№ 12 декабрь 2020 — 07 декабря 2020

Синергия управленческих технологий

Версия для печати 995 Материалы по теме

Адаптироваться к новым вызовам и не терять эффективность в быстро меняющемся мире невозможно без знания азов проектного управления. Оно становится одним из базовых элементов в фундаменте эффективного управления реализацией масштабных задач нашей страны. Но линейка управленческих механизмов может быть намного шире — бережливое управление, стратегическое управление, управление на основе данных, повышение эффективности процессов и так далее. Именно о синергии современных методов управления шел разговор на онлайн-конференции Аналитического центра при Правительстве РФ «Практика применения проектного управления». Традиционно конференция завершает конкурс «Проектный Олимп», который в этом году прошел в седьмой раз.

Стратегия не просто красивый документ

94.jpg

Насколько важен и нужен такой инструмент, как стратегическое управление, рассказал вице-губернатор Ленинградской области Д. А. Ялов. Регион одним из первых сформировал стратегию своего развития не как огромный многостраничный труд, а как короткий, но емкий документ. Ялов занимается разработкой стратегий с 2002 года (сначала в команде экспертов центра стратегических разработок «Северо-запад»), и наработанный опыт позволил ему сформулировать базовые тезисы, которыми он ответил на несколько животрепещущих вопросов.

Разрешая спор о том, возможно или нет в условиях современного мира создать действенную стратегию, Ялов сказал, что в принципе да. Регион может ставить перед собой долгосрочные цели, и в течение 10–20 лет они могут быть неизменными — но способы их реализации должны корректироваться довольно часто. Стратегия Ленинградской области претерпевает официальную перезагрузку каждые три года.

Может ли стратегия быть про все хорошее и против всего плохого? Большинство стратегий именно такие. Но, по мнению ленинградского вице-губернатора, рабочая стратегия — это всегда про отказ от чего-то. Написать, как в рамках скромных возможностей субфедерального бюджета достичь всего, несложно. Гораздо сложнее признать документом, например, шесть приоритетов и выдержать при этом сопротивление органов власти, чьи направления деятельности не выдвинуты в стратегические. Тем не менее ограничиться в целях необходимо — если их будет 40, есть опасность не реализовать ни одной.

Еще один вопрос касается того, можно ли разработку стратегии отдать целиком на откуп консультанту. По твердому убеждению вице-губернатора Ленобласти, столь важное решение — определение путей развития — регион должен принимать сам. Дело консультанта — консультировать. В процессе формирования стратегии очень важны всевозможные форматы всевозможных обсуждений и мозговых штурмов, именно на это должно быть потрачено 80% средств, предусмотренных на разработку долгосрочного плана.

И еще один момент, который отметил Ялов: «Разрабатывая стратегию, всегда думайте о ее реализации. Когда стратегию разрабатывает бизнес, она, как правило, привязывается к ключевым показателям эффективности менеджмента и финансовым показателям, но на госслужбе подобного нет, и не только в России. Часто происходит так, что ресурсы затрачены, а стратегия превращается в красивый документ, который, предполагается, будет жить своей жизнью. Не будет». В Ленинградской области, чтобы обеспечить действенность документа, декомпозировали все глобальные приоритеты на приоритеты комитетов (органов исполнительной власти). Далее через стратегические карты на приоритеты подразделений комитетов. Каждый департамент внутри комитета видит, какие у него конкретные долгосрочные цели и ближайшие задачи. Раз в квартал проходит стратегическая сессия, на которой определяется, где кто находится. Работает.

Цифровизация не может быть без оптимизации

95.jpg

Председатель Белгородской областной думы О. А. Павлова отметила, что ее регион движется по эволюционному пути и управленческие решения пробует применять одно за другим. После того как в области начали внедрять проектный менеджмент, не останавливаясь и находясь в поиске, приступили к использованию agile-технологий, потом перешли к портфельному управлению. «И в одном мы уверены на сто процентов — если бы на первоначальном этапе мы не избрали целью формирование проектной культуры, то ничего бы не получилось. Все остальные технологии просто бы не легли», — считает спикер областной думы.

Сейчас в стремлении получить наиболее эффективный результат преобразования внешней среды, изменения качества жизни людей регион начал изменять и совершенствовать внутренний управленческий процесс с помощью бережливых технологий. Сегодня управленческая модель как региональных, так и муниципальных органов власти представляет собой синергию бережливого и проектного менеджмента. «Если в режиме проектного управления мы реализовали традиционные проекты, от начала до завершения которых проходил год или два, то при реализации бережливых проектов научились экономить важнейший ресурс — время. И бережливые проекты — это высокая скорость реакции на возникающие вызовы, энергичность деятельности органов власти и более тесное сотрудничество с гражданами», — отметила Павлова.

При улучшении процессов активно совершенствуются программные продукты, электронные сервисы, разрабатываются новые. Но точка зрения руководства области — увлеченность цифрой должна быть умеренной. Признавая, что это субъективный взгляд, в Белгородчине считают: без основ бережливого производства — ориентация на клиента, выстраивание непрерывных потоков, организация рабочего места — любой проект цифровизации обречен принести вред, а не пользу. Применение бережливого производства с дополнением в виде цифровизации за три года дало многоплановый эффект — экономический, управленческий, социальный. Сегодня область констатирует: у предприятий — участников нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» выработка увеличилась на 10–90%. Заработная плата производственного персонала выросла как минимум на 15%. Это экономический эффект. Управленческий эффект выразился в том, что власть стала более мобильной. Время, затрачиваемое на разного рода совещания, сократилось на 60–80%. Вдвое укоротился процесс рассмотрения обращений граждан, на 45% — процесс закупочной деятельности. Повышается качество предоставляемых услуг (сокращается время их ожидания, число посещений за счет внедрения цифровых сервисов). Это означает, что улучшается качество жизни и социальное самочувствие.

