Липецкая область уже почти два года работает над созданием на своей территории единого информационного пространства. Центр бухгалтерского учета, учрежденный региональным управлением финансов, стал площадкой одного из ключевых элементов электронного региона — централизации бюджетного учета исполнительных органов власти области и их подведомственных учреждений. Елена Евгеньевна ИВАНОВА, директор ОБУ «Центр бухгалтерского учета», рассказала о результатах проделанной в регионе в данном направлении работы, полученных бюджетных эффектах и о планах, среди которых создание в 2021 году отраслевых центров учета в учреждениях социальной политики и здравоохранения региона.
— Елена Евгеньевна, пару лет назад Липецкая область начала реализовывать масштабный проект — перестройку системы централизованных бухгалтерий, действовавшей еще со времен Советского Союза. Насколько сложным оказался проект и оправдались ли ожидания от него?
— Действительно, в СССР сеть централизованных бухгалтерий была хорошо развита. Как правило, ЦБ обслуживали школы, дошкольные и социальные учреждения, некоторые учреждения здравоохранения. К слову, ЦБ в сфере образования до сегодняшнего дня функционируют в районах и городах Липецкой области. Процесс трансформации, по сути, запустил Минфин России. Он предложил вернуться к проверенной временем и хорошо себя зарекомендовавшей идее централизации, но на новом уровне — с учетом современного развития информационных и технических возможностей.
На современном этапе развития института бухучета и отчетности в секторе госуправления наряду с совершенствованием методологии необходимо обновление учетно-технологической модели централизации полномочий участников бюджетного процесса. Новая модель предполагает создание Единой централизованной информационной системы бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности (ЕЦИС). В Липецкой области она будет иметь статус государственной системы (рисунок).
ЕЦИС создана на базе платформы 1С с применением интеграционных решений от компании «Кейсистемс». Технологически облачный сервис базируется на решениях, развернутых в сервисе 1С:Fresh. В результате проведенного анализа систем бюджетного учета в госорганах регионального уровня и подведомственных им учреждений выяснилось, что около 98 процентов из них используют ПО на платформах 1С. То есть наш выбор этой платформы был оправдан с практической точки зрения: так мы избегаем дополнительных временных и финансовых затрат на переобучение персонала и кардинальное изменение устоявшегося рабочего процесса.
Система предназначена для обеспечения централизации бюджетного (бухгалтерского) учета, контроля бюджетного (бухгалтерского) учета и оперативного получения информации по каждому из учреждений. При выборе системы мы руководствовались такими основополагающими принципами автоматизации, как однократность ввода информации, единство нормативно-справочной информации, сквозные бесшовные бизнес-процессы. Все это становится возможно благодаря интеграции существующих информационных систем управления бюджетным процессом — исполнение бюджета, закупочная деятельность, формирование консолидированной бюджетной и бухгалтерской отчетности — с создаваемой системой централизованного бухгалтерского учета.
Конечно, проект сам по себе очень сложный. В его рамках параллельно решаются две задачи. Первая — технологическая, перевод на единое сервисное обслуживание бухгалтерских систем, их перенос в единое облачное пространство. Вторая — функциональная, и при этом более длительная, передача полномочий ведения бухучета. Перед переводом и конвертацией учетных баз 1С в ЕЦИС проводится обследование на предмет корректности ведения учета, сверка остатков по счетам учета и показателей в отчетности, выявляются и исправляются ошибки в учете.
Централизация бюджетного учета исполнительных органов власти области и их подведомственных учреждений — дело, безусловно, многосложное и кропотливое, как любое движение вверх. Для его осуществления требуется не только серьезное программное и техническое оснащение, но и специалисты соответствующего уровня знаний и умений. Здесь нам очень помогла компания «Кейсистемс», предложив свою автоматизированную модель централизации бухгалтерского учета. И если вернуться к вашему вопросу про ожидания, то могу с уверенностью сказать, что оно того стоило. В итоге внедрение новой учетно-технологической модели централизации повысит качество ведения учета и составления отчетности на основе единой методологии, усовершенствует контроль, сделает бухгалтерский учет более прозрачным. Прямым следствием применения новых методов организации труда станут оперативность и достоверность получения сводных данных о финансовом положении всех участников бюджетного процесса, повышение производительности труда за счет равномерного распределения нагрузки на каждого бухгалтера по определенным участкам работы. И в целом произойдет сокращение расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на обеспечение бухгалтерских функций. Это, в свою очередь, позволит перераспределять высвобождающиеся ресурсы на решение иных задач. Говоря простым языком, ведение бухучета и отчетности для учреждений станет более удобным и быстрым, а для государства — честным и выгодным.
