Потенциал, возможности, успех. Все это есть у женщин. У российских, кстати, тоже. Правда, успех пришел не к такому количеству представительниц прекрасного пола Российской Федерации, как, например, стран Европы. При этом участники I Международного форума «Женщины-руководители: потенциал, возможности, успех», который 10 декабря прошел в онлайн-режиме на площадке РАНХиГС при Президенте РФ, сошлись во мнении, что вопрос женского лидерства отнюдь не социальный, а экономический.
Ректор РАНХиГС при Президенте РФ В. А. Мау, приветствуя участниц форума, отметил, что гендерное разнообразие в сфере принятия стратегических решений необходимо для истинного развития общества. А, по мнению декана факультета финансов и банковской деятельности РАНХиГС С. С. Насибян, сейчас наступает эра мягкой силы, где особая роль отводится женщине.
Чем форум отличается от всевозможных женских собраний, которые стали модными в последнее время, рассказала лидер сообщества «Женщины в советах директоров», заместитель сопредседателя комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности Е. А. Речкалова. Форум, организованный сообществом «Женщины в советах директоров» и факультетом банковского дела и финансов РАНХиГС при поддержке Евразийского женского форума, делает акцент на экономической целесообразности и экономических преимуществах гендерной diversity именно на стратегическом уровне. Российские женщины, как отметила Речкалова, деятельны, и по мировой статистике Россия еще шесть лет назад занимала первое место по доле женщин на руководящих позициях. Правда, теперь наша страна замыкает хоть и первую, но десятку. Причем при подсчете женщин-управленцев учтены дамы, занимающие должность главных бухгалтеров организаций различных форм. Но на уровне стратегического управления, а именно на уровне управления крупнейшими компаниями, доля женщин мала — в четыре раза меньше, чем в европейских странах.
В населении планеты женщины занимают ровно половину, в России представительниц прекрасной половины — 54%. Индекс человеческого развития у российских женщин выше, чем у женщин других стран. Доля женщин в общем количестве россиян с высшим образованием выше, чем мужчин. Современная экономика ориентирована на потребителя, и женщина является тем потребителем, который формирует конечный спрос — 80% потребительских расходов контролируется женщинами. При этом экономическая активность российских женщин ниже, чем у мужчин: 71% против 56%. Женский ресурс, вовлеченный в экономику, может дать плюс три миллиона дополнительных рабочих мест. Экономическая активность женщин, равная мужской, увеличит ВВП на 13%. Если ее сравнять с активностью, присущей женщинам Норвегии, где экономически активны около 61% женщин, рост российской экономики будет сопоставим с немецкой. Но пока этот ресурс у нас явно недооценен. В России женщины получают на 28% меньше мужчин, занимая одинаковые с ними позиции.
Участие женщин в управлении на стратегическом уровне — это чисто экономическая задача, потому что сейчас имеет место стремление к балансу всех сегментов населения именно на уровне советов директоров крупных компаний и в правительстве. Это снижает многие риски, минимизирует групповое мышление, позволяет учитывать потребности всех сегментов общества, стимулирует экономический рост и способствует достижению целей устойчивого развития. А 97% инвесторов при принятии решения об инвестировании в 2020 году обращали внимание на то, насколько политика компании соответствует целям устойчивого развития. Речкалова назвала ряд преимуществ, которыми обладают компании, в управлении которыми заняты женщины. Если компанией управляет женщина, то инвестор готов платить более высокую (на 19% выше) премиальную цену. Рост маржи компаний может составить до 15 пунктов в зависимости от доли женщин в совете директоров. Некоторые исследователи говорят о том, что в течение 24 месяцев после назначения женщины генеральным директором компании наблюдается двадцатипроцентный рост цен на акции, инновационные компании с присутствием женщин в руководстве показывают рентабельность на 19% выше.
