Версия для печати 1313 Материалы по теме
ВЭБ.РФ — разные роли института развития

ВЭБ.РФ в любых кризисных условиях подставляет плечо правительству страны для реализации мер по восстановлению экономики. О том, как задействована корпорация развития в антикризисных мероприятиях 2020 года, а также о новых планах и проектах мы поговорили с заместителем председателя ВЭБ.РФ Светланой Викторовной ЯЧЕВСКОЙ.

— Светлана Викторовна, финансовый кризис, вызванный обвалом цен на нефть, COVID-19 и ограничения, связанные с ним, — то, чем запомнится 2020 год. Как повлияла эта череда событий на цели и задачи, стоящие перед ВЭБ.РФ?

— К перечисленному я бы добавила, что 2020-й стал годом нового правительства и переломным в части видения национальных целей, которые теперь сформулированы с еще большим вниманием к социальным аспектам и человеку. Основной акцент сделан на повышении уровня жизни граждан, создании комфортных условий и возможностей для личностного и профессионального развития. И деятельность ВЭБ.РФ как раз сосредоточена на достижении этих целей. В том числе за счет участия в реализации национальных проектов. Отмечу, что ключевые показатели эффективности, которые нам утверждает Правительство РФ, связаны именно с достижением национальных целей. Через нашу работу правительство хочет видеть, какое влияние реализуемые с нашим участием проекты оказывают на экономику и достижение конечных целей. Конечно, мы — институт развития и объекты не строим. Но мы создаем инвестиционные продукты и модели, которые впоследствии могут тиражироваться.

— Каким образом?

— У ВЭБ.РФ несколько ролей. Как финансовый партнер, как «квазибанк», мы через предоставление финансирования и привлечение средств частных инвесторов и коммерческих банков помогаем реализовывать проекты с бо`льшим экономическим эффектом. Многие проекты не получили бы финансирование без участия ВЭБ, поскольку не всегда коммерческие банки готовы были идти в них самостоятельно. Важно понимать, что ВЭБ — стопроцентный партнер на финансовом рынке. Мы не конкурируем с коммерческими банками. Напротив, ВЭБ в рамках фабрики проектного финансирования создает синдикаты с другими банками для того, чтобы помочь им снизить риски участия в проектах.

Если мы говорим про ВЭБ как про инвестиционного консультанта, то в этой роли мы помогаем органам власти и инвесторам структурировать проекты, подбирая адекватные меры государственной поддержки с определением бюджетных эффектов при каждом сценарии. Очевидно, что для восполнения нехватки инвестиций в инфраструктуру и обеспечения роста экономики только бюджетных средств недостаточно. Важно максимально вовлекать частных инвесторов, в том числе иностранных, в реализацию инфраструктурных проектов, выстраивая модели распределения рисков, в том числе с точки зрения возможности эффективно управлять ими.

Речь может идти и о переходе от привычных бюджетных сценариев реализации проектов к активному привлечению частных инвестиций. В качестве инструментария рассматриваем замещение прямого бюджетного финансирования на инструменты ГЧП, концессии, использование моделей лизинга, структурирование проектов в рамках недавно принятого закона о СЗПК[1]. Все это позволяет повысить количество и эффективность запускаемых проектов при сохранении или даже снижении объемов бюджетных расходов.

Зачастую ВЭБ осуществляет функции оператора проектов, и мы нередко выступаем в такой роли и организуем вокруг себя всех участников проекта с целью повышения его качества. Наша задача — чтобы создаваемые инфраструктурные объекты были на принципиально новом, высоком уровне: они должны быть спроектированы с учетом всех современных требований, построены из экологических и инновационных, желательно произведенных на территории России материалов, оснащены новейшим оборудованием. И наконец, услуги, которые будут оказаны гражданину в рамках созданного объекта, тоже должны быть на высочайшем уровне. Это в конечном итоге положительно влияет и на устойчивость проекта, и на возможность максимизации социально-экономических эффектов.

— Как проекты появляются в вашем портфеле?

