Четыре года назад Узбекистан встал на путь реформирования — президент республики Ш. М. Мирзиёев утвердил стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития страны в
Ольга Анатольевна КУСРАЕВА, старший преподаватель департамента маркетинга ВШБ НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук
Справка «Бюджета»
Пять основных направлений стратегии развития Узбекистана на
1. Совершенствование системы государственного и общественного строительства. Направлено на дальнейшее усиление роли парламента при проведении демократических реформ и модернизации страны, сокращение государственного регулирования экономики, внедрение системы оказания госуслуг по принципу одного окна и пр.
2. Верховенство закона, реформирование судебно-правовой системы.
3. Развитие и либерализация экономики. В частности, поэтапное внедрение передовых рыночных механизмов валютного регулирования, формирования курса национальной валюты, обеспечивающих ее свободную конвертируемость; сокращение присутствия государства в экономике.
4. Развитие социальной сферы. Направлено в том числе на повышение заработной платы, пенсий и пособий; решение вопросов занятости населения; совершенствование системы социальной защиты и здравоохранения и пр.
5. Безопасность, религиозная толерантность и межнациональное согласие, внешняя политика. Реформы в этой сфере призваны в том числе способствовать продвижению положительного имиджа страны за рубежом.
Вектор развития Узбекистана четко определен. Уже реализовано большое число перспективных проектов, которые сформировали современное состояние страны. Эти изменения затронули не только экономику, но и социальную жизнь. И, что наиболее важно, обеспечили различные направления определенным потенциалом для дальнейшего движения вперед.
Демографический потенциал
Население Узбекистана, численность которого превышает 34 миллиона человек, представляет собой один из главных ресурсов страны. С 2000 года население страны уже увеличилось практически на 25%, стремительно растет число потенциальных работников (от 15 до 64 лет). При этом средний возраст населения в 2019 году составил 27,5 года, больше половины жителей страны — люди младше 29 лет. Важно отметить, что активные государственные кампании в последние годы целенаправленно способствовали снижению рождаемости. Поэтому число детей в возрасте до семи лет сокращается, но при этом, очевидно, наблюдается значительный рост числа подростков, что создаст дополнительный спрос на продукты и услуги, связанные с этой группой населения.
Тот факт, что возраст значительной части населения Узбекистана не превышает 29 лет, а к 2030 году средний возраст по стране составит 31 год, представляет перспективную возможность для формирования цифрового общества. Общества, которое формируется в культуре, органично связанной с новыми технологиями и разработками, цифровизацией и инновациями. Для реализации этой задачи необходимо не только повышать уровень владения цифровыми компетенциями, но и поощрять инновационные активности как внутри страны, так и в рамках участия в международных проектах.
Рост численности населения ведет к изменению торговой и инвестиционной политики как самого Узбекистана, так и окружающих его государств. Ведь чем больше численность населения, тем привлекательнее страна как рынок. И сегодня Узбекистан представляет больше возможностей, чем соседний Казахстан, хотя бы потому, что имеет большее количество потенциальных покупателей[1]. В то же время на рынок труда Узбекистана ежегодно выходит около 500 тысяч новых соискателей. При этом большая часть найма страны сосредоточена в семейных бизнесах и других малых предприятиях. Еще одна важнейшая задача заключается в поддержании соответствующих темпов создания рабочих мест. И в решении этой задачи стратегическую роль играют частные предприятия, причем как на территории Узбекистана, так и за ее пределами.
Демографическая ситуация, сложившаяся в Узбекистане, предоставляет широкие возможности для развития экономики, поскольку привлекательность страны как рынка обеспечивается большим количеством потенциальных покупателей. Причем в ближайшие годы это будет особенно актуально по части аудитории подростков. Кроме того, численность населения предоставляет потенциал для развития внутреннего и внешнего туризма. Многочисленность молодого населения страны приводит к необходимости развития образования и науки, что создает возможности для сотрудничества с иностранными образовательными системами — как государственными, так и частными. Развитие релевантного и актуального образования позволит, в свою очередь, создавать новые специальности и высокотехнологичные отрасли, формировать цифровое сообщество, а также производить продукты с более высокой добавленной стоимостью.
Инвестиционный потенциал
Исторически Узбекистан придерживался протекционистской торговой политики, но с 2017 года повышение открытости торговли стало одним из основных направлений экономических реформ. Приоритетными для страны стали диверсификация экономики и движение вверх по цепочкам создания добавленной стоимости в сторону более высокотехнологичных отраслей. Развитие этих направлений поддерживается государственными программами, направленными в том числе на модернизацию и цифровизацию предприятий реального сектора экономики.
К важным экономическим реформам, направленным на улучшение инвестиционного климата, относятся мораторий на проверку предприятий и упрощение процедур их регистрации. Правительство также снизило налоговую нагрузку на бизнес и упростило налогообложение за счет унификации и отмены некоторых платежей. Наконец, был принят закон «О противодействии коррупции», направленный на повышение прозрачности бюрократических процедур и работы госсектора в целом.
