Счетная палата осуществляет мониторинг национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» с момента принятия ее первой редакции. Многие замечания и предложения Счетной палаты, сформированные по результатам мониторинга и направленные в Правительство РФ и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, уже учтены. Однако риски недостижения показателей программы еще остаются.
Данил Евгеньевич ШИЛКОВ, аудитор Счетной палаты Российской Федерации
Национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее — «Цифровая экономика») можно отнести к наиболее сложным национальным проектам, охватывающим все отрасли. Прежде всего следует отметить большое количество участников (более 40 главных распорядителей средств федерального бюджета), а также сложность системы управления национальной программой, которая предполагает активное участие представителей бизнеса и экспертного сообщества.
Сегодня хотелось бы остановиться на некоторых рисках реализации национальной программы, которые сохраняются достаточно длительное время. Так, кассовое исполнение по нацпрограмме в январе — сентябре 2020 года составило лишь 20,6%. В прошлом году данный показатель также был низким. Это создает риски неполного использования выделенных бюджетных средств и, соответственно, недостижения в срок планируемых результатов.
В ходе анализа системы управления национальной программой мы неоднократно отмечали большое количество изменений, постоянно вносимых в паспорт программы и входящие в ее состав федеральные проекты. С середины 2019 года в паспорт программы было внесено 94 изменения, а в федеральные проекты — как минимум в два раза больше. Такое множество корректировок осложняет эффективный мониторинг реализации национальной программы.
Значительный вклад в достижение показателей национальной программы и решение задач по цифровизации экономики вносят региональные проекты. При этом они преимущественно осуществляются за счет бюджетов субъектов РФ. В общем объеме средств федерального бюджета на национальную программу межбюджетные трансферты регионам составляют лишь 0,4%. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на предстоящий процесс корректировок региональных проектов, связанный с изменениями национальной программы в соответствии с указом Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474. Также следует рассмотреть возможность увеличения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета регионам в пределах средств, предусмотренных на реализацию национальной программы, с учетом сложной экономической ситуации.
Недавно Счетная палата РФ завершила контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных ПАО „Ростелеком“ на реализацию мероприятий национальной программы „Цифровая экономика Российской Федерации“». Проверка выявила отсутствие нормативных правовых актов, определяющих критерии отбора социально значимых объектов для подключения к интернету. Это повлекло различные подходы при формировании перечней подключаемых объектов и риски двойного финансирования, так как федеральным органам власти предусматриваются средства федерального бюджета на содержание их территориальных органов.
Также мы выявили проблему недостаточного межведомственного взаимодействия. Так, выявлены расхождения в сведениях, предоставленных Минцифрой России и Минздравом России о количестве подключенных к интернету, но не оборудованных компьютерами фельдшерских пунктов, что не позволяло им пользоваться услугами связи. По итогам проверки Счетная палата направила в Правительство РФ рекомендации по разработке критериев отбора социально значимых объектов для подключения к интернету в целях недопущения двойного финансирования проводимых работ, а также расходования средств федерального бюджета на оплату услуг, потребность в которых отсутствует.
В ближайшее время Счетная палата начинает экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка текущего состояния федеральных государственных информационных систем с точки зрения перспектив цифровизации государственного управления». В марте текущего года Счетная палата представила аналитический доклад «Оценка открытости государственных информационных систем в России», подготовленный совместно с экспертами АНО «Информационная культура» и Центра перспективных управленческих решений. В нем мы отметили недостаточный уровень открытости значительного числа важных для граждан систем. В связи с этим в предстоящем мероприятии мы будем анализировать в первую очередь функциональность ГИС и эффективное использование ресурсов на их создание и эксплуатацию.