— Основным мейнстримом портфеля ВЭБ.РФ сейчас являются проекты в сфере городской экономики. Причем речь идет не только о развитии инфраструктуры — мы представляем город как масштабную систему, где все продумано до мелочей: начиная от комфортного, экологичного общественного транспорта, остановок и социальных объектов, размещенных в нужном месте, до возможности создания новых бизнесов, в первую очередь малого и среднего.

Конечно, если мы говорим о развитии инфраструктуры, то у нас в портфеле не только «городские» проекты. Как я уже сказала, сегодня свое внимание мы сосредоточили на реализации национальных проектов. Соответственно, в каких сферах сформированы национальные цели и задачи, туда и заходит ВЭБ.РФ: транспорт, экология, здравоохранение, образование. Часть проектов мы инициируем сами: определяем территории, где они нужны, привлекаем инвесторов, но много проектов приходит извне — их предлагают сами инвесторы.

В каких сферах сформированы национальные цели, туда и заходит ВЭБ.РФ: транспорт, экология, здравоохранение, образование

Безусловно, также в фокусе промышленность и инновации. Особое внимание уделяем новым производствам с высокой добавленной стоимостью.

— Светлана Викторовна, как правительство задействовало ВЭБ.РФ для восстановления экономики и реализации антикризисных мер?

— Как я уже отметила ранее, у ВЭБ много ролей, и в период реализации антикризисных мер востребованной оказалась каждая из них. Ключевыми антикризисными мерами, реализуемыми ВЭБ как финансирующей организацией, стали поручительства. Одновременно экспертные и методологические компетенции ВЭБ как агента Правительства РФ стали необходимы при предоставлении мер государственной поддержки.

В период пандемии компании (особенно малый и средний бизнес) испытали серьезные финансовые трудности — произошло ухудшение финансовых показателей компаний, соответственно, им потребовалась поддержка. Однако банкам сложно кредитовать предприятия при ухудшении их кредитного качества, и мы предоставляли таким компаниям поручительства. ВЭБ.РФ полностью выполнил правительственную программу поручительств, которая позволила сохранить работу и зарплату более пяти миллионам граждан. Совокупный объем поручительств составил 500 миллиардов рублей. Кредитные организации (40 банков, большинство — региональные) предоставили предприятиям больше 250 тысяч займов.

При реализации программы льготного кредитования системообразующих предприятий ВЭБ выступает уже в качестве агента Правительства РФ. Соответствующее соглашение подписано с Минэкономразвития России. Программа помогает сделать кредиты для организаций более доступными за счет более низких ставок, а для этого необходимо возмещать коммерческим банкам недополученные доходы. На сегодняшний день уже более 300 предприятий получили кредиты на льготных условиях, что позволило им не приостанавливать свою деятельность и сохранить численность рабочих мест на докризисном уровне.

Минэкономразвития также подключило ВЭБ к оценке системообразующих предприятий при предоставлении им государственной поддержки. В ряде европейских стран правительства приняли решение просто раздавать деньги. Это была быстрая мера, насколько эффективная, сказать трудно. Российская Федерация пошла по другому пути: решено было действовать быстро, но предоставлять антикризисные меры государственной поддержки только тем компаниям, кто реально пострадал в результате кризиса, а не тем, чье ухудшение финансового положения просто совпало с кризисом и пандемией и является следствием плохого менеджмента. ВЭБ тут выступил основным экспертом. Мы проводим экспертизу системообразующих предприятий на предмет их финансовой устойчивости, причин возникновения трудностей, анализируем планы по преодолению кризиса.

— Что ВЭБ может предложить регионам и городам?

— Сейчас у нас проходит большая программа по подготовке управленческих кадров для крупных городов России. Ее основная цель — сформировать команды управленцев, владеющие передовыми практиками и знаниями в сфере городского менеджмента. Чтобы команды научились видеть свой город системно, а не решали задачи точечно.

