Версия для печати 1260 Материалы по теме
Бюджет-2021: дефицитный, но сбалансированный

Впервые за последние несколько лет федеральный бюджет дефицитный. Падение цен на нефть, ограничения, связанные с пандемией, экономический локдаун, меры поддержки экономики страны, граждан привели к дефициту в 2,8 триллиона рублей. О том, как шла работа над главным финансовым документом страны, мы поговорили с первым заместителем председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Еленой Алексеевной ПЕРМИНОВОЙ.

— Елена Алексеевна, бюджет на 2021 год и плановый период верстался в ситуации далеко не типичной. Как, на ваш взгляд, она сказалась на главном финансовом документе? Как бы вы охарактеризовали тот бюджет, который в итоге принят?

— Бюджет на 2021 год и плановый период действительно верстался в очень сложных условиях. Мы не раз переживали различные экономические кризисы, но в минувшем году ситуация усугубилась в связи с распространением коронавирусной инфекции по всему миру и в нашей стране. Несмотря на непростую обстановку, Правительство РФ в тесном контакте с парламентариями четко отработало бюджет текущего и планового периода.

В начале октября в Совете Федерации прошло нулевое чтение проекта бюджета, на котором мы высказывали все наши опасения, предложения министру финансов Антону Германовичу Силуанову. Часть наших предложений Минфином России была услышана и отработана в проекте закона о бюджете. Во втором чтении мы, естественно, еще более детально рассматривали все параметры бюджета по расходам. Несмотря на то что бюджет на все три года сформирован с дефицитом, чего уже давно у нас не было, он, на мой взгляд, все равно выдержан и сбалансирован.

Мы понимаем, что подушка безопасности в Российской Федерации есть, поэтому дефицит не столь страшен. Главное — все основные мероприятия, все поручения, которые вытекали из Послания Президента РФ Федеральному собранию, нашли отражение в действующем бюджете. Напомню, Владимир Владимирович Путин озвучил беспрецедентные меры поддержки семей с детьми, граждан, потерявших работу, сферы здравоохранения, малого и среднего бизнеса и так далее. Повторюсь, что все основные поручения президента и основные вызовы, которые стоят перед нашей страной, нашли поддержку в бюджете и полностью предусмотрены в расходах.

— Можно ли бюджет 2021 года назвать бюджетом развития, или он больше социально направленный?

— Я считаю, что бюджет 2021 года и планового периода не только социально направленный. Он содержит те механизмы поддержки, которые будут способствовать выходу экономики нашей страны из кризиса и ее развитию. Одним словом, главный финансовый документ является бюджетом развития. В нем предусмотрены очень серьезные меры поддержки для малого и среднего бизнеса, которые помогут ему выжить в этих условиях, не сокращать рабочие места, дадут импульс для развития.

В бюджете заложена существенная инвестиционная составляющая. Будут продолжены стройки. Особенно это актуально для сферы здравоохранения. Как показала жизнь, нам нужно кардинально заниматься здравоохранением. В бюджете запланированы средства на финансирование строительства инфекционных поликлиник и больниц, детских поликлиник и тому подобное.

Стоит заметить, что прошлом году на здравоохранение был направлен беспрецедентный объем средств — более 1 триллиона рублей. Для сравнения: в 2019 году было направлено 713 миллиардов рублей. Так увеличить финансирование заставила пандемия. Нам пришлось развертывать новые госпитали, увеличивать коечный фонд, обеспечивать дополнительные выплаты врачам, работающим с ковидными больными, по поручению президента осуществляется поддержка студентов-медиков, больные получают бесплатные лекарства. Вот на все это пошла такая огромная сумма. В бюджете 2021 года на эти цели в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения» заложено более 960 миллиардов рублей. Открытые в прошлом году госпитали, поликлиники — уже хороший задел на текущий год. Инфраструктура есть и функционирует, поэтому таких средств уже не надо будет вкладывать.

В текущем году для регионов заработает очень объемная программа модернизации первичного звена службы здоровья. Она должна была стартовать с 1 июля прошлого года, но из-за пандемии правительство решило сдвинуть срок на полгода. На финансирование программы в текущем году предусмотрено 90 миллиардов рублей. Она рассчитана на пять лет с объемом финансирования 450 миллиардов рублей.

13.jpg

14.jpg

— Какие мероприятия запланированы в рамках этой программы?

— Развитие первичного звена — это прежде всего строительство новых ФАПов, поликлиник, оснащение их современным оборудованием, модернизация и ремонт существующих поликлиник. Особенно модернизация первичного звена важна для сельской местности, где не хватает фельдшерских акушерских пунктов, медперсонала. Да и проблема кадров и вопросы поддержки медицинских работников также будут решаться в рамках данной программы.

— Елена Алексеевна, после первого чтения от депутатов и сенаторов поступило 876 поправок в проект бюджета. Вносил ли ваш комитет какие-либо предложения и учтены ли они?

— Да, в этом году, как никогда, было очень много поправок. Вы назвали 876 — это только те, которые рассматривали. Всего свыше тысячи, но не все они дошли до рассмотрения. Основная доля корректировок — более 500 — это правительственные поправки, и касались они в основном распределения резервов. Обычная практика, когда ко второму чтению по регионам распределяют дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, на сбалансированность бюджетов, все субсидии и субвенции. В связи с этим возникает очень много поправок.

Что касается сенаторских предложений, то они идут непосредственно от нашего комитета. Было много поправок от заместителя председателя СФ Николая Андреевича Журавлева, председателя комитета Анатолия Дмитриевича Артамонова, первого заместителя председателя СФ Андрея Владимировича Турчака. Их предложения касались увеличения финансирования, в том числе таких направлений, как субсидирование воздушных перевозок (было добавлено 2 миллиарда рублей), содержание и ремонт детских школ искусств, сельских клубов, библиотек.

Важное предложение на нулевом чтении бюджета озвучила председатель СФ Валентина Ивановна Матвиенко. Оно касалось ликвидации цифрового неравенства. Как известно, в России была разработана программа «Устранение цифрового неравенства», в рамках которой «Ростелеком» должен обеспечить доступ к интернету и мобильной связи в самых дальних населенных пунктах страны. Однако из-за пандемии в период планирования бюджета на 2021 год сумма финансирования данного направления была секвестирована. Совет Федерации добился, что во втором чтении на устранение цифрового неравенства было дополнительно заложено в бюджет на 2021 год 7,5 миллиарда рублей. Мы очень рады, что эта поправка прошла. Согласитесь, о каком переходе на цифровую экономику можно говорить в то время, когда где-то нет даже телефонной мобильной связи. О какой телемедицине может идти речь, когда в тысячах населенных пунктов нет не то что скоростного интернета, а вообще никакого? О каком дистанционном образовании детей можно дискутировать, когда большое количество семей не имеют доступа к интернету?

В Совете Федерации я представляю Курганскую область. Как и в других российских регионах, у нас еще много населенных пунктов, где нет ни сотовой связи, ни интернета. Поэтому сокращение финансирования развития связи на территории Российской Федерации из-за ситуации с пандемией означало, что цифровое неравенство в ближайшие годы не будет ликвидировано. Однако поправки прошли, и это одна из важных наших побед.

— Удалось ли пандемии отвлечь внимание от реализации национальных проектов, государственных программ? Как они будут финансироваться в текущем году?

— Национальные проекты по-прежнему остаются центром притяжения внимания и ресурсов. Но сложный 2020 год показал, что нацпроектам нужна некоторая перенастройка. Были внесены коррективы, которые позволят наладить более конструктивное взаимодействие между регионами и федеральными министерствами. Также существенно скорректированы цели, которые должны быть достигнуты по результатам реализации нацпроектов. Все это нашло отражение в бюджете текущего года.

Совет Федерации добился, что во втором чтении на устранение цифрового неравенства было дополнительно заложено в бюджет на 2021 год 7,5 миллиарда рублей

Что касается финансирования, то на реализацию нацпроектов в 2021 году предусмотрено порядка 2,2 триллиона рублей, а всего на три года — 7,4 триллиона рублей. На действующие государственные программы — их более 40 — в бюджете на три года предусмотрено более 51 миллиарда рублей.

— В последнее время много говорилось о том, что нацпроекты не соотносятся с потребностями регионов, не выдерживается уровень финансирования со стороны Федерации. Перенастройка нацпроектов скорректировала это?

— Да, конечно. С регионами отработали все вопросы, связанные с нацпроектами. До 31 декабря должны быть подписаны новые соглашения с субъектами РФ, в которых обозначены конкретные цели, задачи, на достижение и выполнение которых и будет предоставлен реальный объем финансирования.

В декабре мы встречались с первым заместителем министра финансов Леонидом Владимировичем Горниным и обсуждали вопрос об уровне софинансирования. Нас очень беспокоит информация, поступающая от субъектов РФ, о том, что некоторые федеральные министерства не выдерживают установленный уровень финансирования. Была достигнута договоренность о том, что в феврале наш комитет проанализирует, как подписаны соглашения на текущий год, как выдерживается уровень софинансирования. Если будут выявлены отклонения, то мы детально все рассмотрим, проработаем и подготовим соответствующий обзор на имя премьер-министра с конкретными предложениями по исправлению ситуации. Анализ будем проводить по всем министерствам, по всем межбюджетным трансфертам.

— Какая сегодня ситуация в регионах? На ваш взгляд, предусмотрен достаточный объем для финансовой помощи регионам в текущем году?

15.jpg


— В прошлом году региональные бюджеты испытывали очень серьезную нагрузку. Уже по итогам десяти месяцев было много субъектов РФ с дефицитными бюджетами. Если раньше у регионов нехватка средств ощущалась только в декабре, когда они активно начинали оплачивать обязательства по выполненным контрактам, то в прошлом году денег территориям уже не хватало в середине года. До 1 июля мы имели заметное снижение поступлений по налогам на доходы физических лиц, а это, как известно, основной источник доходов всех субъектов РФ. К концу года ситуация с НДФЛ выправилась, и в декабре наблюдался рост поступлений по данному налогу в пять процентов. Серьезно просел налог на прибыль: снижение к уровню 2019 года на 15 процентов, поступления от акцизов, имущественных налогов только-только к концу 2020 года вышли на уровень 2019 года.

16.jpg

Но нужно быть справедливыми и отметить, что такой беспрецедентной помощи регионам, как в 2020 году, от федерального центра еще не было. Дополнительно в виде дотаций на сбалансированность региональных бюджетов было выделено 300 миллиардов рублей, распределено 290 миллиардов. Благодаря этой дотации многие субъекты РФ смогли компенсировать выпадающие доходы.

Надо отдать должное Правительству РФ, Министерству финансов РФ за поправки бюджетного законодательства, которые дали регионам право увеличивать размер дефицита их бюджетов, изменили сроки предоставления так называемых казначейских кредитов со 180 дней до 240 дней и условия их возврата. То есть к тем регионам, которые не смогли вернуть в 2020 году казначейские кредиты, штрафные санкции применять не будут.

Кроме этого, Министерство финансов РФ выделило в 2020 году 286 миллиардов рублей на предоставление бюджетных кредитов, чтобы субъекты РФ могли погасить часть дорогих коммерческих займов. Наш комитет всегда отстаивал мнение о том, что регионам как воздух нужны дешевые бюджетные кредиты. У субъектов РФ в структуре госдолга коммерческие кредиты составляют порядка 20 процентов. Их обслуживание отвлекает из региональных бюджетов немалые средства. К сожалению, нам не удалось реализовать норму, на которой настаивало Правительство РФ, а именно добиться, чтобы коммерческие кредиты субъектам РФ выдавали по ставке: ключевая ставка плюс один процент. Ключевая ставка у нас сейчас очень низкая (4,25), поэтому банки не пошли на это.

Что касается текущего года, то значительная поддержка региональных бюджетов сохранится. В конце прошлого года в Бюджетный кодекс внесены изменения, касающиеся экономии, полученной региональными бюджетами при реализации национальных проектов. Теперь субъекты РФ не будут ее возвращать в резервный фонд РФ. Таким образом, у территорий появился стимул более рационально использовать выделенные средства.

В бюджете 2021 года на поддержку регионов предусмотрено дополнительно 100 миллиардов рублей на дотации на сбалансированность. По сравнению с 2020 годом эта сумма не столь впечатляющая, но есть поручение Правительства РФ Минфину России четко отслеживать ситуацию в регионах и при необходимости оказывать им финансовую поддержку. Антон Германович, защищая бюджет в Совете Федерации, также заявил о том, что ситуация будет контролироваться. Общий же объем межбюджетных трансфертов в 2021 году, который планируется направить в бюджеты регионов, составит 3,05 триллиона рублей.

— С каким настроением регионы встретили новый бюджет?

— Еще в начале декабря мы провели онлайн круглый стол с регионами, практически все регионы были на связи. Обсудили с ними все принятые поправки, услышали, какие проблемы их больше всего волнуют. В частности, речь шла об изменениях, касающихся НДПИ. На наш взгляд, эта мера давно назревшая, многие годы эта реформа откладывалась, но сейчас она осуществлена. Отменен ряд льгот по экспорту нефти, отменяется пониженная ставка НДПИ для месторождений углеводородного сырья с выработанностью более 80 процентов. Все это, конечно, повлияет на налог на прибыль организаций, соответственно, серьезно пострадают бюджеты регионов-доноров. По этому поводу с Министерством финансов РФ мы достигли договоренности о том, что в течение года будем анализировать ситуацию и решать, как предотвратить сокращение на 30–40 процентов бюджетов этих субъектов РФ. Мы понимаем, что у успешных регионов будут большие проблемы, и держим ситуацию под контролем.

17.jpg

— Елена Алексеевна, в завершение разговора расскажите о планах работы комитета на 2021 год?

— В декабре мы приняли постановление Совета Федерации «О предложениях СФ по исполнению Федерального закона „О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов“». В этом документе обозначили направления нашей работы с правительством. Конечно же, в первую очередь мы будем мониторить исполнение региональных бюджетов. Для нас это направление было всегда важным, но сейчас оно сверхважное. Приняты новые законы, которые снижают налогооблагаемую базу субъектов РФ, плюс последствия пандемии и спад экономики — в такой ситуации очень важно знать, как регионы будут справляться со своими обязательствами. По итогам первого квартала проанализируем, как сработали новации, какую пользу принесли федеральному бюджету и какие выпадающие доходы получили региональные бюджеты, и вместе с федеральным центром будем думать, как балансировать ситуацию. Мы предлагаем также осуществлять мониторинг расходов регионов на лечение коронавирусной инфекции и в случае необходимости предусмотреть оказание им дополнительной финансовой помощи.

Кроме того, у нас на постоянном контроле еще одна очень больная тема — приобретение жилья для детей-сирот. На наш взгляд, ее необходимо решать комплексно: возможно, стоит не только приобретать жилье, но и предоставлять его в аренду, проработать вопрос о сохранении ранее закрепленного за детьми-сиротами жилья и тому подобное. В ближайшее время мы ждем от правительства предложения по внесению изменений в законодательство по данному вопросу.

Мы понимаем, что бюджет был секвестирован и расходы сокращены на десять процентов. В связи с этим взяли на контроль те стройки, финансирование которых сокращено в бюджете 2021 года, но которые очень важны. При появлении дополнительных доходов мы будем добиваться, чтобы в первую очередь было профинансировано строительство учреждений здравоохранения.

Вот такие вопросы будут у нас на контроле в текущем году. Ну и, конечно, мы плотно работаем с регионами, общаемся практически в ежедневном режиме, и они нам подскажут, какие вопросы должны быть в поле нашего внимания.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Поделиться