Справка «Бюджета»
Узбекистан — самое крупное и густонаселенное государство Центральной Азии. На территории 449 тысяч квадратных километров проживает более 34 миллионов человек, что составляет почти половину всего населения региона.
Российская Федерация остается для Узбекистана одним из самых значимых инвесторов, внося более 50% прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Следующим по объему идет Китай.
С точки зрения направлений инвестирования доминируют сырьевые ресурсы: почти половина всех ПИИ республики приходится на угольную, нефтяную и газовую промышленность. Экспорт Узбекистана также сконцентрирован в основном на сырьевых ресурсах, а добыча полезных ископаемых является жизненно важной отраслью. Узбекистан занимает пятое место в мире по объему экспорта хлопка и восьмое — по производству золота. На долю золота приходится 44%[2] экспорта Узбекистана в стоимостном выражении. Основным контрагентом по этому направлению является Швейцария (Швейцария перерабатывает 70% мирового годового производства золота). Новые проекты по добыче золота в республике планируют индийские и китайские компании. Узбекистан располагает также значительными месторождениями меди, вольфрама, цинка, свинца и урана. Республика следит за состоянием крупных шахт, своевременно инициирует их модернизацию. В основном это происходит за счет государственных инвестиций.
Следующими по величине экспортными секторами Узбекистана являются хлопок — хлопчатобумажная пряжа составляет 7,1% экспорта, и хлопок-сырец — 2,2%. Большую часть своего хлопка страна экспортирует в Китай и Бангладеш, где он входит в производственные цепочки компаний, производящих одежду и постельное белье. Несмотря на роль России и других европейских стран в структуре экспорта Узбекистана, Азиатско-Тихоокеанский регион является основным экспортным рынком, на который в 2018 году приходилось 38,8% всего экспорта республики. Импортные направления Узбекистана включают в себя в основном готовую продукцию, особенно машины (25%) и транспорт (12%).
Узбекистан обладает широким спектром ресурсов и является частью китайской инициативы «Новый шелковый путь». При этом географическое положение Узбекистана делает его отличным кандидатом на позицию одного из главных узлов транзитного маршрута между Китаем и Европой. При этом столь амбициозная задача требует значительных инвестиций в инфраструктуру в регионе, что расширяет поле привлечения ПИИ.
Узбекистан занимает пятое место в мире по объему экспорта хлопка и восьмое место — по производству золота. В стоимостном выражении на долю золота приходится 44% от общего объема экспорта республики
Таким образом, инвестиционная среда, сложившаяся в Узбекистане, постепенно меняется, предоставляя все больше возможностей для внешних инвесторов. Необходимость дифференциации экспорта повышает актуальность роли «медиаторов» — компаний, которые направляют экспортные потоки на новые рынки. Перед Узбекистаном стоит задача развивать продукты с более высокой добавленной стоимостью в рамках партнерств с иностранными организациями, осуществляя за счет их технологий обучение сотрудников и наращивание интеллектуального потенциала.
Туристический потенциал
Одним из ключевых факторов привлекательности Узбекистана как туристического направления являются многочисленные исторические достопримечательности. В республике расположен ряд важных объектов культурного наследия, большинство из которых находятся в Бухаре и Самарканде и относятся к исламской культуре. За последние годы было осуществлено несколько субсидируемых правительством туров с участием мусульманских туристов для посещения объектов культурного наследия.
Кроме того, Узбекистан богат природными пейзажами. А такие достопримечательности, как горы Заамин или каньон Дарбанд, не только имеют красивые виды, но и дают возможность организации активного отдыха, например альпинистских туров.
Важно отметить, что указанные преимущества сопоставимы с предложениями соседних стран, которые извлекают выгоду из сходной географии и природных условий. И поскольку государства на территории Центральной Азии развивались довольно однородно на протяжении большей части своей истории, постольку соседние с Узбекистаном страны также обладают богатым культурным наследием. В том числе и поэтому в последнее время правительство Узбекистана инвестировало средства в более явное продвижение страны за рубежом в качестве международного туристического направления, включая создание многоязычного кол-центра туристической помощи.
Также страна решительно упрощает визовый режим. С 1 февраля 2019 года гражданам 45 государств был предоставлен безвизовый въезд, еще 76 странам предоставили возможность подать заявление на получение электронных виз. Не остался без внимания и внутренний туризм: были организованы крупные рекламные кампании с целью продвижения красот и достопримечательностей страны для внутреннего потребителя. Активные усилия по пиару страны и развитию инфраструктуры, необходимой для реализации ее потенциала, способствовали увеличению числа въездных и внутренних рейсов, что в свою очередь привело к значительному росту числа авиакомпаний и гостиниц.
