ЧС под елку
«Картина очень печальна» — так в Минфине России характеризуют ситуацию, сложившуюся на конец ноября по использованию ГРБС бюджетных ассигнований. В прошлом году объем неосвоенных средств составил чуть больше 1 триллиона рублей. И по оценке ведомства, примерно на такую же сумму мы выходим и в текущем году. Это означает, что расходы бюджета не осуществляются и переносятся на следующий год, растет дефицит бюджета. Фактически это свидетельствует о том, что ассигнования ГРБС запрашиваются на результат, который они и не планируют получать.
На конец ноября 2020 года неисполненные остатки составили сумму 5,6 триллиона рублей. Это почти 24% всех бюджетных ассигнований. В 2019 году сопоставимый объем остатков негативно повлиял на качество исполнения бюджета, и председатель Правительства РФ, выступая год назад в парламенте, подчеркивал, что это не должно повториться.
Названы ГРБС, накопившие наиболее значимые суммы. В первую очередь это ведомства силового блока. Минобороны России, МВД России, ФСБ России «накопили» около триллиона рублей. Этот триллион — 19% от росписи, предусмотренной данным ведомствам на весь год. Минпромторг России — 293 миллиарда рублей. Росавтодор — 25% от росписи. За оставшийся месяц построить дорог на сумму 186 миллиардов рублей представляется нереальным.
За Минздравом России числится 25% неисполненных остатков. 185 миллиардов рублей — это субсидии и иные межбюджетные трансферты. Даже если ведомство и передаст средства в субъекты, те не сумеют потратить их до конца года. В Минфине России подчеркнули, что сейчас субсидии субъекты РФ получают под потребность, под реальные кассовые расходы, и все, что регионы не успеют освоить, они должны будут вернуть. А ведь это средства на создание и оснащение в регионах медицинских центров, на формирование в здравоохранении единого цифрового контура и т. д. Под эти деньги субъекты должны принять контракты и исполнить их в текущем году. Но, судя по всему, регионы ничего сделать не успеют и деньги вернутся в федеральный бюджет.
«Роскосмос» — 54% от годовых ассигнований. Очевидно, что за оставшийся месяц он не успеет освоить 159 миллиардов рублей. Минэкономразвития России — 123 миллиарда рублей. Это субсидии кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным в 2020 году; субсидии организациям, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выделенные из Резервного фонда Правительства РФ и т. д.
Минпросвещения России — 41% от ассигнований. Это 118 миллиардов рублей неиспользованных средств, предназначенных на создание новых мест в общеобразовательных школах, детских садах для детей от полутора до трех лет, на обеспечение горячего питания в школах. Минстрой России — 31% неосвоенных ассигнований, необходимых для Фонда защиты прав граждан (участников долевого строительства), формирования городской среды, развития программ индивидуального строительства. Меньше всего озабоченности вызывает Минтруд России, чей объем остатков хоть и существенен, но средства скорее всего будут использованы по назначению, поскольку публично-нормативные обязательства министерства выпадают на декабрь.
В итоге 5 триллионов рублей с трудом аккумулированных бюджетных средств так и не попали в экономику. И аргумент ГРБС, что ситуацию изменит оплата по итогам выполненных контрактов, не слишком-то весом. Минфин России сообщает, что из 5 триллионов рублей почти триллион вообще не законтрактован.
Сложившуюся с остатками ассигнований ситуацию главное финансовое ведомство страны оценивает как чрезвычайную. Неудивительно, что принято решение — с причинами и суммами остатков по каждому ГРБС Минфин России будет разбираться отдельно. Министерство финансов также обращает внимание ГРБС на то, что контракты с обязательством исполнения в 2000 году (их заключено на сумму 485 миллиардов рублей) должны быть исполнены в текущем году. Перенос исполнения контракта на 2021 год допускается только в случае, если заказчик обнаружил брак, не принял работу, и исполнителю необходимо время для переделок. Но тогда подрядчик, не выполнивший обязательства по контракту, должен быть оштрафован.
Что касается ситуации в целом, то, судя по сумме остатков, складывается ощущение, что не так уж и нужны были усилия Минфина России, предпринятые весной текущего года для обеспечения потребностей ГРБС, раз эти деньги не освоены. Уже принято решение, что по всем средствам, которые выделялись из Резервного фонда Правительства РФ, будут проведены проверки с целью выяснить, когда ГРБС заключили, и заключили ли вообще, по ним контракты и когда освоили, и освоили ли вообще, эти деньги.