Кроме того, ВЭБ запустил антикризисный акселератор ГЧП-проектов. Мы предложили всем регионам, которые не хотят сворачивать свои инвестиционные программы, поддержать запуск проектов ГЧП. Понятно, что у всех субъектов РФ были большие планы по концессионным проектам и по ГЧП. Когда начался кризис, регионы стали перераспределять средства бюджета в пользу социальной сферы, а инвестиционные расходы ушли на второй план. А ведь именно инфраструктурные расходы тащат экономику. Для регионов, которые не желают снижать свою активность по государственно-частному партнерству, мы на базе платформы поддержки инфраструктурных проектов «РОСИНФРА» организовали цифровые сервисы по экспертизе проектов и обучению кадров. Соответствующие предложения мы разослали губернаторам, за помощью обратились 54 региона. Признаться, мы не ожидали, что будет такой отклик.

Платформа «РОСИНФРА» содержит данные по 4000 проектов ГЧП и концессий, которые на сегодняшний день реализуются в РФ

Далее мы взяли весь пул поступивших к нам проектов ГЧП, разделили их по стадиям готовности. Тем проектам, которые были совсем на начальной стадии, мы помогли сделать экспертизу и дали рекомендации по доработке. Проектам в высокой степени готовности помогаем найти инвесторов и привлечь финансирование.

9.jpg

Эта программа работает и сегодня, причем мы дополняем ее новыми сервисами. На платформе «РОСИНФРА» запускаем новый модуль — цифровой проектный офис. Благодаря ему все взаимодействие по доработке проектных инициатив будет происходить в онлайн-формате. Например, если у региона возникли правовые вопросы, им нужно, допустим, правильно подготовить нормативные правовые акты, с тем чтобы запустить концессию, то они смогут через проектный офис подключить к решению этой задачи компетентных юристов. Если нужно посмотреть корректность расчета финансовой модели и мер господдержки, то на помощь придут финансисты. Также непосредственно через этот сервис можно будет искать инвесторов и партнеров для запуска проекта.

Даже если регионы не хотят обращаться к нам за прямой помощью, они могут внутри платформы найти много информации, которая поможет им успешно реализовать проект. Есть удачные концессионные проекты, есть не очень. Вся эта информация содержится на платформе. Региональный министр экономики может просто взять примеры успешных концессий в соседнем регионе и применить их у себя.

Естественно, ключевой задачей является привлечение финансирования в проекты. Если это проекты капиталоемкие, то финансировать проекты может ВЭБ.РФ, в том числе с участием финансовых партнеров. Если проекты небольшие, не относятся к мандату ВЭБа, то мы можем полностью передать такие проекты для финансирования в коммерческие банки.

— В программу по поддержке проектов ГЧП могут сейчас войти новые регионы?

— Конечно, могут. Мы не отказали никому, просто некоторые регионы не считают возможным начинать новые истории. Есть активные территории, а есть не очень. Те 54 региона, которые к нам обратились, действительно хотят что-то изменить. Другие добегут до нас тоже, но им нужно чуть больше времени для толчка.

— Светлана Викторовна, ВЭБ инициировал создание национальной системы оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов. Какова ее главная цель?

— Когда мы говорим о качественной инфраструктуре и инвестициях в нее, мы понимаем, что у всех стран должны быть одинаковые правила игры на этом поле. Это поможет инвесторам ориентироваться в любой экономике, не важно, Китай это, Россия, Бразилия или США. Это первое. Второе. Во всем мире, и в России в частности, ключевым лозунгом (в хорошем смысле) стало устойчивое развитие. Сегодня мы видим, что экологическая составляющая, социальные эффекты выходят на передний план. Бизнес уже не говорит только о доходности. Это даже как-то стыдно. Если ты не учитываешь всех указанных аспектов, то становишься персоной нон-грата, с тобой никто не захочет иметь дело. Очень важным элементом устойчивого развития является качественная инфраструктура.

2019 год стал знаковым — 29 июня лидеры стран G20 в рамках Осакской декларации одобрили принципы качественных инфраструктурных инвестиций, которые должны быть внедрены на национальном уровне во всех странах — участницах G20.

