25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 1 январь 2021 — 12 января 2021

Трансформации боеспособного бюджета

Версия для печати 972 Материалы по теме
Трансформации боеспособного бюджета

О том, как на бюджетную политику региона повлияла пандемия, о предварительных итогах прошедшего года и планах на 2021 год журналу «Бюджет» рассказал министр финансов Омской области Вадим Александрович ЧЕЧЕНКО.

— Вадим Александрович, ваша оценка, как на бюджет региона в 2020 году повлиял коронавирус?

— В начале 2020 года стартовые позиции региона были весьма неплохие — мы вступили в год с бюджетом, обладающим достаточно высоким уровнем устойчивости. И это, безусловно, результат той взвешенной бюджетной политики, которую регион при поддержке Федерации вел на протяжении последних лет, в том числе в сфере управления государственным долгом.

За последние четыре года мы смогли более чем на 20 процентных пунктов снизить долговую нагрузку на бюджет. Мы ушли с критического уровня 85,3 процента на 1 января 2016 года к безопасным 64,2 процента к началу 2020 года. На протяжении последних трех лет расходы регионального бюджета росли в среднем на 10 миллиардов рублей ежегодно, и области удалось реализовать ряд мероприятий в тех направлениях, которые много лет страдали от недофинансирования. Среди них, например, ремонт школ и детских садов, обновление пассажирского транспорта.

Бюджет 2020 года мы назвали боеспособным, так как на момент утверждения проекта бюджета в нем на каждый вызов было предложено свое решение. С ухудшением экономической ситуации из-за распространения коронавируса весной 2020 года Омская область, как и все другие регионы, столкнулась со снижением темпов поступления налоговых и неналоговых доходов. Снижение это было не таким радикальным, как в большинстве субъектов РФ, но от плановых показателей, которые ставились в начале года, мы все же отклонились, и это не могло не сказаться на исполнении бюджета. Во второй половине прошлого года динамика поступлений в бюджет улучшилась, и наши самые негативные ожидания, к счастью, не оправдались. В итоге по состоянию на 1 декабря 2020 года отмечен рост поступлений по налоговым и неналоговым доходам — 102,7 процента к аналогичному периоду позапрошлого года. Хуже всего, как и в других регионах, сложилась ситуация с поступлением налога на прибыль — за 11 месяцев 2020 года 92 процента к аналогичному периоду предшествующего года.

— Пришлось ли как-то корректировать расходную часть бюджета в связи с ощутимым сокращением в первом полугодии 2020 года поступлений по налоговым и неналоговым доходам и борьбой с пандемией?

— Еще в первой половине 2020 года губернатор Омской области Александр Леонидович Бурков поставил задачу: пройти год без секвестра социально значимых расходов и расходов, связанных с реализацией национальных проектов. Нам эту задачу выполнить удалось, в том числе благодаря поступлению дотации в размере 1,1 миллиарда рублей, полученной регионом в мае на компенсацию выпадающих доходов из вышестоящего бюджета.

На протяжении года область в полном объеме исполняла все обязательства, за исключением расходов на мероприятия, отмененные в связи с пандемией. Согласно корректировке бюджета-2020, сделанной в декабре, расходы составили 125 миллиардов рублей. Прирост по расходам к уровню 2019 года значительный — свыше 30 процентов. Но, он, конечно, связан прежде всего с большим объемом дополнительных поступлений, направленных из федерального бюджета на борьбу с новой коронавирусной инфекцией и ее последствиями.

— Каким был сформирован бюджет региона на 2021 год и плановый период? Ожидается ли восстановление экономики области и как это отражено в бюджете?

— Безусловно, влияние пандемии при формировании бюджета 2021 года ощущалось. Но, несмотря на это, в бюджете на текущий год заложены темпы роста поступлений налоговых и неналоговых доходов с учетом прогнозируемого восстановления региональной экономики. Динамика предусмотрена на уровне 6,6 процента к 2020 году. Сейчас бюджет региона на 2021 год сформирован с нулевым дефицитом, доходная и расходная части сбалансированы и составляют 96,3 миллиарда рублей. При этом только первоочередные расходы бюджета по сравнению с 2020 годом увеличены уже на этапе формирования на 7,5 процента. Традиционно в феврале мы будем вносить в бюджет первые изменения, и все доходные источники, которые формируются по итогам исполнения бюджета 2020 года, мы аккумулируем и направим на дофинансирование тех расходных статей, которые нуждаются в увеличении. Будет предусмотрена в бюджете и дополнительная федеральная целевая поддержка в объеме свыше 10 миллиардов рублей — это те средства, которые распределены на регион во втором чтении бюджета РФ.