Таким образом, действия, направленные на развитие туризма, дают ощутимые результаты. Но, несмотря на богатый набор исторических и культурных памятников, полезных ископаемых и неповторимых пейзажей, Узбекистану следует развивать дополнительную ценность своих территорий не только для пограничных стран, но и для остального международного сообщества. Кроме того, развитие туристических кластеров за счет сервиса и развлечений позволит более равномерно распределить плотность населения и разгрузить андижанскую и ташкентскую области, а также сформировать новые рабочие места в туристическом секторе. Реализация маркетинга и брендинга территорий, отражающаяся в создании уникального туристического опыта, эмоциональных ценностей и знаковых мероприятий, — такого рода решения необходимы для привлечения большего числа туристов и инвесторов. Не все территории должны привлекать исторической и культурной ценностью, тут важно выявить потребности различных групп путешественников и дифференцировать интересы, подталкивающие туристов посещать другие страны. Узбекистан абсолютно разнообразный: старинный и современный, традиционный и инновационный, исламский и космополитный, летний и зимний, и он способен привлечь гостей с самыми разными ожиданиями и целями.
Инновационный потенциал
Еще одним приоритетом развития республики является повышение цифровой грамотности населения. С целью популяризации сферы информационных технологий и укрепления цифровых компетенций открываются ИТ-центры, направленные на распространение цифровой культуры среди молодежи, повышение цифровой грамотности и обучение новым компетенциям.
В начале октября 2020 года была принята стратегия «Цифровой Узбекистан — 2030», направленная на переход к цифровой экономике. Одновременно была утверждена дорожная карта на
Продолжающееся расширение доступа к интернету и повышение эффективности интернет-соединений способствуют развитию розничной дистанционной торговли. А местные компании демонстрируют повышенную активность в электронной коммерции. При этом пока в Узбекистане в рамках электронной коммерции доминируют сторонние продавцы, продающие через платформы, принадлежащие Alibaba Group Holding Ltd.
Совместный образовательный проект
В последние годы значительно увеличился спектр направлений сотрудничества России и Узбекистана, включая развитие совместных проектов в области науки, образования и инноваций. Так, недавний проект «Класс!» («Зўр!»), направленный на подготовку учителей русского языка в республике, инициированный Министерством просвещения России и Министерством народного образования Узбекистана, при поддержке благотворительного фонда Алишера Усманова, закладывает серьезную основу для более плотного сотрудничества России и Узбекистана.
Особое место цифровизация занимает в образовании. Так, Министерство развития информационных технологий и связи Узбекистана в сотрудничестве с Фондом Dubai Future Foundation (ОАЭ) реализует государственный проект «Один миллион узбекских программистов», направленный на широкомасштабное обучение населения цифровым специальностям. Помимо того что проект носит образовательный характер, его результаты предоставляют возможности для дальнейшего развития всей цифровой инфраструктуры страны, включая новые рабочие места и цифровые проекты.
Также свой вклад в цифровизацию вносит созданный в 2018 году при сотрудничестве с обществом технопарков программного обеспечения Индии ИТ-парк, который предоставляет площадку для развития инноваций и конкурентоспособных продуктов и услуг. Уже сегодня резидентами ИТ-парка являются 355 компаний. В нем работает более четырех тысяч специалистов, а объем услуг, предоставляемых резидентами, составляет более 49 миллионов долларов.
Цифровизация и развитие соответствующей инфраструктуры предоставляют возможности для инновационных проектов. Решение задач, поставленных государством в области цифровизации возможно с участием иностранных компаний. Например, «Новый шелковый путь» и та роль, которую играет в нем Узбекистан, могут стать основой не только для транзита продуктов, компаний и бизнесов, но и для привлечения и развития специалистов. Грандиозный китайский проект фокусируется на цифровом пространстве и новых технологиях, поэтому стратегия цифровизации Узбекистана актуальна и для развития Нового шелкового пути. Этот проект может быть ориентирован и на развитие интеллектуальных ресурсов и их передвижение в области высокотехнологичной промышленности разных стран. Новый шелковый путь может стать тем ресурсом, который позволит Узбекистану повысить собственный уровень развития цифровых компетенций и занять передовую позицию в области цифровых технологий. Соответственно, передвижение кадров приведет к строительству инновационных городов, которые предоставляют ценность не с точки зрения культуры и истории, а с точки зрения инфраструктуры и доступа к технологиям. Также цифровизация совместно с развитием новых специальностей и многочисленностью молодого населения Узбекистана способна формировать новые территориальные центры, тем самым решая вопросы равномерного распределения населения по территории страны.
Современный Узбекистан — результат своевременных реформ и актуальных решений. Все, что было сделано, сформировало прочную основу для дальнейшего развития, а государственная стратегия задает этому направление. Уже сегодня Узбекистан движется в сторону развития сфер, обладающих высокой добавленной стоимостью, таких как информационные технологии, обрабатывающая промышленность и готовые продукты. А фокус на цифровизацию и инновации позволит эффективно использовать потенциал республики, применить навыки набирающему опыт населению и привлечь внимание инвесторов не только к сырьевым направлениям экономики страны.
[1] На 1 января 2020 года численность населения Казахстана составляет 18,6 миллиона человек.
[2] Данные экспорта и импорта за 2019 год.