Успешность функционирования местного самоуправления напрямую зависит от профессионализма муниципальных служащих. Между тем формированию высокопрофессионального корпуса муниципальной службы мешает ряд сложившихся обстоятельств.
Эльвира Ивановна ЗАБНЕВА, директор филиала Кузбасского государственного технического университета в городе Новокузнецке, доцент, кандидат социологических наук
Муниципальная служба глазами граждан
Практика, сложившаяся на сегодняшний день, показывает, что те модели и принципы местного самоуправления и муниципальной службы, которые были предложены реформой, начавшейся в 2003 году, не подтвердили своей эффективности. Многочисленные опросы, данные социологических исследований показывают, что, с точки зрения населения, местного самоуправления в России в том виде, в котором оно заявлено конституционно, практически не существует, а уровень профессионализма муниципальных служащих недостаточен для реализации возложенных на них функций. Процент опрошенного населения, отождествляющего местное самоуправление с представительством государства на местах, предназначенным для исполнения задач государственного управления, стремительно растет, и на сегодняшний день в среднем по России он составляет 65%. Почти половина опрошенных не верят в действенность муниципальной власти, более того, треть из них представляют ее как обособленное от населения звено власти, действующее в своих интересах. Уровень удовлетворенности граждан профессиональной деятельностью муниципальных служащих в зависимости от территории колеблется от 30 до 65%. Наибольшее недовольство респонденты высказывают по поводу ЖКХ и медицины. Индекс гражданской активности в среднем по России составляет шесть баллов из десяти. Все сказанное свидетельствует о наличии феномена социального отчуждения и невысокой степени доверия населения к местной власти.
Уровень удовлетворенности граждан профессиональной деятельностью муниципальных служащих в зависимости от территории колеблется от 30 до 65%
На наш взгляд, данное положение вещей обусловлено прежде всего тем, что общественным сознанием муниципальная служба не воспринимается как вид социально-профессиональной деятельности, отвечающий атрибутивным признакам профессии. Отсутствует сформированный положительный образ муниципального служащего, нет образцов и стандартов вхождения в профессиональное сообщество и деятельности внутри него.
Можно выделить следующие основные причины сложившейся ситуации:
1
отсутствие в общественном сознании представления о муниципальной службе как о виде профессиональной деятельности, что предполагает допуск на должности муниципальной службы любого человека без учета его профессиональных способностей и образовательных данных;
2
акцентуация в обществе негативного отношения к муниципальным служащим, что, с одной стороны, создает условия для проявления нигилизма во взаимоотношениях со стороны населения, а с другой, препятствует притоку на службу высококвалифицированных кадров;
3
неспособность муниципальной службы на данном этапе ее развития конкурировать в борьбе за высококвалифицированные кадры. Такая ситуация обусловлена низким уровнем заработной платы, отсутствием эффективной системы мотивации и стимулирования;
4
отсутствие сложившейся в общественном сознании идеальной модели муниципального служащего, отвечающего запросам общества и требованиям времени.
Актуальная модель местного самоуправления
Сложившаяся ситуация определила потребность в создании нового представления о муниципальной службе. Имеющийся опыт в данной сфере достаточно объективно продемонстрировал неэффективность реформирования без предшествующей философской рефлексии. Бесконечные реформы оказывают большое негативное влияние, перемены становятся целью, оправдывающей мифические результаты. Внедряемые без глубокого анализа социокультурных оснований инновации не носят концептуального и завершенного характера, соответствующего национальным традициям и интересам граждан. Они не только не приближают, но и отдаляют решение стоящих перед местным самоуправлением задач.
Сегодня требуются концептуальные основы как построения института местного самоуправления, реализующего принципы демократии и формирующего гражданское общество, так и нового муниципального управления, а тем самым и муниципальной службы. Большое значение при этом имеет понимание того, что особенности местного самоуправления и современной муниципальной службы в России связаны с историческими и духовными традициями страны, которая является централизованным государством с сильной вертикалью власти, ориентированной на главу государства. И первое, что должно лечь в основу, — это понимание того, что эффективное муниципальное управление может быть построено только исходя и с учетом национальной специфики. Управление всегда погружено в определенную культуру. Оно учитывает унаследованные из прошлого ценности и нормы, согласует их с происходящими в обществе изменениями, транслирует их живущим поколениям, вооружает людей определенными стереотипами поведения.
Во-вторых, модель должна быть применима к данному периоду развития российского общества, а также к сформировавшемуся типу общественных отношений. В ее основе должны лежать сложившиеся на настоящий момент представления о взаимоотношениях человека и природы, человека и социума, человека и человека. То есть система управления должна представлять некое мировоззренческое единство, вписанное в контекст современного мировосприятия.
В-третьих, в модели должны быть четко определены принципы взаимодействия государства и общества. Очень важно понимать, что модернизация и реформирование в России не должны проводиться исключительно сверху.
Концентрация внимания на данных концептуальных основах построения модели муниципального управления позволит избежать «нащупывания» в определении путей и эффективных способов трансформации России, поставит заслон массовым социальным преобразованиям, вызывающим все возрастающий объем негативных социальных последствий. Только в этом случае возможно целостно понять и развить социально-профессиональную группу муниципальных служащих как основополагающий фактор социальной эффективности системы местного самоуправления.