Версия для печати 8572 Материалы по теме
разгулин
Сергей РАЗГУЛИН, действительный государственный советник РФ 3-го класса

В трехлетней перспективе приоритетами Правительства РФ в области налоговой политики являются создание сбалансированной налоговой и бюджетной системы, поддержка инновационного развития экономики, снижение налоговой нагрузки для некоммерческого сектора. Снижение налоговой нагрузки возможно с помощью повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности налогов. Необходимо сократить затраты налогоплательщиков на выполнение установленных законом обязанностей.
На сегодняшний день решены не все задачи, поставленные в ходе налоговой реформы. Поэтому законодательство о налогах и сборах будет динамично меняться.
В числе основных результатов реализации налоговой политики в 2007 г. можно назвать:
    совершенствование налога на доходы физических лиц;
    создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности;
    совершенствование порядка налогообложения дивидендов, выплачиваемых российским организациям;
    улучшение качества налогового администрирования.
В 2009 г. и плановом периоде 2010 и 2011 гг. намечены следующие меры в области налоговой политики.

Совершенствование налога на добавленную стоимость
В рамках определения налоговой и бюджетной политики на среднесрочную перспективу в настоящее время рассматриваются предложения по переходу к единой ставке налога на добавленную стоимость. Принятие такой меры в условиях долгосрочного бюджетного планирования требует взвешенной оценки всех возможных макроэкономических и бюджетных последствий. Окончательное решение по срокам перехода к единой ставке НДС с одновременным снижением основной налоговой ставки должно быть принято до августа 2008 г.
В целях совершенствования налога на добавленную стоимость необходимо с 2009 г. освободить от налогообложения этим налогом реализацию услуг, имеющих социальный характер. Вносимые изменения будут направлены прежде всего на обеспечение ситуации, при которой от налогообложения освобождаются услуги вне зависимости от того, предоставляет их государственное (муниципальное) учреждение или некоммерческая организация. Речь идет, в частности, об услугах:
– по социальному обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, являющихся членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума;
– по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, оказываемые по направлению органов службы занятости.

Акцизы
В 2008 г. введен в действие технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В этой связи планируется дифференциация ставок акцизов на нефтепродукты: с установлением на более качественное и экологически безопасное моторное топливо более низких ставок. Предполагается определить три уровня ставок:
– на прямогонный бензин, а также на автомобильный бензин и дизельное топливо, не соответствующее классам 3–5;
– на автомобильный бензин и дизельное топливо класса 3;
– на автомобильный бензин и дизельное топливо класса 4 и 5.
Одновременно должны быть проиндексированы ставки акцизов на подакцизные товары на период 2009–2011 гг.
На осуществление вышеназванных мер направлен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 182 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог

В целях реализации демографической политики с 2009 г. будут увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, предоставляемых налогоплательщикам, на обеспечении которых находится ребенок (родители, в том числе приемные, опекуны, попечители), с 600 до 800 руб. на каждого ребенка. Одновременно отменяется ограничение по размеру дохода, до достижения которого предоставляется данный вычет (в настоящее время он равен 40 тыс. руб.).
Также с будущего года предельный размер дохода, до достижения которого налогоплательщик имеет право на применение стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в размере 400 руб., вырастет с 20 тыс. до 40 тыс. руб. Решению данной задачи посвящен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
На 2009–2010 гг. запланировано расширение возможностей применения социального налогового вычета:
– опекунами и попечителями в случае оплаты лечения своих подопечных;
– на лечение детей, находящихся на попечении родителей (опекунов) и после достижения ими 18 лет (включая детей до 24 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме и не имеющих собственных источников доходов);
– в отношении расходов на дошкольное образование детей.

