№7 июль 2008 — 22 июня 2008

Стратегия бюджетных реформ до 2012 г.

Версия для печати 4034 Материалы по теме
4 июля 2008 г. в Москве прошел международный семинар «Стратегия бюджетных реформ на период до 2012 г.». Мероприятие проводилось в рамках проекта Министерства финансов РФ и Международного банка реконструкции и развития «Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне».
Анастасия АНДРЕЕВА

В работе семинара приняли участие представители Министерства финансов РФ, Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), аналитики экспертных организаций.
Открыл семинар директор Департамента бюджетной политики Минфина России А. Лавров. Он выступил с докладом, посвященным итогам, урокам и перспективам бюджетных преобразований в России, в том числе на долгосрочный период. В ближайшее время вступит в силу новая редакция Бюджетного кодекса, что станет заключительным шагом к нормативному регулированию бюджетной реформы и обеспечит законодательную базу для модернизации управления общественными финансами на период до 2020 г. В качестве основных направлений дальнейшей реформы докладчик назвал более широкое практическое применение инструментов БОР, таких как реестр расходных обязательств и обоснования бюджетных ассигнований.
Руководитель Обзора бюджетного процесса в России (2007 г.) из ОЭСР Д. Краан рассказал о бюджетном планировании, правилах, международной практике и российском опыте в этой области. Он, в частности, отметил, что в 2004 г. финансовые основы региональных и местных органов власти в России подверглись радикальной реформе, и поправки, внесенные тогда в Бюджетный кодекс, заложили их базовые принципы. В соответствии с федеральными законами о разграничении полномочий между уровнями власти были существенно скорректированы предметы ведения федеральных, региональных и местных органов власти, внесена определенность в разграничение их расходных обязательств.
Директор Департамента долгосрочного финансового планирования Минфина России О. Сергиенко в своем докладе отметила, что регионы перешли к трехлетнему бюджетному планированию, а Концепция-2020 дала определение основных направлений и вариантов развития по отраслям экономики. Такое долгосрочное финансовое планирование позволит усилить нацеленность бюджетной политики на решение задач устойчивого долгосрочного экономического роста.
Важнейшая задача сегодня – экономический рост страны. Но качество этого роста нас не устраивает, его резервы начала 2000-х гг. себя исчерпали. Экономическая активность снижается, беспокоит старение нации, увеличение заработной платы опережает рост производительности труда.
Во многих странах разработаны программы, направленные на сокращение потребления нефти и газа. Подсчитано, что при стоимости нефти выше 70 долл. за баррель выгоднее становится вкладывать средства в развитие альтернативных источников энергии. Решение проблемы сдерживания цен на продукты питания является главнейшей задачей инновационной и одновременно социально ориентированной экономики.
Доклад главного экономиста Московского представительства МБРР Ж. Богетича был посвящен управлению бюджетными рисками и бюджетной устойчивости. В связи с неопределенностью и волатильностью нефтегазовых доходов бюджета, а также с дополнительными расходами в области пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования у Российской Федерации могут возникнуть серь­езные долгосрочные фискальные риски.
Об инструментах реформы здравоохранения РФ рассказали главный специалист по здравоохранению Московского представительства МБРР П. Маркес и директор центра управления центра здравоохранения Имперского колледжа Лондона Р. Атун. Основной темой их выступления стал вопрос определения уровня расходов на здравоохранение в России. Докладчики отметили ряд способов повышения эффективности расходов на медицинское обслуживание, показали распределение ресурсов в этой сфере по регионам и их зависимость от доходов, а также назвали факторы, которые в ближайшие 20 лет повлияют на рост расходов на здравоохранение.
Поделиться