Конечно, связь между долей женщин в управлении и прибылью компании непрямая. Но все больше и больше компетентных мнений сводятся к тому, что компании, которые изжили гендерные стереотипы и механизм продвижения сотрудников которых работает не по половому признаку, а по компетенциям, выигрывают. Женщины строят более стабильный и прозрачный бизнес, они менее коррумпированные. В частности, исследования McKinsey & Company говорят о том, что компании, которые имеют высокий процент женщин в совете директоров, показывают рентабельность выше средней по отрасли на 25% чаще. Те компании, где женщин в совете директоров нет, на 27% чаще показывают рентабельность ниже средней по отрасли.
Причины дисбаланса
О причинах гендерного дисбаланса в топ-менеджменте и советах директоров российских компаний рассказала главный редактор информационного портала Womenonboards.ru Е. Кравцова. Результаты опросов, которые проводили члены сообщества «Женщины в советах директоров» среди топ-менеджмента и директоров крупных компаний, показали, какие барьеры стоят на пути слабой половины к вершине власти. Итак, препоны связаны с государственной политикой, собственным мироощущением женщины, корпоративной культурой компании и отношением общества к женщине-руководителю.
Что касается отношения общества к карьерной даме, то в
Корпоративная же культура такова, что в компаниях недооценивают потенциал женщины. Мало того, как правило, отсутствует осознание того, что в управлении мало женщин, и с этим нужно работать. А начинать нужно с ремонта «сломанной ступеньки» в самом начале карьеры. Для женщины очень трудно совершить переход от специалиста до первой руководящей позиции. Мужчин, получивших повышение на этом этапе, гораздо больше.
Все изменится через 260 лет
Заместитель председателя ЦБ РФ, член совета директоров Р. Н. Вестеровский выразил полную свою солидарность с участницами форума в вопросах гендерного равноправия. Как показывает статистика, женщины непропорционально чаще заняты в таких секторах экономики, как сельское хозяйство и услуги, которые менее производительны. В то же время существует большой пул секторов, потенциально интересных для женщин. По мнению Вестеровского, сокращение гендерного разрыва обусловит рост ВВП, даст женщинам большую финансовую независимость, больше возможностей для профессионального роста и окажет существенное влияние на следующее поколение женщин.
Сейчас в Совете директоров Центрального банка женщин — 36%, но это скорее нетипичная ситуация. В Государственной думе РФ женщин — 17%, в Правительстве РФ — 9,4%, в составе руководителей регионов — 1,2%. Эту ситуацию нужно менять. По выводам заместителя председателя Центробанка, если не предпринимать никаких действий для обеспечения равноправия, то гендерное равенство будет достигнуто через 260 лет. И нужно начинать хотя бы с малого. «Нам нужно в отчетах Центробанка показывать внутренний гендерный баланс: кого нанимаем, как кого продвигаем. То есть так мы сделаем эту историю публичной. И это уже шаг в сторону обеспечения равноправия», — сказал Вестеровский. Он рассказал, в чем заключается гендерно-нейтральный язык, используемый в европейских банках. Например, Европейский центральный банк приостанавливает набор на вакансию, если треть соискателей не составляют женщины. Если финалисты отбора мужчина и женщина, предпочтение отдадут тому, чей пол меньше представлен на данном уровне управления.
Дополняя, управляй
Исполнительный вице-президент РСПП А. В. Мурычев тоже признал, что женская тема в управлении — вопрос экономический. По его мнению, методы, которые применяют женщины, способствуют укреплению конкурентоспособности компании. Вице-президент с ностальгией вспомнил Консультативный совет женщин, который до 2011 года работал в РССП. Он прекратил свое существование по объективным причинам — почти все его члены ушли на повышение. И сейчас назрел вопрос о восстановлении этой площадки.
Женщины привносят в корпоративное управление дипломатичность, гибкость, вопросы они решают по принципу не «утверждаю», а «согласовываю с коллегами». Поэтому, чем больше будет женщин в высшем эшелоне управления, тем лучше. Особенно, по мнению Мурычева, женщины ценны на позициях заместителей, так как их мышление направлено не на вытеснение мужчины-руководителя, а на поддержку, помощь и дополнение.
С. В. МАРТЫНЕНКО