Версия для печати 1468 Материалы по теме
Туризм в Узбекистане: потенциал, который предстоит раскрыть

По итогам 2019 года, по данным Всемирной туристской организации ООН, Узбекистан занял четвертое место в топ-20 самых быстрорастущих направлений туризма в мире. Мы проанализировали факторы, которые позволили стране совершить рывок в развитии сферы туризма.

Туристический потенциал Узбекистана эксперты оценивают очень высоко — в первую очередь благодаря сохранившимся здесь историческим и культурным памятникам. По территории страны проходил Великий шелковый путь, именно здесь Тамерлан основал центр своей империи — Самарканд, тут находилась столица великого Бухарского эмирата. В республике порядка семи тысяч объектов архитектурной и исторической ценности, при этом пять из них входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это исторические центры древних городов — Бухары, Хивы, Самарканда и Шахрисабза, а также Западный Тянь-Шань, где расположен Чаткальский заповедник. Помимо перечисленного, в Узбекистане насчитывается 160 мусульманских памятников и десятки святынь, связанных с суфизмом, например мавзолей Зангиата в Ташкенте, ансамбль Бахауддина в Бухаре. Все эти факторы оказали влияние на то, что Узбекистан сегодня является привлекательным туристическим направлением.

Кроме того, на сравнительно небольшой территории страны (448 тысяч квадратных километров) можно найти как пустыни, так и горные хребты, поэтому здесь высок потенциал для развития спортивного и экотуризма. В республике 11 национальных природных парков и государственных заповедников и 12 заказников с уникальной флорой и фауной, недавно был построен горнолыжный курорт Амирсой.

73.jpg

Наконец, нельзя не отметить кулинарную составляющую. Узбекская кухня, особенно плов, который, кстати, включен в Список нематериального духовного наследия ЮНЕСКО, является узнаваемым брендом. Несмотря на то что в республике преобладает мусульманское население, здесь развито виноделие: Узбекистан является лидером в Средней Азии по производству и переработке винограда.

Декларативный характер

Разумно предположить, что при наличии такого числа туристических объектов правительство Узбекистана должно предпринимать меры по их развитию и привлечению как можно большего числа туристов. Политику государства в этой сфере в постсоветский период можно условно разделить на два периода — до сентября 2016 года, когда главой государства был И. А. Каримов, и после, когда к власти пришел действующий президент Ш. М. Мирзиёев.

В первый период, с начала 1990-х годов и вплоть до 2016 года, меры по развитию туризма носили скорее декларативный характер. Принимались различные нормативные правовые акты (например, закон «О туризме»), а также программы развития, однако существенного эффекта от них не было, несмотря на то что число приезжающих иностранцев заметно увеличилось — с 300 тысяч в 2000 году до 2,16 миллиона в 2016-м. Дело в том, что сохранялись многие факторы, создающие препятствия для туристов как до, так и во время визита. Тут и бюрократизированный порядок получения визы и оформления регистрации, и наличие черного курса доллара, из-за которого туристы были вынуждены обменивать валюту нелегально, ничтожно малое количество банкоматов, невозможность расплачиваться картами Visa и Mastercard и слабо развитая туристическая инфраструктура.

Кроме того, на территории многих достопримечательностей существовал запрет на фото- и видеосъемку, что в век социальных сетей не могло не вызывать недоумения. Когда в Ташкенте велись съемки программы «Орел и решка», команда проекта не смогла снимать не только на территории метро, но и в общественном парке. К слову, вскоре после выхода программы в эфир запрет был де-юре отменен, а соответствующий акт в народе прозвали «законом Ивлеевой» по фамилии ведущей программы. Однако де-факто сотрудники правоохранительных органов не всегда следуют этому правилу и могут попросить вас удалить снимки, если они покажутся подозрительными.

В топ-20

По-настоящему обратили внимание на эти проблемы в декабре 2016 года, когда вновь избранный президент подписал указ «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли», где туризму был придан статус «стратегической отрасли экономики». В 2017–2019 годах была решена проблема черного курса доллара, упрощена процедура получения виз, разработана система электронной регистрации E-MEHMON (mehmon c узбекского переводится как «гость»). Важным шагом стало введение безвизового режима для 45 стран, что увеличило этот показатель до 76. На сегодняшний день стран с таким режимом уже 85.

На рисунке можно увидеть, как изменялось число посетивших Узбекистан иностранцев с начала 2000-х по 2019 год. Нужно отметить, что способы оценки количества туристов разнятся — до 2018 года сюда включали всех иностранных граждан, посетивших страну в определенный временной промежуток, а начиная с июня 2018 года стали учитывать лишь тех, кто при въезде указал цель "туризм«[1]. Если в 2016 году посетителей было два миллиона, а в 2017 году — 2,7 миллиона, то в 2018 году их число составило уже около 5,3 миллиона. То есть за один только 2018 год количество гостей удвоилось.

В 2019 году тренд продолжил расти, достигнув рекордной отметки 6,7 миллиона. Узбекистан занял четвертое место в топ-20 самых быстрорастущих направлений туризма в мире, о чем сообщила британская The Independent со ссылкой на Всемирную туристскую организацию ООН[2]. Экспорт услуг в этой отрасли, который в 2010 году составлял 273 миллиона долларов США, в 2017 году вырос до 547 миллионов долларов. В 2019 году цифра опять удвоилась и достигла 1,16 миллиарда долларов. Росту способствовало не только увеличение числа стран с безвизовым режимом и упрощение бюрократических процедур, но и проведение запоминающихся маркетинговых кампаний.

74.jpg

Например, в 2019 году был организован Первый международный конгресс инфлюенсеров, который собрал в Узбекистане десятки блогеров с суммарным числом подписчиков 150 миллионов. Параллельно в стране проходил процесс либерализации в отношении индустрии развлечений — если до 2016 года существовали даже неформальные запреты на публичное исполнение рэп- и рок-музыки, то уже в 2017–2019 годах был задуман и воплощен фестиваль электронной музыки «Стихия». Впервые событие состоялось на территории высохшего Аральского моря и было призвано привлечь внимание к экологической катастрофе, одновременно ознаменовав собой «узбекскую оттепель».

Дальнейшие меры, которые были предусмотрены указом президента от 5 января 2019 года и Концепцией развития сферы туризма в 2019–2025 годах, должны были «открыть Узбекистан миру». Среди предложенных инициатив — открытие аэропортов для всех авиакомпаний, запуск зарубежных лоукостеров, финансирование авиаперевозчиков и турагентств (от 20 долларов за привлеченного туриста). Наиболее интересным выглядит пункт о субсидировании зарубежных кинопроизводителей, которым заявлена компенсация до 20% от затрат проекта на территории Узбекистана (но не более 300 тысяч долларов). Однако на практике удалось воплотить не все — в первую очередь из-за пандемии.

Оставшиеся барьеры

Что сегодня препятствует развитию туристической отрасли Узбекистана? Зачастую критике подвергаются реставрационные работы, проводимые на объектах культурного наследия и снос исторической застройки. Действительно, в последние годы была проведена спорная реставрация комплекса мечетей Биби Ханум, некрополя Шахи Зинда в Самарканде и мечети Ходжа Ахрар в Ташкенте. Так отзывался о проведенных в комплексе Биби Ханум работах французский архитектор Жан Рота: «Я был поражен красотой здешних исторических памятников, но то, что с ними сделали ваши архитекторы, — это просто варварство».

Схожая участь постигла наследие советского модернизма, которое имеет историческую, градостроительную, художественную ценность, подчеркивает Улугбек Хаитов, член Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест ICOMOS. «На данный момент очень много тех, кто может спроектировать новые здания. Но не хватает специалистов, которые владеют достаточными знаниями и опытом именно в сфере охраны этих памятников», — отмечает он.

Как будет развиваться туризм в Узбекистане в ближайшее время, предсказать сложно — как известно, именно эта сфера в период пандемии пострадала больше всего. Число посетивших Узбекистан иностранцев за 2020 год сократилось на 60%, и, несмотря на меры поддержки со стороны государства, отрасль вряд ли сможет восстановиться до снятия коронавирусных ограничений во всем мире. Однако исторический и культурный потенциал республики все же оставляет надежду на то, что в постковидную эпоху мы увидим здесь расцвет туристической отрасли.

Э. Е. АБДУЛЛАЕВА



[1] На графиках рассмотрено количество всех иностранцев, въехавших в страну.

[2] independent.co.uk/travel/news-and-advice/tourist-countries-popular-uzbekistan-iran-myanmar-egypt-visitor-numbers-a9314311.html.


Поделиться