Конечно, потребность в ресурсах остается, так как растет объем социальных расходных обязательств области. От планов, которые связаны со строительством социальных объектов, регион также не отказывается и будет в полном объеме обеспечивать свою долю софинансирования. В связи с этим высоко оценили решения Президента РФ Владимира Владимировича Путина в части адаптации к кризисной ситуации ограничений по уровню долговой нагрузки регионов в рамках программы реструктуризации бюджетных кредитов. Мы рассчитываем, что это позволит нам при внесении изменений предусмотреть в параметрах бюджета текущего года дефицит.

— Как обстоят у Омской области дела с обслуживанием госдолга, удалось ли региону в 2020 году провести рефинансирование кредитного портфеля?

— Да, большой объем работы в этом направлении проведен, мы заместили ряд кредитных линий новыми кредитами, привлеченными под 5,25 процента годовых. Кроме того, в рамках реализации региональной программы заимствований в конце 2020 года область вышла на рынок ценных бумаг. Мы выпустили облигации на общую сумму 5 миллиардов рублей сроком обращения на пять лет. Ставка первого купона облигаций по итогам приема заявок была установлена в размере 6,45 процента годовых при первоначальном ориентире доходности по купону на уровне 6,65–6,85 процента.

В целом уверен, что в новом бюджетном году сложностей с обслуживанием государственного долга региона мы испытывать не будем. Более того, с учетом применения механизмов ликвидности единого счета бюджета область традиционно сможет добиться существенной экономии расходов на обслуживание госдолга.

— Как расставлены приоритеты в расходах бюджета области на 2021 год?

— В приоритете, безусловно, остается социальная поддержка населения, выполнение таких ключевых обязательств региона, как формирование фонда оплаты труда бюджетников и регионального дорожного фонда, взносы в Фонд обязательного медицинского страхования на неработающее население. Также в бюджете субъекта предусмотрен существенный объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Понимаем мы и важность финансирования здравоохранения, которое в 2020 году приняло на себя мощный удар. Очевидно, что эта отрасль и в 2021 году также останется в фокусе внимания региональных властей.

Губернатор Омской области также поставил задачу обеспечить в полном объеме выполнение запланированных мероприятий национальных проектов. С учетом федеральной поддержки в утвержденном бюджете-2021 на эти цели предусмотрено 18 миллиардов рублей, что составляет порядка 19 процентов от общего объема расходов. Основные направления — это дорожная деятельность, строительство школ и детских садов, финансовая поддержка семей с детьми.

Конечно, год ожидается непростой как с точки зрения исполнения плана по доходам, так и с точки зрения необходимости обеспечить максимальную эффективность расходования бюджетных средств. По каждому из этих направлений главой области сформированы конкретные поручения органам исполнительной власти региона.

С учетом федеральной поддержки в утвержденном областном бюджете-2021 на реализацию запланированных мероприятий нацпроектов предусмотрено 18 миллиардов рублей

— Новый формат работы, связанный с удаленным режимом, а также с необходимостью оперативно проводить те или иные финансовые решения, как-то отразился на функционировании региональной финансовой системы?

— В целом темп работы, который на протяжении года задавала Федерация, был очень высоким. С одной стороны, необходимо было оперативно обеспечивать внесение в федеральное законодательство изменений, связанных с упрощением ряда процедур и норм бюджетного законодательства. С другой — высокого уровня оперативности достигла реализация решений по предоставлению целевых ресурсов на борьбу с пандемией и ее последствиями.

Решения, принятые на уровне Президента России и Правительства РФ, Министерство финансов РФ реализовывало в считаные дни, а иногда и часы. Регионам приходилось соответствовать, и финансовый орган ощутил это на себе в полной мере. Не без гордости могу сказать, что мы при этом и сами не испытали особых сложностей, и не создали их коллегам. В Омской области на протяжении многих лет функционирует единая система управления финансами и бюджетного учета. Комплексная автоматизация бюджетного процесса в нашем регионе была начата еще в 2006 году, мы тогда выступали одними из первопроходцев. Другими словами, достигнутая отлаженность всех процессов позволила нам без каких-либо проблем пройти этот непростой период.

Добавлю, что в соответствии с требованиями федерального законодательства процессы централизации в учетной политике региона продолжаются. Все это — та работа, которую мы ведем непрерывно, и результаты, я считаю, достигнуты нами вполне достойные.

— С какими надеждами и ожиданиями лично вы начали новый год?

— Основные надежды и ожидания связаны, как и у всех, наверное, с тем, что все мы будем в новом году здоровы. 2020 год заставил нас многое переосмыслить и переоценить, расставить приоритеты. Искренне желаю всем коллегам и редакции журнала «Бюджет», чтобы в наступившем году всем нам удалось реализовать отложенные планы, чтобы было меньше поводов для беспокойства за родных и близких людей, а возможностей для саморазвития и самосовершенствования больше и больше пространства для новых достижений в профессиональной деятельности.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно