№ 12 декабрь 2020 — 07 декабря 2020

Бережливая личность в бережливой системе

Версия для печати 1231 Материалы по теме

Заседание круглого стола «Квантовый скачок в бережливом управлении. Как совершить?», который прошел в рамках «Проектного Олимпа 2020», было посвящено практикам бережливого управления.

Директор проектов ГК «Росатом» К. В. Грабельников подробно рассказал о проекте «Эффективный регион», который госкорпорация реализует с 2017 года. В своем докладе он также отразил тенденции дальнейшего развития бережливого управления. Производственная система «Росатома» основана на простой формуле: семь плюс три плюс один. Расшифровывается это следующим образом: для достижения успеха необходимо не допускать семь потерь, использовать три резерва производства и неиспользуемый потенциал человека. По словам Грабельникова, многие управленцы переводят сейчас неиспользуемый потенциал человека в восьмой вид потерь, «Росатом» же рассматривает его как возможность. «Потому что если рассматривать неиспользуемый потенциал как потерю, то вы будете не развивать человека, а уменьшать вред от того, что его потенциал не развит. Если же вы это будете рассматривать как возможность, то неосознанно начнете прилагать усилия к мобилизации этого потенциала. В результате получите успех во всей вашей деятельности по управлению», — сказал он. Собственно, история «Росатома» как проводника идей бережливого управления и зиждется на максимальном внимании управленца к человеку. Проект «Эффективный регион» сейчас формально охватывает 24 региона страны, активно работают в этом направлении 20 субъектов РФ. Следовательно, «Росатом» может опосредованно влиять на жизнь 46 миллионов человек, и осознание этой цифры накладывает очень большую ответственность на госкорпорацию.

Кстати, почему из 24 вступивших на путь бережливости регионов продолжают начатое только 20? Во всех субъектах, которые приостановили деятельность в этом направлении, поменялось руководство. Интенсивность же процесса внедрения бережливых технологий зависит от воли главы региона. По мнению Грабельникова, «Росатому» необходимо еще работать над тем, чтобы сделать внедрение бережливых технологий необратимым процессом. Пока же безусловная преемственность не обеспечена. Сейчас «Росатом» идет по пути создания образцовых решений, которые внедряются в регионах. Подготовлены методические рекомендации по контролю реализации этих образцов. Причем проверка является партнерской, и проводит ее не «Росатом» — наработки одного региона оценивают коллеги из других регионов. Таким образом, на сегодняшний день проверено уже 13 образцов. Конечно, таковых могло быть и больше, но свои коррективы внес коронавирус — и сейчас многие проверки откладываются или проходят в дистанционном режиме.

Необходимо отметить, что, начиная внедрение бережливых технологий с проекта «Бережливая поликлиника», «Росатом» сфокусировался на понятии «удовлетворенность человека», далее этот фокус расширялся — например, при реализации бережливого производства до отношений жителя региона и власти. Дальше — больше: в проекте «Эффективный регион» в зоне внимания не только получатели услуг, но и те люди, которые их производят, и их развитие. В 2021 году «Росатом» планирует уже рассматривать бережливую личность в бережливой системе.

Гибрид бережливого и процессного управления

99.jpg

Время для бережливых технологий пришло и для Пенсионного фонда России. И 2021 год будет годом активной реализации бережливой политики в этой структуре. Уже достигнута договоренность о том, что «Росатом» со своими идеями заходит в систему пенсионного обеспечения. По мнению начальника Управления Пенсионного фонда по Кировскому и Промышленному районам города Самары Е. Н. Крюнькина, в сфере пенсионного обеспечения очень много процессов, которые нужно выравнивать и оптимизировать. В его управлении бережливая культура прививается уже не первый год. «Естественно, сначала разработали стратегию — определили для себя несколько целей: клиентоориентированность, конкурсные показатели и комфортность работы сотрудников. Все наши портфели проектов используют как бережливое, так и процессное управление. То есть они задействованы в текущих процессах и направлены в том числе и на улучшение показателей деятельности», — рассказал Крюнькин. Бережливая культура внедряется во всем. Например, в 2020 году в управлении был завершен проект по смене логистики в здании. Были выстроены пути следования сотрудников, определены места взаимодействия, специалисты размещены таким образом, чтобы до минимума сократить потери рабочего времени.

В качестве наставника был выбран Сбербанк — то есть на первом этапе были использованы его наработки. На втором этапе начали уже сами моделировать бизнес-процессы, создавая гибрид бережливого и процессного управления. Сейчас эти бизнес-процессы уже требуют цифровизацации, и управление разрабатывает свой ИТ-продукт, коробочная версия которого в дальнейшем может быть использована и другими ведомствами, и муниципальными органами власти.

Перезагрузка

100.jpg

Начальник управления проектно-аналитической и контрольной работы Департамента внутренней кадровой политики Белгородской области И. Ю. Кириллова рассказала о реализации в регионе проекта по оптимизации процессов, которые происходят внутри правительства. «Была проведена некая бережливая перезагрузка сотрудников, и мы встали на эти рельсы постоянного улучшения внутреннего и внешнего процессов. Совместная работа с органами власти способствовала снижению уровня бюрократизации процессов, а также сроков принятия решений чиновниками», — рассказала она.

Компетенции проектного и бережливого управления, по сути, являются надотраслевыми, поэтому они могут быть трасформированы на уровень каждого сотрудника. В результате в деятельности по внедрению бережливых технологий участвует более семи тысяч служащих региона. Кроме того, сформирован пул лидеров, которые осуществляют эти изменения в органах власти. Одной из первых к реализации бережливой политики приступила команда Белгородского центра занятости, которая начинала эту историю совместно со специалистами из «Росатома». Эти наработки и стали образцом регионального уровня, на который потом уже равнялись остальные и дополняли собственными надстройками. Накопленный опыт сейчас обобщен и сформирован в виде коробочного решения, которое содержит ключевые позиции, позволяющие руководителю реализовать данную идею на любом предприятии и в любой организации. Коробочное решение имеет шесть основных разделов и включает определенные мероприятия. Для категории пользователей «руководитель» создана панель управления в формате информационного центра.

По словам Кирилловой, использование бережливых технологий обеспечивает достижение самого главного эффекта — это вовлечение 100% сотрудников в улучшение процессов как для внутреннего, так и для внешнего потребителя. Деятельность каждого служащего качественно изменилась, так как каждому приходится участвовать в изменениях общей системы. А уже отсюда идет и чисто практическая польза: эффективность работы сотрудников повысилась на 30%, темпы их деятельности увеличились на 50%, ресурсные потери были устранены в 70% реализуемых в области проектов на сумму 21 миллион рублей.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться