Статья рассказывает о ключевых изменениях правил закупки путем проведения запроса котировок. Также в ней рассмотрены возможные пути дальнейшей модернизации этой процедуры определения поставщика.
Снежана Олеговна ПОСТОВАЛОВА, ведущий юрисконсульт Экспертно-консультационного центра Института госзакупок
Запрос котировок — один из первых конкурентных способов определения поставщика, появившихся в российском законодательстве о государственных и муниципальных закупках. За многие годы своего существования эта процедура претерпевала неоднократные изменения, оставаясь при этом максимально простой в применении и достаточно быстрой в плане проведения.
В последнее время количество объявленных запросов котировок значительно снизилось, что обусловлено рядом факторов, в том числе условиями выбора такого способа определения поставщика, установленными в действующей редакции Закона № 44‑ФЗ. Отказ от этой процедуры происходит в основном в пользу электронного аукциона, правила проведения которого фактически восполняют существующие недостатки запроса котировок, сохраняя при этом условие выбора победителя на основании единственного критерия — цены контракта.
Недостатки запроса котировок
Основными претензиями к актуальной версии запроса котировок являются:
- низкий порог начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого проведение запроса котировок не допускается. Ограничение в размере 500 тысяч рублей перестало быть релевантным после вступления в силу с 24 апреля текущего года изменений в пункте 4 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ и появления у заказчиков возможности заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей, без проведения конкурентных процедур;
- лимит запросов котировок в размере, не превышающем 10% от совокупного годового объема закупок;
- сроки проведения (сопоставимые с процедурой электронного аукциона);
- отсутствие возможности установления условия об обеспечении заявки (хотя в отдельных случаях такую особенность можно рассматривать, наоборот, в качестве преимущества запроса котировок);
- невозможность использовать механизм, предусмотренный частью 18 статьи 34 Закона № 44‑ФЗ (регламентирующей право по соглашению сторон увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной победителем, и начальной (максимальной) ценой контракта). Главное препятствие заключается в том, что применение этой нормы допускается только тогда, когда такое условие было заблаговременно включено в документацию о закупке, формирование которой в запросе котировок не предусмотрено;
- ограниченные возможности проверки соответствия участников. В случае, когда заказчиком установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона № 44‑ФЗ), то есть обладать специальной правоспособностью. В качестве подтверждающего документа допустимо потребовать исключительно декларацию, которая, кроме прочего, формируется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Отсутствие возможности запроса копии официального документа на этапе подачи заявки существенно затрудняет процесс проверки комиссией заказчика соответствия участников такому требованию и создает дополнительные риски.
Условия выбора способа закупки
Очевидно, что потребность в совершенствовании правил проведения рассматриваемой процедуры существует, и в этом отношении предприняты соответствующие шаги. Так, Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 449‑ФЗ внес существенные коррективы в проведение запроса корректировок. Однако вступление в силу обновленных правил уже неоднократно переносили. Сейчас мы ожидаем наступления 1 апреля 2021 года — актуальной даты, на которую назначена «перезагрузка» процедуры запроса котировок (изменение срока произошло в связи с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 года № 249‑ФЗ). Рассмотрим ключевые аспекты изменений. Основы правового регулирования обновленной процедуры будут заключены в статье 82.1 Закона № 44‑ФЗ, а статьи
Некоторые изменения претерпят условия выбора способа закупки. Так, заказчик будет вправе проводить электронный запрос котировок, равно как и сейчас, при закупке абсолютно любых товаров, работ или услуг, при этом предел начальной (максимальной) цены контракта, свыше которого проведение такой процедуры не допускается, увеличится с 500 тысяч рублей до 3 миллионов рублей. Такое увеличение обосновано запланированным вступлением в силу с той же даты новых правил осуществления закупок у единственного поставщика в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ. Новые правила должны будут предоставить заказчикам возможность закупать товары на сумму, не превышающую 3 миллионов рублей, посредством электронных магазинов. Так как указанный механизм не распространяется на закупки работ и услуг, новый запрос котировок в электронной форме должен будет компенсировать наличие в законодательстве о закупках упрощенной методики удовлетворения такой потребности. В то же время ограничение количества запросов котировок в размере 10% от совокупного годового объема закупок остается.
Ускорение закупок
Одним из важнейших изменений станет ускорение всего процесса проведения закупки. Так, по новым правилам минимальный срок подачи заявок составит четыре рабочих дня, а условие о продлении такого срока в случае, если запрос котировок признают несостоявшимся, будет исключено. Вместо этого при наличии единственной заявки, соответствующей всем предъявляемым требованиям, с этим участником будет заключаться контракт как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ. Если же ни одной заявки не поступит либо все поступившие заявки будут отклонены, то заказчику потребуется провести новую закупку. Отдельно стоит отметить, что новые правила не допускают возможности внесения изменений в извещение после объявления процедуры, но отмена закупки по решению заказчика предусмотрена (не позднее чем за один час до окончания срока подачи заявок).
Предлагается также сократить и сроки заключения контракта. Предусмотрено, что заказчик будет направлять проект контракта победителю не позднее трех часов с момента размещения протокола подведения итогов, а победитель должен будет подписать его не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения от заказчика. После получения подписанного победителем контракта заказчик должен будет подписать его также не позднее одного рабочего дня. При этом закреплено правило, что в общей сложности контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения итогового протокола. Важной особенностью процедуры станет недопустимость формирования протокола разногласий.
Обновленная процедура запроса котировок должна стать быстрее и эффективнее, приобрести больше процедурных отличий от электронного аукциона
Протокол в цифровом формате
Что касается протоколирования, то в этой части также должны произойти некоторые изменения. Так, присвоение порядковых номеров в порядке возрастания цены контракта участникам закупки будет производить котировочная комиссия заказчика вместо действующей сейчас ранжировки оператором электронной площадки. Привычный способ подписания протокола на бумажном носителе каждым членом котировочной комиссии сменится цифровым форматом. Предусмотрено, что каждый член комиссии должен будет подписывать электронную форму протокола своей персональной усиленной квалифицированной электронной подписью. Поэтому, чтобы обеспечить такую техническую возможность, заказчику необходимо позаботиться о получении электронной подписи на каждого члена комиссии, после чего зарегистрировать таких лиц в ЕИС в качестве пользователей, уполномоченных на осуществление действий от имени заказчика.
Ключевые изменения затронут состав и содержание заявок на участие в закупке, где кроме формальных корректировок в части предоставляемых сведений закреплена возможность заказчика установить требование о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих наличие у участника закупки специальной правоспособности (то есть лицензий, разрешений, допусков и прочего).
Из анализа изменений можно сделать вывод, что они направлены на нивелирование основных недостатков действующей версии запроса котировок. Новая процедура должна стать быстрее, эффективнее и надежнее и, кроме того, приобрести больше процедурных отличий от закупки путем проведения электронного аукциона. Однако и в обновленной версии остается ряд нерешенных вопросов, самым главным из которых является предел в размере 10% от совокупного годового объема закупок. Не очень понятно целеполагание установления данного предела, поскольку рассматриваемая процедура в полной мере удовлетворяет всем требованиям прозрачности, простоты администрирования и условиям конкурентности.
Какое будущее ожидает запрос котировок?
Изменения, содержащиеся в Законе № 449‑ФЗ, — это первый шаг на пути совершенствования процедуры запроса котировок. В этом году на сайте Минфина России был опубликован проект изменений в положения Закона № 44‑ФЗ, предусматривающий масштабную оптимизацию закупок. Одно из ключевых изменений, предлагаемых ведомством, — сокращение количества способов определения поставщиков. Вместе с тем осуществление закупок путем проведения запросов котировок в новой концепции сохраняется, но правила проведения процедуры определенным образом доработаны. Стоит отметить, что изменения, предусмотренные оптимизационным пакетом, во многом перекликаются с еще не вступившими правилами, установленными Законом № 449‑ФЗ. Рассмотрим основные из них.
Заказчик вправе проводить такую закупку в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 миллионов рублей. Привязка к процентному отношению от совокупного годового объема закупок больше не предусматривается. Кроме того, в ряде случаев заказчик будет вправе проводить запрос котировок вне зависимости от размера начальной (максимальной) цены контракта. Такие основания появляются в том числе в связи с исключением из Закона № 44‑ФЗ запроса предложений. Речь идет о:
— закупках заказчика, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства;
— закупках товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено на основании части 8 статьи 95 Закона № 44‑ФЗ;
— закупке, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, если контрольным органом в сфере закупок выдано предписание об отмене результатов определения поставщика на поставку таких товаров, либо судом вынесено определение об обеспечении иска, поданного заказчиком в связи с неисполнением контракта, или принято решение о расторжении контракта на поставку таких товаров, либо ранее заключенный контракт на поставку таких товаров расторгнут.
Возможность закупки дополнительного объема товара на этапе заключения контракта путем увеличения количества товара на сумму, не превышающую разницы между предложением победителя и начальной (максимальной) ценой контракта, не допускается.
Допускается возможность внесения изменений в извещение не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок, но с обязательным условием о продлении срока подачи заявок таким образом, чтобы со дня внесения изменений до даты окончания срока подачи заявок срок составлял не менее трех дней.
В заявке на участие в закупке появляются требования о предоставлении реквизитов счета, на который будет осуществляться перечисление денежных средств в качестве оплаты исполненного контракта (либо этап контракта).
Условие о предоставлении копии документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44‑ФЗ, также предусмотрено.
Закреплены случаи, когда заказчик устанавливает требование об обеспечении заявки на участие (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 1 миллиона рублей, заказчик вправе такое требование не устанавливать, если превышает — обязан установить).
Новые основания для отклонения заявки: выявление отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 127‑ФЗ[1], в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с данным пунктом; в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона № 44‑ФЗ (основания для отказа в принятии банковской гарантии).
Правила заключения договора и запрет на формирование протокола разногласий — как в Законе № 449‑ФЗ.
В случае признания закупки несостоявшейся по причине отсутствия поданных заявок, отклонения всех поданных заявок по результатам их рассмотрения, признания всех участников закупки (за исключением предусмотренных законом случаев, когда участник закупки отозвал свою заявку) уклонившимися от заключения контракта заказчик вправе осуществить новую закупку либо продлить срок подачи заявок не менее чем на три рабочих дня со дня признания закупки несостоявшейся.
Если по результатам продления запрос котировок вновь будет признан несостоявшимся по вышеуказанным основаниям, заказчик вправе осуществить новую закупку либо осуществить закупку у единственного поставщика в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ.
Таким образом, в настоящее время существует два возможных сценария, по пути которых может пойти реформа процедуры запроса котировок. Оптимизационный пакет поправок предлагает значительно больший объем изменений в части проведения рассматриваемой процедуры. Будут ли запросы котировок корректироваться в два этапа (Законом № 449‑ФЗ, а потом оптимизационными поправками) или в один этап — после масштабных изменений в Законе № 44‑ФЗ, — пока неизвестно. Однако в любом случае нас ожидают существенные изменения в части проведения данного способа определения поставщика.
[1] Федеральный закон от 4 июня 2018 года № 127‑ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».
Статья рассказывает о ключевых изменениях правил закупки путем проведения запроса котировок. Также в ней рассмотрены возможные пути дальнейшей модернизации этой процедуры определения поставщика.