Версия для печати 1203 Материалы по теме
Чему нас научил 2020 год

Новое понимание важности и срочности

24.jpg

Елена Александровна АНТОШИНА, министр финансов Республики Карелия

Еще задолго до пандемии мы говорили о необходимости развития автоматизации, цифровизации, цифровой трансформации, в том числе, а может, и в первую очередь, в государственном секторе. Все с интересом изучали новые материалы, программы, проекты в этой сфере. В то же время не всегда верили в возможность быстрого и эффективного внедрения передовых технологий и подходов в наши устоявшиеся методы работы. Пандемия позволила посмотреть на проблемы со стороны, даже на те, которые мы порой сами и не замечали.

При отсутствии альтернатив управленческие процессы стали оптимизироваться «сами собой». И это не только использование удаленных рабочих мест, оперативное решение вопросов посредством видеоконференций. Пришло глобальное понимание, что решение отдельных вопросов вообще не требует человеческого участия. Тем более нет необходимости тратить на это то количество времени, которое определено законодательством. Государственное управление должно встать на новые цифровые рельсы. Пандемия дала необходимый импульс для развития опережающей трансформации управленческих подходов и организации бюджетных процессов.

В жизни мы однозначно стали лучше расставлять приоритеты и переосмыслили понятия «важность» и «срочность». Давление внешней среды сейчас колоссальное. Это напрямую отражается на текущей работе государственных органов и требует от нас изменений привычного уклада жизни.

Ценность взвешенной бюджетной политики

25.jpg

Вадим Александрович ЧЕЧЕНКО, министр финансов Омской области

2020 год Омская область начинала достаточно уверенно. Пусть далеко не все проблемы удавалось решить, но за несколько последних лет бюджет региона обрел определенную устойчивость. К примеру, если на 1 января 2016 года долговая нагрузка на бюджет составляла критичные 85,3%, то к началу 2020 года мы подошли с нагрузкой 62,4%, кардинально перестроив за три года долговую политику региона. Два года подряд — 2018-й и 2019-й — мы, в том числе благодаря поддержке из федерального бюджета, исполняли бюджет с профицитом и гасили долги прошлых лет.

С ухудшением экономической ситуации из-за распространения коронавируса Омская область не так значительно провалилась по налоговым и неналоговым доходам, как отдельные регионы. Но невыполнение плановых показателей оказалось все же болезненным для нашего бюджета. Особенно учитывая, что в начале года в бюджете мы предусмотрели максимально допустимый дефицит. В тот период существенное сокращение дефицита в течение года было делом вполне реалистичным, но в планы вмешалась пандемия.

В этой тяжелой ситуации трудно переоценить поддержку, оказанную федеральным центром — как в части принятых Правительством РФ решений по упрощению ряда процедур и норм бюджетного законодательства, так и в части предоставления целевых ресурсов на борьбу с коронавирусной инфекцией и дотаций на компенсацию выпадающих доходов. Должен отметить и высокую оперативность, с которой Министерство финансов РФ и отраслевые ведомства принимают и реализовывают свои решения. Конечно, при этом высока и степень ответственности регионов за эффективное расходование средств и контроль со стороны Федерации осуществляется достаточно жесткий.

Несмотря на недостижение плановых показателей по доходам, мы смогли пройти год без секвестирования расходов по социально значимым статьям и расходов на инфраструктурные проекты. Обеспечила область и региональную долю финансирования мероприятий национальных проектов.

Мы скорректировали подходы к планированию бюджета на следующий год. В приоритете при распределении ресурсов в условиях ограниченности бюджета, конечно, здравоохранение. Ведь сегодня каждый, как никогда, понимает, что здоровье — это главное богатство, и хоть его не купить ни за какие деньги, от грамотного финансирования отрасли зависит сейчас очень многое.

В глобальном смысле все мы — я имею в виду прежде всего финансистов государственного сектора — в этом году еще раз убедились, что дорогого стоит взвешенная бюджетная политика, ориентированная на разумное расходование имеющихся ресурсов. Причем не только в кризис, но и в стабильные времена. Мы убедились, как важно в непростое для финансовой системы время иметь возможность принимать оперативные решения, слышать и понимать друг друга.

Пользуясь случаем, поздравляю коллег, читателей и коллектив журнала «Бюджет» с наступающим Новым годом и искренне желаю всем нам крепкого здоровья и благополучия!

Толчок к цифровизации

26.jpg

Валерий Алексеевич ЖОНДОРОВ, министр финансов Республики Саха (Якутия)

Пандемия коронавируса и введенный из-за нее режим самоизоляции научили нас оперативно реагировать на изменившиеся условия исполнения бюджета. В кратчайший срок была проведена работа по приоритизации бюджетных расходов. На финансовое обеспечение мероприятий по борьбе с новой коронавирусной инфекцией было выделено 3,5 миллиарда рублей, из них только на поддержку здравоохранения — 2,5 миллиарда рублей. Конечно, для этого нам было нужно оптимизировать свои расходы. Прежде всего было предложено сократить расходы на проведение массовых мероприятий, спортивных соревнований, командировки, приостановлена закупка дорогостоящих ремонтов, мебели, автомобильной техники. Приоритизация расходов позволила сохранить здоровые финансовые ориентиры государственных расходов в это непростое время. Постоянный мониторинг поступления средств в бюджет, работа с крупными налогоплательщиками, помощь из федерального бюджета позволили обеспечить своевременное финансирование социально значимых расходов.

Пандемия коронавируса изменила все процессы в экономической, социальной и деловой жизни республики. Еще один опыт, который нам удалось извлечь из ситуации, — это актуальность цифровизации бюджетного процесса. Все текущие процессы и основные полномочия финансового органа республики оцифрованы задолго до пандемии. Начиная с 2002 года в Якутии планомерно выстраивалась комплексная государственная информационная система, к которой подключены с удаленных рабочих мест все главные распорядители бюджетных средств, 445 муниципальных образований и другие получатели бюджетных средств. Это позволило в кратчайший срок организовать удаленную работу по криптографически защищенным каналам всех участников бюджетного процесса.

Удаленный формат практически не оказал отрицательного влияния на организацию работы министерства, своевременное финансирование расходных обязательств, сроки и качество подготовки уточнений бюджета и проекта бюджета на очередной трехлетний период. Кроме того, пандемия дала своего рода толчок к дальнейшей цифровой трансформации бюджетного процесса. Впереди много планов: переход к облачным технологиям в сфере бухгалтерского учета, построение бесшовной интеграции с системами иных министерств и ведомств республики.

Поделиться