14 декабря Союз финансистов России провел совещание с руководителями финансовых органов субъектов РФ, муниципальных образований и организаций. Совещание прошло в режиме вебинара с использованием системы видео-конференц-связи Федерального казначейства.
Председатель Совета Союза финансистов России, заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по бюджету и налогам Н. С. Максимова вспомнила, с какими сложностями формировался федеральный бюджет на 2021 год и плановый период. Бюджет составлен с дефицитом и, наверное, впервые рассчитывался не от доходов, а от расходов. То есть первоначально были определены приоритеты для направления средств: поддержка экономики, борьба с новой коронавирусной инфекцией, исполнение социальных обязательств государства, причем и тех их форм, которые были приняты в 2020 году. Меры по поддержке отдельных категорий граждан продлены на 2021 год и частично на 2022 и 2023 годы.
Максимова отметила, что при рассмотрении закона о федеральном бюджете во втором чтении депутатам удалось согласовать с правительством еще некоторые направления расходов, которые сначала в федеральном бюджете не были учтены. В частности, это развитие инфраструктуры городов и сел, строительство и оснащение сельских домов культуры, ремонт детских школ искусств, поддержка театров в малых городах, строительство и оснащение физкультурных комплексов, спортивных площадок, благоустройство общественных пространств и так далее.
Федерация окажет продержку регионам в виде межбюджетных трансфертов в размере 3,1 триллиона рублей. Всего предусмотрен 231 трансферт, 217 на сумму 2,8 триллиона рублей были распределены уже к началу декабря 2020 года. Кроме того, как сказала депутат Госдумы, были приняты важные поправки в Бюджетный кодекс, направленные на то, чтобы облегчить исполнение региональных бюджетов в 2021 году, который обещает быть непростым. Прежде всего изменения касаются бюджетных кредитов и остатков средств на счетах региональных бюджетов.
«За принятием бюджета наступает очень ответственный период — его исполнение. Основная задача — сделать так, чтобы все выделяемые средства достигали своей цели, все ресурсы были вложены в человека, то есть в те мероприятия и объекты, которые нужны населению», — сказала Максимова и подчеркнула важность подготовки и поддержания в актуальном состоянии бюджета для граждан. Ведь именно благодаря этому инструменту граждане могут видеть информацию о том, как много делает руководство страны, регионов и муниципалитетов для повышения качества жизни населения.
За электронный документооборот
Начальник Управления финансово-бюджетных операций Федерального казначейства О. И. Дроздов отметил, что ведомство готовится сейчас к выдаче казначейских кредитов в 2021 году. Но на момент проведения совещания еще не был определен волнующий участников вебинара вопрос о том, как их будут получать муниципальные образования. В 2020 году муниципалитеты могли претендовать на казначейские кредиты только в рамках лимита, который Минфин России определил для субъекта РФ, и только по согласованию с ним.
Еще один вопрос касался документов, которые необходимо предоставлять на бумажном носителе в территориальный орган Федерального казначейства при заключении кредитного договора. Эти документы подтверждают полномочия финансового органа на подписание такого договора. Пакет документов очень объемный и содержит копии законов, которые во многих регионах не меняются годами. Именно это и вызывает вопросы у регионов: не пора ли менять практику? Но, как сказал Дроздов, отказываться от скрупулезной проверки полномочий Федеральное казначейство не будет: «Мы должны четко представлять, кому мы даем государственные деньги, кто несет ответственность за них. А в регионах могут быть изменения в структуре органов власти, составе исполнителей». Другое дело, практику нужно совершенствовать, и, по словам Дроздова, в 2021 году Федеральное казначейство планирует значительную часть документооборота в рамках оформления казначейских кредитов перевести в «Электронный бюджет».
Поддержка продолжена
Исполняющий обязанности директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ В. В. Васильев отметил, что к концу 2020 года наблюдается снижение отрицательной динамики поступления налоговых и неналоговых доходов в региональные бюджеты. Если на 1 июня 2020 года снижение составило 9%, то по состоянию на 1 декабря — 4%. Тем не менее в новом бюджетном цикле поддержка субъектов остается одним из приоритетных направлений расходов федерального бюджета. Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности с 2017 года формируется с учетом централизации в федеральном бюджете 1% ставки налога на прибыль организаций. Несмотря на снижение прогнозного объема поступлений в 2020 году процентного пункта налога на прибыль организаций, пропорционального сокращения дотации на выравнивание не произошло. Общий ее объем предусмотрен без снижения к уровню 2020 года.
Основная задача — сделать так, чтобы все выделяемые средства достигали своей цели, все ресурсы были вложены в человека, то есть в те мероприятия и объекты, которые нужны населению
В 2021 году планируется запуск механизма бюджетных инвестиций в новые инвестиционные проекты за счет средств, которые высвобождаются у субъектов РФ в результате проведенной в 2020 году дополнительной реструктуризации бюджетных кредитов. В 2020 году были значительно сокращены объемы необходимых погашений и возврат долга перенесен с 2024 года на 2029 год. Высвобождаемые средства должны быть направлены на создание инфраструктуры новых инвестиционных проектов. «Мы понимаем сложность запуска данного механизма, поиска инвесторов. Поэтому просим регионы заняться проработкой этих вопросов незамедлительно совместно с Минэкономразвития России. За 2021 год нужно убрать все шероховатости и уже в 2022 году запустить механизм в полную силу», — обратился Васильев к участникам совещания и заверил, что в последующем планируется списывать задолженность по бюджетным кредитам за счет доходов, поступивших от этих инвестиционных проектов в федеральный бюджет. То есть регионы получают дополнительный стимул для развития своего производства, видя в перспективе освобождение от долговой нагрузки.
