Версия для печати 1356 Материалы по теме
Финансовые основы местного самоуправления

Комитет Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления совместно с Комиссией Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению провел конференцию «Вопросы государственной политики Российской Федерации в области развития местного самоуправления на среднесрочный период». На мероприятии обсудили предложения (рекомендации), которые могли бы составить содержательную частью проекта основ государственной политики Российской Федерации в области развития местного самоуправления до 2030 года. Видение Минфином России направлений развития финансовых основ местного самоуправления представила заместитель начальника отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Ирина Ивановна СКЛЯР.

Местные бюджеты в текущих условиях

Министерство финансов РФ ежемесячно анализирует исполнение местных бюджетов. Несмотря на ситуацию с пандемией, фиксируется рост доходов местных бюджетов. В целом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы увеличились на 7%. Наблюдается рост собственных доходов на 6,9%, в том числе налоговых на 1,6%. Увеличение небольшое, но в сложившихся реалиях факт позитивный. Поступления от основного бюджетообразующего налога — НДФЛ — возросли на 4,3%. Вместе с тем доходы от спецрежимов и местных налогов снизились до 93–97% (по ЕНВД — до 78,9%). Также зафиксировано снижение неналоговых доходов на 11,8%.

По состоянию на 1 ноября текущего года, по данным казначейства, местные бюджеты исполняются с профицитом. На профицитное исполнение местных бюджетов повлияла и финансовая помощь Федерации регионам, которые в свою очередь поддерживают местные бюджеты. Объем такой помощи местным бюджетам возрос на 16,2%. В основном это произошло за счет дотаций, объем которых увеличился на 22,5%. Дотации идут на помощь регионам и от регионов муниципальным образованиям, в том числе на создание дополнительных койко-мест в учреждениях здравоохранения, борьбу с пандемией и в целом на решение вопросов местного значения. Объем субсидий увеличился на 13,5%, а иных межбюджетных трансфертов — на 9,6%. Рост объема субвенций ежегодно сохраняется примерно на уровне 7%.

Муниципалитеты и нацпроекты

Минфин России также проводит мониторинг участия органов местного самоуправления в реализации национальных проектов. На 1 ноября общий объем расходов местных бюджетов на нацпроекты составил более 500 миллиардов рублей. Из консолидированных бюджетов субъектов РФ на эти цели было направлено более 1,6 триллиона рублей, то есть практически треть проектов реализуют органы местного самоуправления.

Наибольший удельный вес в расходах имеют нацпроекты «Жилье и городская среда» — 72,5%, «Культура» — 50,6% и т. д. Минимальные расходы из местных бюджетов направлены на проекты «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт».

Развитие бюджетного законодательства и межбюджетных отношений как элемент основ государственной политики в части МСУ

Очевидно, что все предложения по данной теме должны корреспондироваться с двумя указами Президента РФ — № 204[1] и № 13[2]. Три основных направления, которые могут быть включены в документ.

1

Оптимизация территориальной организации местного самоуправления. Повышение эффективности решений вопросов местного значения небольших муниципалитетов и устранение условий, сдерживающих процесс преобразования муниципальных образований. Так, стоит пересмотреть или исключить критерий пешеходной доступности административного центра сельского поселения. Напомним, что сегодня Законом № 131‑ФЗ предусмотрена пешеходная доступность до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав. Исключение составляют территории с низкой плотностью сельского населения, отдаленные и труднодоступные местности. Возможно, следует заменить критерий пешеходной доступности на критерий транспортной доступности.

Большой вклад в преобразование муниципальных образований, их укрупнение путем создания нового вида муниципальных образований — муниципальных округов внес Федеральный закон от 1 мая 2019 года № 87‑ФЗ. Для развития норм данного закона 1 октября текущего года был принят Федеральный закон № 311‑ФЗ[3]. Он ввел в бюджетную систему РФ бюджет муниципального округа, установил перечень бюджетных полномочий, доходных источников данного муниципального образования и определил подходы к выравниванию его бюджетной обеспеченности по аналогии с городским округом. Объемный пакет нормативных правовых актов Минфин России правит сейчас и продолжит эту работу в первой половине 2021 года. Пересматриваться будут приказы Минфина России, ФНС, Федерального казначейства по формам отчетности и другим формам межбюджетного регулирования.