— Год близится к концу, проект тоже. Наверное, уже можно подвести какие-то основные итоги и рассказать о планах.
— Подводить окончательные итоги сегодня еще преждевременно: процесс централизации не завершен и находится в кульминационной стадии. Объективно с момента издания постановления о создании нашего центра[1] прошло не так много времени. Тем не менее некоторые факты я могу озвучить уже сейчас. На текущий момент нам переданы функции по ведению бухгалтерского учета и отчетности 60 процентов учреждений от общего числа организаций, подлежащих централизации. Статистические данные, составляющие значительную часть нашей работы, свидетельствуют об экономическом эффекте от проводимой процедуры в 25 миллионов рублей в год.
Проект централизации бюджетного (бухгалтерского) учета охватывает все учреждения бюджетной сферы области. С 2021 года планируется создание отраслевых центров учета в сферах социальной политики, здравоохранения. Также в задачах следующего года разработка нормативно-правовой базы и решение организационных вопросов создания централизованных бухгалтерий в районах области.
— В процессе внедрения новшеств в работу бухгалтеров вам пришлось столкнуться с волной негатива со стороны работников, которые привыкли вести учет по старинке. Вы ожидали этого?
— Знаете, в профессии я человек неслучайный — в моем активе более 15 лет стажа. Я имею опыт решения не только рабочих вопросов, но и связанных с профессиональной деятельностью психологических проблем. Зная всю анатомию бухучета, разумеется, я предвидела, что ожидания от централизации не исчерпываются достижением запланированных показателей. Было очевидно, что по ходу дела нам придется решать вопросы широчайшего спектра — от узкотехнических до морально-этических. Соглашаясь возглавить новую структуру, я рассчитывала не только на свои собственные силы и знания, но и на поддержку единомышленников. Так что страха не справиться с ситуацией не было, было ясное понимание масштаба и практической значимости предложенного дела, необходимости реализовать проект.
— Можете назвать основной минус старой системы, исправленный в новой?
— Изолированность. В течение долгого времени бухгалтерии работали обособленно, варились, что называется, в собственном соку, от проверки до проверки. Как мы видим теперь, эта изолированность привела к тому, что люди на местах зачастую по-своему интерпретировали законодательные акты в области бухучета и расчета заработной платы. И изменение каких-либо параметров или сумм в документах после перехода на новый порядок взаимодействия вызывает у них объяснимое недовольство. Я убеждаю коллег, что единообразие ведения всех видов расчетов и начислений — одно из важнейших преимуществ новой системы взаимодействия. Корректировка данных — это хорошо, это признак того, что работа идет в постоянном контакте с обслуживаемыми учреждениями, что происходит активное взаимодействие с органами власти и органами госконтроля, обладающими полномочиями по разъяснению тех или иных спорных вопросов. А таких вопросов, поверьте, немало.
Впрочем, сложности создаются не только людьми, но и самой жизнью. Есть обстоятельства, не зависящие от нашей воли, которые мы, так же как и весь мир, вынуждены учитывать. Меры, предпринимаемые руководством области для сохранения стабильности эпидемиологической ситуации в регионе, безусловно, повлияли на и без того хлопотный процесс передачи полномочий от учреждений. В ситуации форс-мажора оказались все участники процесса, но благодаря человеческому самообладанию, выдержке и профессионализму моих коллег и специалистов компании «Кейсистемс» дело движется.
Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА
[1] Постановление Администрации Липецкой области от 5 декабря 2018 года № 599 «О создании областного бюджетного учреждения Липецкой области „Центр бухгалтерского учета“».