Также в 2021 году продолжает действовать введенное в 2020 году смягчение требований по исполнению бюджетов. Продлена возможность превышения предельных объемов долга и дефицита на величину средств, направленных на профилактику распространения коронавирусной инфекции, сумму снижения налоговых и неналоговых доходов по сравнению с 2019 годом, а также в связи с изменением условий реструктуризации бюджетных кредитов. Продлено действие упрощенного порядка изменений бюджета без внесения поправок в закон о бюджете. То есть остается возможность использования механизма бюджетной росписи, которая позволяет оперативно реагировать на текущую ситуацию и распределять расходы.
Кроме того, с 2021 года увеличиваются сроки казначейских кредитов до 240 дней. Но, как предупредил Васильев, этим механизмом нужно пользоваться достаточно осторожно, потому как его предназначение — покрытие кассовых разрывов. «Мы просим регионы более четко прогнозировать свои кассовые разрывы и привлекать казначейские кредиты именно на ту сумму, которая необходима. В 2020 году многие регионы брали по максимуму и к концу года имели проблемы с возвратом», — сказал представитель Минфина России.
Все по порядку
Директор Департамента правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов РФ Т. В. Саакян в своем докладе заострила внимание на вопросе передачи полномочий финансовых органов регионов и муниципалитетов Федеральному казначейству. В соответствии со статьей 220.2 Бюджетного кодекса (вступление в силу с 1 января 2021 года) перечисленные в ней полномочия должны передаваться в Федеральное казначейство по обращению высшего органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации).
На некоторых возможных к передаче полномочиях директор департамента Минфина России остановилась подробно. Например, она отметила, что передача полномочий, связанных с проведением и санкционированием операций по расходам бюджетных и автономных учреждений, подразумевает под собой, что казначейство будет санкционировать не только расходы, источником которых являются средства, предоставляемые бюджетом субъекта, но и все средства, получаемые учреждением в соответствии с российским и региональным законодательством. Соответствующие поправки вносятся в Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 479‑ФЗ.
Порядок направления обращений высшего органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации) о передачи отдельных полномочий финансовых органов Федеральному казначейству установлен приказом Минфина России от 31 марта 2020 года № 50н. При этом финансовые органы должны понимать, что действующая в 2020 году схема, когда можно было передать функции по открытию и ведению лицевых счетов, а учет денежных средств вести самостоятельно, в 2021 году не работает. Если передаются полномочия, связанные с исполнением бюджета, то они передаются все. Кроме того, приказ № 50н содержит порядок и сроки рассмотрения обращения, а также возможные причины отказа Федерального казначейства от принятия полномочий. Проверка обращений на соответствие требованиям должна пройти в десятидневный срок, а отказ казначейства может быть в случае несоответствия обращения требованиям порядка.
О поправках
Саакян отметила, что с 2021 года вступают в силу поправки, внесенные в Федеральный закон № 479‑ФЗ, в соответствии с которыми субъект может передавать полномочия не только по перечислению местному бюджету трансферта, источником которого являются трансферты из федерального бюджета, но и по перечислению средств регионального бюджета. Кроме того, представитель Минфина России обратила внимание на то, что существенно поправлена статья 132 Бюджетного кодекса «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета». Раньше она содержала норму о том, что произведенные субъектом в текущем году расходы, которые софинансируются из федерального бюджета, возмещаются из федерального бюджета после того, как финансовый орган предоставит в Минфин России документы о том, какие расходы (из числа тех, которые должны софинансироваться из федерального бюджета) произведены. После необходимых проверок и подтверждений средства приходят на единый счет бюджета, и их позволительно направлять на расходы, предусмотренные законом о бюджете региона. В сегодняшней редакции нет оговорки о том, что можно возмещать расходы текущего года, следовательно, возмещению подлежат и траты предыдущего периода. Эта норма подкреплена пунктом 24 постановления Правительства РФ от 9 декабря 2017 года № 1496 (пункт 24 изменен с 11 ноября 2020 года постановлением Правительства России от 30 октября 2020 года № 1769).
Улучшают финансовое положение регионов и поправки, внесенные Федеральным законом от 8 декабря 2020 года № 423‑ФЗ в Федеральный закон от 28 ноября 2018 года № 457‑ФЗ. В соответствии с новой редакцией закона экономия, образовавшаяся по результатам заключения государственных контрактов, финансовое обеспечение которых софинансировалось из федерального бюджета, остается в региональном бюджете. При этом субъект РФ обязан ее направить на реализацию мероприятий в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов.
О пользе дистанционного общения
Совещание Союза финансистов России в онлайн-режиме с использованием системы видео-конференц-связи Федерального казначейства прошло не в первый раз. И, как отметил заместитель руководителя ведомства А. Ю. Демидов, это стало очень эффективным инструментом взаимодействия территориальных органов ФК и финансовых органов регионов и муниципалитетов. «Примером такого эффекта является работа, которую сейчас выполняют наши территориальные органы и финорганы. Я говорю о сборе и предоставлении оперативной информации о том, как используются „ковидные“ денежные средства, в том числе и на дополнительные выплаты медицинским и иным работникам, на приобретение лекарственных препаратов и тому подобное. Пользуясь сегодняшней возможностью, благодарю всех сотрудников финансовых органов, которые принимают участие в этой работе. Это трудоемкий процесс, но эта информация имеет очень важное значение и помогает оперативно реагировать на вызовы. И хочу отметить, что наряду с очными формами общения онлайн-форматы прочно входят в нашу жизнь и не снижают результативность работы», — сказал Демидов.
С. В. МАРТЫНЕНКО