэкономразвития России предстоит подготовить и внести в Правительство РФ на рассмотрение законопроект, предусматривающий корреспондирующие изменения в Градостроительный кодекс в связи с появлением нового вида муниципальных образований — муниципального округа, а также корректировки кодекса в целях синхронизации полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности с вопросами местного значения, которые определены Федеральным законом № 131‑ФЗ.

Напомним, согласно Федеральному закону № 131‑ФЗ (в редакции Федерального закона № 136‑ФЗ) вопросы местного значения в части утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории применительно к территориям сельских поселений осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов. Соответствующие (корреспондирующие) изменения должны быть внесены в Градостроительный кодекс.

О городских агломерациях

Для совершенствования инструментов планирования территориального развития и системы муниципального управления в целом Минэкономразвития России в настоящее время дорабатывает пакет законопроектов по вопросам формирования и функционирования городских агломераций и межмуниципального взаимодействия. Данный пакет включает в себя три законопроекта «О городских агломерациях», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты», «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации». Законопроекты были подготовлены в рамках плана законопроектной деятельности Правительства РФ на 2020 год и направлялись на рассмотрение в субъекты РФ. Большая часть регионов высказала положительное мнение о законопроектах и поддержала целесообразность их разработки.

Первый законопроект — «О городских агломерациях» — направлен на создание правовых и экономических условий для развития городских агломераций. В законопроекте дано понятие городской агломерации, критерии ее формирования, полномочия органов публичной власти в сфере развития агломераций, институты управления их развитием. Согласно законопроекту под городской агломерацией понимается территория городского округа либо городского округа с внутригородским делением, либо города федерального значения, объединенная с территориями иных муниципальных образований устойчивыми социальными, экономическими и хозяйственными связями.

Модель управления городскими агломерациями основана на механизмах межмуниципального сотрудничества с закреплением координирующей роли регионов

Критерии формирования городских агломераций включают в себя требования о том, что административным центром городской агломерации является городской округ с численностью населения не менее средней численности населения, проживающего в городах соответствующего субъекта РФ; средняя плотность населения агломерации, за исключением ее административного центра, не менее средней плотности населения по субъекту РФ.

Предусмотренная законопроектом модель управления городскими агломерациями основана на создании механизмов межмуниципального сотрудничества с закреплением координирующей роли регионов и полномочий Российской Федерации по оказанию государственной поддержки развитию городских агломераций. Система управления развитием агломераций предусматривает заключение межмуниципального соглашения о совместном решении вопросов местного значения. Предполагается создание координационного совета городской агломерации, учреждение межмуниципальных хозяйственных организаций, разработка комплексного плана агломерации, а также закрепление полномочий регионов по координации развития городских агломераций.

Два других законопроекта подготовлены в развитие положений первого законопроекта — о городских агломерациях, а также для стимулирования межмуниципальной кооперации на всей территории Российской Федерации. В частности, законопроекты предусматривают требования к порядку и содержанию межмуниципальных соглашений, определяют особенности межмуниципальных корпоративных организаций. Согласно предлагаемым новеллам межмуниципальная корпоративная организация учреждается двумя и более муниципальными образованиями, уставный капитал и имущество организации формируются за счет взносов учредителей — муниципальных образований. Имущество закрепляется за организацией на праве хозяйственного ведения, оставаясь в собственности муниципалитетов.

Принятие данного пакета законопроектов создаст правовые основы для развития городских агломераций, придаст стимул новым инфраструктурным проектам и дополнительным инвестициям в развитие городских и сельских территорий.

Обратная реакция важна

В настоящее время на площадке Минэкономразвития России и Правительства РФ прорабатывается вопрос о возможности синхронизации сроков и процесса подготовки законопроектов с разработкой проекта основ государственной политики в области местного самоуправления до 2030 года. Отметим, что подготовка проекта последнего документа осуществляется в соответствии с поручениями Президента РФ и Правительства РФ с планируемым сроком их представления Президенту РФ в октябре 2021 года.

Законопроекты размещены на федеральном портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru и находятся в общем доступе. Любой желающий может их посмотреть и направить в ведомство свои предложения о доработке. Для авторов разработок очень важна обратная реакция и участие муниципальных образований и органов власти субъектов РФ в подготовке проектов решений и актов, затрагивающих вопросы развития территорий, так как от этого напрямую зависит дальнейшая эффективность их выполнения и востребованность среди населения и бизнеса.

Статья подготовлена по материалам Минэкономразвития России, представленным на XIII Всероссийской конференции «Местные бюджеты
в современных условиях».



[1] Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; указ Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».


Поделиться