2

Уточнение разграничений полномочий между органами публичной правовой власти. Работа эта проводится уже достаточно давно, данный процесс необходимо ускорить. Часть этой работы сейчас разграничена между различными федеральными органами исполнительной власти. Так, например, распоряжение Правительства РФ от 30 апреля № 1184-р по оптимизации регулирования на федеральном уровне полномочий органов государственной власти субъектов РФ реализует Минэкономразвития России. Минфин России ведет совместный ведомственный проект с Минюстом России. Минюст России готовит законопроект по уточнению разграничений полномочий между регионами и органами местного самоуправления.

3

Совершенствование межбюджетных отношений на региональном уровне. Большим шагом в этом направлении является Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 307‑ФЗ, который предусматривает изменение порядков предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям и введение их новых форм. Так, предусмотрена возможность предоставления на муниципальном уровне горизонтальных субсидий. Они как раз направлены на финансовое обеспечение и развитие межхозяйственного сотрудничества между слабыми и сильными муниципалитетами в разных отраслях, а также на межмуниципальную кооперацию. Это долгожданная новелла. Также Законом № 307‑ФЗ внесены изменения в статью 136 Бюджетного кодекса, которые затронули условия предоставления межбюджетных трансфертов. Исключены нормы, из-за которых субъекты РФ могли приостанавливать предоставление трансфертов муниципальным образованиям.

В отношении субсидий и иных МБТ, согласно поправкам в БК РФ, которые готовит Минфин России, предусмотрены нормы, аналогичные тем, что действуют во взаимоотношениях между Федерацией и субъектами

Сегодня огромное значение придается сокращению сроков предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам (в настоящее время наиболее полно указанная норма в БК РФ урегулирована в отношении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и субвенций). Минфин России готовит изменения в БК РФ в части оперативного доведения всех межбюджетных трансфертов от региона до муниципальных образований. Так, в отношении субсидий и иных межбюджетных трансфертов предусматриваются нормы, аналогичные тем, которые действуют во взаимоотношениях между Российской Федерацией и субъектами РФ. Региональные нормативные правовые акты, касающиеся распределения трансфертов для муниципальных образований, должны быть в основном приняты до начала финансового года (за исключением конкурсных субсидий и средств резервных фондов).

В их развитие Минфин России считает целесообразным установить в БК РФ требования к срокам заключения соглашений с муниципальными образованиями по предоставлению субсидий. Срок заключения соглашения не должен быть менее срока, на который распределены субсидии местным бюджетам.

Должны быть конкретизированы случаи предоставления иных межбюджетных трансфертов и определены ограничения по объему нераспределенного резерва иных межбюджетных трансфертов (например, до 5% на первый и до 10% на второй год планового периода).

4

Увеличение доходной части местных бюджетов. Первое — это поэтапное доведение нормативов зачисления акцизов на нефтепродукты в консолидированные бюджеты субъектов РФ к 2024 году до 100%. Это позволит, используя статью 58 Бюджетного кодекса, увеличить объем обязательных отчислений от этого источника в местные бюджеты.

5.jpg

Второе — готовятся изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие введение туристического сбора. Вопрос требует дополнительной проработки: федеральные органы по-разному видят администрирование этого доходного источника.

В-третьих, с января 2021 года субъекты РФ могут установить дифференцированные нормативы отчислений от упрощенной системы налогообложения в бюджеты городских округов, муниципальных округов, муниципальных районов, городских округов с внутригородским делением. Данная норма также является долгожданной. Минфин России специально ушел от установления конкретного размера этого норматива в Бюджетном кодексе, поскольку любое его закрепление на федеральном уровне не учтет в полной мере региональных особенностей и специфики, существенную дифференциацию бюджетной обеспеченности отдельных муниципальных образований. Субъекты РФ на основе статистической, налоговой отчетности, иных показателей, которые формируются именно на региональном уровне, самостоятельно могут в региональном законе о бюджете установить дифференцированные нормативы отчислений от данного налога в бюджеты муниципальных районов (городских округов, муниципальных округов, городских округов с внутригородским делением) в целях компенсации выпадающих доходов от отмены ЕНВД с 2021 года. Учитывая, что межбюджетные отношения с муниципальными образованиями формируются на региональном уровне, велика роль органов государственной власти субъектов РФ в повышении качества организации этих отношений. Задача Минфина России на федеральном уровне создать механизмы, которые смогут применять регионы для того, чтобы более эффективно стимулировать муниципальные образования к развитию собственной налоговой базы, выравнивать дифференциацию в доходных возможностях местных бюджетов.

От редакции: подробный материал о прошедшем мероприятии читайте в следующем номере журнала «Бюджет».



[1] Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

[2] Указ Президента РФ от 16 января 2017 года № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».

[3] Федеральный закон от 1 октября 2020 года № 311-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году“».


Поделиться