Если говорить о кадровом потенциале региона, то он тоже повышается. 100% региональных и муниципальных служащих вовлечены в реализацию бережливых проектов, участие в них способствует повышению компетенций самих сотрудников и дает возможность каждому проявить себя как лидера даже в процессных органах власти. В области создана система стимулирования роста производительности труда чиновников, разработана система KPI, которая позволяет оценить результативность деятельности каждого сотрудника и его долю в достижении целей бережливого проекта.

Ответственность перед страной

96.jpg

О производственной системе госкорпорации «Росатом» рассказал директор проекта К. В. Грабельников. В ее основе лежит система научной организации труда, формировавшаяся в атомной отрасли еще в прошлом веке. Теперь она скорректирована и модернизирована за счет использования наработок мировых лидеров в этом вопросе. «Cоздав национальную производственную систему „Росатома“, мы почувствовали, что нам тесно в рамках госкорпорации. Заниматься организацией только своего производства — это, конечно, удобно, но мы отчасти являемся и федеральным органом власти, поэтому осознаем свою социальную ответственность и за жителей наших закрытых атомных городов и всей страны в целом», — сказал Грабельников. Сначала госкорпорация реализовывала проект «Бережливая поликлиника», сейчас бережливые технологии помогает внедрять во все отраслях социально-экономической жизни и реализует проект «Бережливый регион»

Представитель «Росатома» рассказал, что по инициативе госкорпорации в прошлом году организована ассоциация производственных систем России, в которой в настоящее время восемь крупнейших госкорпораций и компаний с госучастием. Их усилия объединены для того, чтобы создать национальную производственную систему, которая аккумулирует в себе весь лучший опыт. «Не надо себя принижать и говорить, что мы отсталые, сырьевой придаток мира. Система стандартов в области бережливого производства впервые в мире была разработана в России», — отметил он. В этой молодой еще ассоциации «Росатом» хотел бы видеть и государственные органы. Но пока, по словам Грабельникова, «Россатом» конструктивно работает с регионами, взаимодействие с федеральными органами власти идет очень тяжело.

Школа для мэра

97.jpg

О поддерживающих управленческих технологиях, которые помогают развивать классические, рассказал первый заместитель губернатора Свердловской области А. В. Орлов. В частности, это проект «Школа мэров», реализуемый в регионе с 2014 года. В рамках проекта руководители муниципалитетов наряду с обучением по отраслевым вопросам осваивают управленческие технологии, прежде всего азы проектного управления и стратегического менеджмента.

Причем ставка сделана на практико-ориентированные инструменты обучения, поэтому в образовательных программах используются реальные кейсы — отражающие проблемы и задачи, которые возникают в деятельности главы муниципалитета. Мозговой штурм, командная работа — формат обучения, который теперь применяется и на регулярных совещаниях губернатора с главами муниципальных образований. На этих совещаниях в первую очередь идет речь о реализации нацпроектов, и нестандартные формы заседаний позволяют нестандартно подходить к решению текущих задач и планировать действия на перспективу.

На конвейер

98.jpg

Заслуживает внимания практика Сахалинской области, которая перешла на единую систему управления регионом. Как рассказал, заместитель председателя правительства региона В. В. Аленьков, она реализуется благодаря применению проектного управления, бережливых технологий, оптимизации процессов и их цифровой трансформации, а также внедрению системы KPI. Что касается проектного управления, то в регионе реализуются десятки проектов, функционируют проектный комитет и проектный офис, информация о промежуточных результатах реализации проектов ежемесячно предоставляется губернатору.

Бережливые технологии стартовали в прошлом году, реализовано уже несколько сотен бережливых проектов. Активно идет и оптимизация процессов в госсекторе, по статистике прошлого года, оптимизировано порядка 60% процессов. В каждом органе власти сейчас есть заместитель руководителя, курирующий цифровую трансформацию деятельности ведомства. Ключевые показатели эффективности тоже работают с прошлого года, и они проставлены всем министрам и руководителям муниципальных образований.

Каждый запускаемый проект региона поступает на этот конвейер. Как это работает? К примеру, губернатор Сахалинской области поставил задачу ликвидировать в регионе все несанкционированные свалки за полгода. Первоначально было выявлено 128 свалок. В процессе работы с учетом обращений граждан было определено, что свалок значительно больше. «Мы запустили в воздух всю беспилотную авиацию, открыли на базе консалтингового центра Минцифры информационный портал, на котором зафиксировали все места захламления, а также объявили конкурс по поиску свалок среди жителей — владельцев беспилотников. За каждую найденную свалку — премия. И процесс пошел. Как только беспилотник регистрировал свалку, она попадала в информационную систему. Система включала счетчик и контролировала ликвидацию. В итоге мы нашли 2,5 тысячи свалок. Масштаб изменился, а срок нет. Оптимизировали вывоз мусора, повысив его скорость в 3,5 раза за счет повышения производительности труда. И все показатели по вывозу мусора были включены в перечень ключевых показателей ответственных ведомств. Задача была выполнена в срок», — рассказал Аленьков.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться