С наступлением коронавируса Счетная палата
не потеряла ни дня рабочего графика благодаря заранее предпринятым мерам по цифровизации деятельности ведомства. О том, что именно было сделано и какие задачи еще предстоит решить в процессе цифровой трансформации ведомства, рассказывает Светлана Юрьевна ОРЛОВА, аудитор Счетной палаты Российской Федерации[1].
— Светлана Юрьевна, расскажите о работе Счетной палаты, связанной с внедрением в ведомстве новых информационно-технологических подходов? Какие проекты реализуются сейчас или уже реализованы Счетной палатой в сфере регионального развития и ЖКХ в рамках цифровизации?
— Я процитирую Алексея Леонидовича Кудрина, председателя Счетной палаты РФ, который ранее ответил на этот вопрос в интервью ТАСС: «В плане цифровизации можно смело сказать, что у нас произошел серьезный прорыв. Мы его планировали с конца 2018 года, когда был создан Департамент цифровой трансформации, подготовлена концепция цифровизации Счетной палаты, запущены первые пилотные проекты. Но так получилось, что карантин заставил нас ускориться».
Понятие «цифровизация» широкое и емкое, оно включает в себя одновременно и цифровую трансформацию непосредственно процессов нашей операционной деятельности, и содействие цифровой трансформации, построенной на основе результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в целом всей системы госуправления. Отдельная очень важная тема — открытость государственных информационных систем, служащих основой получения данных для принятия правильных управленческих решений. В этом году Счетная палата опубликовала доклад, в котором дала оценку открытости соответствующих систем. Среди выявленных недостатков были названы: невысокое качество систем, неактуальность данных в них, и главное — значительная часть данных в этих системах не открыта.
В текущем году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции цифровая инфраструктура ведомства и дистанционные методы аудита прошли внезапный стресс-тест. Счетная палата не потеряла ни дня благодаря возможности удаленной работы. Отлично себя показали методы дистанционного аудита как в рамках тематических мероприятий, так и в рамках комплекса мер по проверке исполнения федерального бюджета за 2019 год.
— Расскажите подробнее, благодаря чему удалось быстро обеспечить инспекторам Счетной палаты доступ к работе?
— В основном нам это позволило сделать наличие информационно-аналитической системы удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля). Она обеспечивает доступ к информационным системам объектов контроля, сбор и обработку данных, автоматизированное выявление ряда нарушений. Также свою роль сыграла и автоматизированная информационная система «Единая проектная среда». Если коротко, то она обеспечивает автоматизированный сбор информации от объектов контроля на основе запросов и построение на их основе аналитики. Кроме того, у нас функционирует система электронного документооборота, поэтому переход на удаленный формат мы смогли осуществить быстро и слаженно.
— Какие задачи цифровой трансформации процессов стоят перед возглавляемым вами направлением деятельности?
— Из главного — мы планируем в 2021 году автоматизировать процесс подготовки оперативной информации о ходе исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ в рамках создания оперативного доклада о ходе исполнения федерального бюджета. Включая и визуализацию данных.
— Продолжая тему содействия цифровой трансформации системы госуправления, имеет смысл вспомнить тот факт, что осенью 2019 года Счетная палата РФ выступила с инициативой создания государственной информационной платформы, на которой должны аккумулироваться данные по объектам незавершенного строительства. Как сюжет развивался дальше, что-то удалось сделать?
— В 2019 году с участием коллег из региональных контрольно-счетных палат мы провели масштабное мероприятие. На нем мы проанализировали сложившуюся в стране ситуацию с незавершенным строительством, причем как на федеральном, так и на региональном уровне. Благодаря этой совместной работе стало очевидно, что отдельные федеральные органы исполнительной власти самостоятельно прорабатывают вопрос идентификаторов объектов капитального строительства для использования в различных информационных системах, но эта работа не имеет единоначалия.
В этой связи мы предложили правительству внедрить во все государственные информационные системы единый уникальный идентификационный номер для каждого объекта капитального строительства (объекта незавершенного строительства), который не подлежит изменению на протяжении всего жизненного цикла объекта. Кроме того, рекомендовали создать агрегатор, позволяющий на основании уникального идентификационного номера получать данные об объекте капитального строительства из различных информационных систем — бюджетного планирования, ФАИП, Единого госреестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ), систем Росимущества и Росреестра и других — на всех этапах жизненного цикла объекта (проектирование, создание, эксплуатация, вывод из эксплуатации и другие). Реализация нашего предложения способствовала бы существенному повышению эффективности государственного управления, в том числе государственного планирования.
Но это, как и некоторые другие наши системные предложения, направленные на сокращение незавершенного строительства, к сожалению, остается пока нереализованным. Еще в январе текущего года разработанный Правительством Российской Федерации на основании системных предложений Счетной палаты план мероприятий (дорожная карта) по сокращению объема и количества объектов незавершенного строительства до настоящего времени не утвержден.
Для информирования общественности о ходе решения задачи снижения незавершенного строительства в 2019 году в открытом доступе на сайте Счетной палаты размещен информационный ресурс «Мониторинг незавершенного строительства». В нем содержится информация о незавершенном строительстве на федеральном и региональном уровнях. 1 июня 2020 года на указанной информационной панели данные были актуализированы — мы разместили сведения за 2019 год.
В 2020 году Счетная палата занималась модернизацией этого ресурса и в начале 2021 года планирует запустить сервис пообъектного контроля объектов незавершенного строительства (включая паспорт объекта, фотографии и месторасположение) в России. Надеюсь, что открытость этих данных станет стимулом для принятия на всех уровнях власти эффективных управленческих решений, направленных на сокращение брошенных объектов и долгостроя, повышение результативности госинвестиций, в том числе в рамках реализации национальных проектов.
— Для эффективного достижения приоритетов развития страны необходим открытый диалог между представителями федеральных и региональных органов власти, экспертами. Счетная палата ведь активно участвует в такого рода взаимодействии?
— Разумеется. Например, в феврале 2020 года мы в рамках организованной Счетной палатой стратегической сессии обсудили вопросы развития Северо-Кавказского федерального округа. Значительная часть их была посвящена вопросам цифровизации.
Максут Игоревич Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, рассказал об участии регионов в реализации нацпрограммы «Цифровая экономика Российской Федерации». Мария Сергеевна Шклярук, научный руководитель Центра подготовки руководителей цифровой трансформации РАНХиГС, выступила с докладом о цифровой трансформации в госуправлении, затронула вопросы подготовки соответствующих кадров. Максим Алексеевич Еременко, главный исследователь данных Сбербанка России, поделился опытом использования технологий работы с данными и искусственного интеллекта. Это своего рода учеба для всех нас.
— Как в процессе цифровой трансформации меняется характер и методы работы Счетной палаты?
— В Счетной палате сейчас происходит активный процесс вовлечения, в первую очередь инспекторского состава, в работу с большими данными и современными техническими средствами, предназначенными для аналитической работы. Наш профильный департамент занимается созданием «озера» данных и рабочего места «цифрового инспектора».
Ключевой фактор успеха любого процесса трансформации — его поддержка на уровне как высшего руководства, так и среднего звена. Поддержка высшего руководства обозначена в стратегии развития Счетной палаты до 2024 года, а вот полной поддержки на уровне инспекторского состава нужно еще добиться.
Как мы видим, внедрение инноваций в жизнь происходит все быстрее и быстрее, тем более когда эти инновации приносят ощутимую выгоду. Поэтому нам необходимо донести до инспекторского состава открывающиеся перед ними благодаря современным технологиям новые возможности. Так, например, ряд наших сотрудников в 2019 году прошли обучение по программе «Руководитель цифровой трансформации (CDTO)» в Центре подготовки руководителей цифровой трансформации РАНХиГС. В 2020 году мы участвовали во внутреннем проекте по оценке цифровой зрелости структурных подразделений Счетной палаты. Проект охватывал семь ключевых блоков: оргкультура, кадры, процессы, цифровые продукты, модели, данные и инфраструктура и инструменты. По результатам оценки мы подготовили план мероприятий по повышению уровня цифровой зрелости нашего направления деятельности, реализации которого уделяем пристальное внимание.
Есть мнение, что «цифра» заменит людей. Работа инспектора Счетной палаты интеллектуальная и творческая, поэтому у нас стопроцентно это не произойдет. Новые возможности цифровизации — это лишь помощь, помощь инспекторскому составу в выполнении его рутинных задач.