Задачи на 2021 год
Учитывая темпы рассмотрения проекта федерального бюджета на 2021 год и плановый период, Минфин России рассчитывает, что лимиты бюджетных обязательств на следующий финансовый год будут доведены до главных распорядителей вовремя. В связи с этим ГРБС необходимо сработать четко, соблюсти сроки, учесть все изменения и новшества. В частности, им нельзя упустить из внимания, что изменились правила предоставления лимитов. Сейчас отсутствие проектно-сметной документации перестало являться основанием для блокировки лимитов. Но при этом отсутствие ПСД на 1 апреля — уже прямое основание для отзыва бюджетных ассигнований.
Следующие после доведения лимитов действия ГРБС — в течение десяти дней должны быть утверждены бюджетные сметы и планы-графики закупок. Минфин России обращает внимание ГРБС на то, что в системе видно, кто провел эту работу, а кто нет, и на 11–12-й день список тех, по кому не утверждена смета, будет передан в Правительство РФ. Госзадания бюджетным автономным учреждениям должны быть утверждены через 15 дней после доведения лимитов. Планы ФХД бюджетных учреждений тоже утверждаются после доведения лимитов.
После доведения лимитов у ГРБС есть 30 дней для заключения соглашений с юридическими лицами. Минфин России напоминает, что в сентябре 2020 года поменялся формат соглашения, и ГРБС надо учесть этот факт. Ведомство предупреждает, что будет четко и жестко отслеживать правильность составления соглашений и сроки их доведения.
Со следующего года будет запущен третий этап выполнения Федеральным казначейством функций централизованного ведения бухгалтерского учета. Этот процесс затронет такие ведомства, как Росреестр, ФНС, таможню — крупные организации с разветвленной сетью подведов. Общеизвестно, что казначейство требует от участников централизации формализации всех бизнес-процессов, четкого соблюдения графика, регламента, форматов документов. По данным Минфина России, для многих учреждений это стало проблемой, поскольку они никогда не вели бухгалтерский учет в регистровых системах. ГРБС стоит учесть эту информацию и довести до своих подведомственных организаций, что теперь любой факт экономической жизни необходимо сразу отражать в регистрах учета.
Система прослеживаемости инвестиций
В стране выдается огромное количество субсидий юридическим лицам и субъектам РФ, средства которых не реализуются в рамках системы национальных и федеральных проектов. И как констатирует Минфин России, никаких результатов по ним ведомство не видит: для чего дается тому или иному лицу субсидия, какой эффект от нее получен, почему такой объем неисполненных субсидий переносится на следующий год.
В текущем году начата работа над новым инструментом — формирование системы прослеживаемости инвестиций. Правительство РФ, крайне обеспокоенное этой ситуацией, к решению проблемы привлекло Минфин России. Итогом стало изменение в сентябре правил предоставления субсидий. Минфин обращает внимание, что в соглашении теперь необходимо указывать результат — на что потрачены средства субсидии. Именно результат, а не результативность, как это было раньше. Например, дана субсидия на приобретение трактора. Прежде результативностью считалось повышение на полях уровня плодородия, которого получатель субсидии должен добиться благодаря купленной технике. По новым правилам результат — это то, на что потрачены деньги, то есть приобретенный трактор.
По всем средствам, которые выделялись главным распорядителям бюджетных средств из Резервного фонда Правительства РФ, будут проведены проверки с целью выяснить, когда ГРБС заключили, и заключили ли вообще, по ним контракты и когда освоили, и освоили ли вообще, эти деньги
Практика показывает, что пока у ГРБС возникают трудности с определением результата. Но так или иначе с этой проблемой им придется разобраться, поскольку для Минфина России и Федерального казначейства очень важно, чтобы результат, указанный в соглашениях, был конкретный, измеримый и четко проверяемый.
В этот период — ноябрь, декабрь, январь — финансистам традиционно трудно, потому что чаще всего они оказываются в бэк-офисе, а на первый план выходят отраслевые департаменты, юристы, которые часто не понимают важность работы, спешность подготовки необходимых документов. Минфин России рекомендует наладить взаимодействие, консолидировать работу, проводить совещания внутри ведомства, составить ежедневную дорожную карту мероприятий на этот период и держать в курсе происходящего руководство.
Министерство финансов РФ подчеркивает, что осваивать ассигнования необходимо не путем перечисления денег в последний момент куда-нибудь. Остатки по бюджетным учреждениям Минфин России тоже поднимет и увидит, когда и на что эти средства перечислили. Сейчас растолкать деньги лишь бы куда и сделать вид, что все хорошо, невозможно. На современном этапе цифровизации управления все прозрачно: путь движения средств прослеживается до конечного получателя, до конечного контракта, — предостерегает ГРБС от необдуманных действий Минфин России.
С. А. СТРЕЛЬНИКОВА