ВЭБ.РФ, как институт развития, занялся имплементацией этих принципов в национальное законодательство. Первое, что нужно было сделать, — разработать методику оценки качества инфраструктурных проектов. Эта задача была выполнена в прошлом году. Сейчас методика готова, и с января мы начали ее тестировать. Работа ведется совместно с Национальным центром ГЧП и крупной американской инжиниринговой компанией AECOM, а координирует процесс непосредственно Минфин России.

В основу нашей методики легли известные мировые практики — американская, английская и австралийская. Из них мы позаимствовали все самое лучшее и перспективное, адаптировав под российскую действительность. Процесс разработки был абсолютно прозрачный и открытый. Мы предложили всем участникам рынка (ключевым банкам, консультантам и экспертам в сферах экологии, качества жизни, экономики и финансов, российским рейтинговым агентствам и многим другим) подключиться к этой работе. Каждый модуль методологии согласовывали практически со всем рынком. Было отработано колоссальное количество предложений, замечаний, проведено большое количество площадок для общего обсуждения документа.

В результате мы создали методику, которая поможет оценить риски и перспективы инфраструктурных проектов. Ее использование добровольное — это важный аспект, поскольку если бизнесу спустить что-то обязательное, то непременно возникнет отторжение. Мы хотим, чтобы оценка инфраструктурных проектов стала культурой поведения. Вот, к примеру, любая страна или корпорация для выпуска евробондов должна иметь рейтинг, чтобы ее бумаги были интересны инвестору. Есть закон, где установлена такая обязанность? Конечно нет. Это мировая практика, финансовый рынок, культура, если хотите, установила такой порядок. В сфере инфраструктурных проектов должно быть точно так же. Инвестор, который заходит в проект, должен понимать, какой рейтинг у этого проекта.

10.jpg

Мы хотим, чтобы инфраструктура стала активом, чтобы инвестор, вкладывая деньги в проект, был уверен, что не потеряет их. Ведь инфраструктурные проекты могут сегодня успешно начаться, а завтра печально закончиться. Например, дорога, в строительство которой вы вложили деньги, проходит через лесополосу, где обитают редкие животные. Местное население выступило в их защиту и вышло на митинги с требованием отменить строительство дороги. Все, на этом либо проект заканчивается, либо колоссально увеличивается его бюджет, чтобы решить возникшую проблему, изменив параметры проекта. Наша методика позволяет такие риски просчитать заранее. С января по июнь текущего года мы будем пилотировать нашу методику на трех проектах.

— Какие проекты будут участвовать в пилоте?

— Первый проект — это строительство нового выезда из Уфы на автодорогу М-5 «Урал», причем ВЭБ в синдикате с ВТБ выступает в качестве кредитора этого проекта через фабрику проектного финансирования. Еще один проект — строительство по концессии экотехнопарка в Калининградской области, в рамках которого будет создана современная система обращения с отходами. Третий проект с возможным привлечением международного займа (речь идет об Азиатском банке инфраструктурных инвестиций — АБИИ). Средства банка пойдут на реконструкцию автодороги А-181 «Скандинавия». Дорожные проекты — капиталоемкие, порядка 25–30 миллиардов рублей каждый. Все проекты интересные и позволят протестировать нашу методику на разных стадиях их готовности.

— Через полгода вы планируете запустить методику оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов в широкое пользование?

— Да. За эти полгода мы должны докрутить методику. Мы верим в качество нашей работы, но все равно хотим убедиться, что все функционирует корректно. Также нам предстоит большая работа с ОЭСР. Очень важно, чтобы методика была принята не только национальным рынком, но и международным. Для этого такие банки, как АБИИ, должны поучаствовать в сертификации, и желательно, чтобы уважаемые во всем мире международные организации тоже сказали, что российская методика соответствует лучшим мировым практикам. В этой работе нас очень поддерживает Всемирный банк, который объявил, что готов рассматривать возможность тиражирования нашей методологии на другие страны Евразии. Несмотря на пандемию, в прошлом году мы также провели много международных встреч, конференций, где презентовали нашу методику.

11.jpg

— Кто должен проходить эту оценку?

— Конечно, в первую очередь мы понимаем, что эта система направлена на частных инвесторов, которые еще на этапе инициирования должны быть заинтересованы во внедрении принципов устойчивости в свои проекты. Помимо того, что это застрахует проекты от множества рисков, связанных со строительством и эксплуатацией объектов, мы считаем, что со временем, по опыту зарубежных стран, прохождение сертификации станет существенным фактором для получения льготного, в том числе зарубежного, финансирования.

При этом системой может пользоваться не только частный инвестор или инициатор проекта, но и государство. Почему аналогичная система в США заслужила такое высокое доверие? В первую очередь потому, что ее стали использовать государственные структуры, в том числе для создания качественной транспортной и социальной инфраструктуры. Государству очень важно оценивать свои проекты на предмет их качества, причем не только экологического, социального, сейсмического, а и управленческого, экономического. Насколько правильно рассчитаны меры господдержки, какой будет экономический, социальный, бюджетный эффект.

Мы готовы пропилотировать пару проектов с бюджетными инвестициями и показать, как работает система и сколько бюджетных эффектов она может принести.

— ВЭБ совместно с Минфином России работал над методологией проектов социального воздействия. Что это за механизм?

— Это уникальная история, которая родилась внутри ВЭБ и которую мы совместно с Министерством финансов воплощаем в жизнь. В мировой практике есть один эффективный инструмент импакт-инвестирования, называется SIB (social impact bond — облигации социального воздействия). В России такой механизм мы назвали проектами социального воздействия. Они дают возможность привлекать дополнительные источники финансирования и при этом минимизировать риски неэффективного расходования бюджета для государственного заказчика.

Проще говоря, частный инвестор приходит в проект со своими деньгами, а государство обещает возместить ему все затраты, но только при условии достижения определенных измеримых результатов. Например, в случае с проектами в сфере образования таким результатом может быть повышение общей успеваемости. Чем хорош этот инструмент? Он заводит на рынок новых профессиональных игроков и повышает качество расходования бюджетных средств.

— На практике этот инструмент уже апробирован?

— Мы понимали, что если не разработаем для регионов необходимую нормативную базу, то не сдвинем это дело с мертвой точки. В ноябре 2019 года было утверждено постановление о пилотной апробации проектов социального воздействия. Но финансовый кризис и пандемия сильно повлияли на наши планы. Главам регионов в 2020 году было не до инновационных инструментов. Тем не менее мы решили работу не замораживать, а посвятить это время обучению. Весь 2020 год мы совместно с Минфином России проводили большие обучающие программы в федеральных округах. Мы сделали несколько типовых проектов в разных социальных сферах, структурировали их и предложили регионам. И надо сказать — не зря. Сегодня к проекту готовы подключиться ряд регионов России. Они находятся в высокой степени готовности: созданы рабочие группы, сформирована нормативная база, определены направления.

Первый пилотный проект социального воздействия мы запустили в Хангаласском улусе Республики Саха (Якутия), и направлен он на повышение образовательных результатов учащихся. В проекте задействовано 27 школ, пять тысяч детей, около тысячи учителей. Осуществляем проект совместно с Институтом образования Высшей школы экономики. Учебные программы дополняются новыми современными онлайн-модулями. Кстати, этот проект очень помог в пандемию. Дети уже привыкли, что часть программы велась с использованием современных подходов, поэтому дистанционка их не испугала.

В рамках проекта ведется работа с родителями и с учителями. Для последних ВШЭ проводит курсы повышения квалификации. Этим проектом мы смогли охватить все категории учащихся. Интегрированный показатель, разработанный нами, показывает рост успеваемости по каждой категории детей, даже по олимпиадникам. Проект рассчитан на три года, и его стоимость 60 миллионов рублей.

Уже в феврале 2021 года стартуют еще два проекта социального воздействия, на этот раз в Приморском крае. Это проекты в сферах социальной защиты населения и здравоохранения. Они затронут уязвимые категории граждан, проживающих на территории десяти муниципальных образований Приморья.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА



[1] Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 69‑ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации».


Поделиться