Налог на прибыль организаций
В среднесрочной перспективе внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, а также развитие правоприменительной практики должны быть направлены на обеспечение учета при налогообложении прибыли всех экономически обоснованных расходов организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников.
С 2009 г. предполагается:
– увеличение с 3 до 6% норматива, исчисляемого исходя из суммы расходов на оплату труда, в пределах которых взносы организации по договорам добровольного личного страхования, предусматривающие оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов;
– относить на расходы затраты организаций на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам и профессиональную подготовку работников налогоплательщика, а также физических лиц, заключивших с налогоплательщиком трудовой договор на неопределенный срок, не позднее трех месяцев после получения образования или профессиональной подготовки, оплаченных налогоплательщиком;
– включение в состав расходов организаций сумм возмещения затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и/или строительство жилого помещения. Данная мера будет носить временный характер, а сами расходы должны нормироваться в процентах от суммы расходов на оплату труда.
В свою очередь оплата обучения и процентов по займам (кредитам) не должна облагаться налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом.
В последние годы был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки. Использование в российском налоговом законодательстве повышающих коэффициентов, применяемых в некоторых странах, в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки требует определения приоритетных направлений в таких исследованиях и разработках. В Российской Федерации указанный инструмент должен носить исключительный характер и задействоваться точечно, в отношении действительно приоритетных проектов, перечень которых должен устанавливаться Правительством РФ.
Для повышения эффективности освоения природных ресурсов (в частности, для создания стимулов к увеличению добычи нефти) следует уточнить порядок ведения налогового учета соответствующих расходов. Так, с 2009 г. расходы на приобретение лицензий на право пользования недрами должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации максимум в течение двух лет. При этом понесенные в прошлом расходы организаций на указанные цели, не учтенные на начало 2009 г. при определении налоговой базы по налогу на прибыль, также могут быть отнесены на расходы в течение двух лет (2009 и 2010 гг.).
Вышеназванные меры по реформированию налога на прибыль и иных налогов содержатся в проекте федерального закона «О внесении изменений в главы 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
В части пенсионного обеспечения следует отметить включение с 2009 г. в состав расходов организаций сумм дополнительных взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
В рамках проведения амортизационной политики, направленной на создание стимулов к увеличению капитальных вложений в основные средства, в последние годы был принят целый ряд мер как общего (введение амортизационной премии), так и частного (ускоренная амортизация основных фондов, используемых исключительно для научно-исследовательской деятельности) характера. Формирование дальнейших стимулов в этой области возможно путем изменения состава амортизационных групп для сокращения срока полезного использования отдельных видов амортизируемых основных средств. Принятие данного решения находится в компетенции Правительства РФ.
Для повышения эффективности амортизационной политики требуется анализ практики применения существующей амортизационной премии в размере 10% (отнесение на расходы текущего налогового периода расходов на приобретение основных средств в размере 10% их стоимости до начала начисления амортизации), а также оценка выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы в результате такой премии. Политика в области изменения размеров амортизационной премии может быть определена лишь после такого анализа.

Налог на добычу полезных ископаемых, взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа)
Одним из основных факторов значительного прироста налоговых доходов бюджетной системы является увеличение доходов, получаемых в связи с добычей полезных ископаемых. Так, с 2007 г. введена специфическая налоговая ставка НДПИ в размере 419 руб. за 1 тонну добытой нефти. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом Кц, характеризующим динамику мировых цен на нефть.
В целях повышения эффективности налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче нефти, с учетом роста себестоимости добываемой нефти предлагается с 2009 г. повысить необлагаемый минимум, учитываемый при расчете коэффициента Кц согласно п. 3 ст. 342 Налогового кодекса РФ, с 9 до 15 долл. США.
В настоящее время возможности применения установленных льгот по НДПИ, прежде всего понижающих коэффициентов к ставке НДПИ на выработанных месторождениях, существенно ограничены требованием использования прямого метода определения (учета) количества добытой нефти в его действующей трактовке. Вместе с тем проведение технических мероприятий по обеспечению прямого учета добычи нефти на выработанных месторождениях в большинстве случаев экономически неэффективно, что не позволяет применять на них установленную льготу по НДПИ и ведет к преждевременному прекращению эксплуатации месторождений и потере нефти в недрах. С целью продления сроков эксплуатации выработанных месторождений, дополнительной добычи нефти и налоговых поступлений целесообразно исключить из Налогового кодекса норму, регламентирующую применение прямого метода определения (учета) количества добытой нефти.
Для единообразного применения следует уточнить используемое в Налоговом кодексе определение количества добытого ископаемого в части добытой нефти, имея в виду определение данного понятия как количество нефти «нетто», то есть чистой нефти за вычетом отделенной воды, грязи и попутного нефтяного газа, а также за вычетом содержащихся в нефти во взвешенном состоянии воды, солей и механических примесей, установленных лабораторными анализами.
В то же время вносимые в законодательство изменения не должны создавать препятствия для эффективного налогового контроля за правильностью исчисления налога на добычу полезных ископаемых.
Чтобы стимулировать добычу сверхвязкой нефти и нефти на участках недр, полностью или частично расположенных в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, применительно к этим условиям добычи с 2007 г. была установлена нулевая налоговая ставка (для месторождений Восточной Сибири она используется вплоть до накопления объема добычи нефти на уровне 25 млн тонн).
Целесообразно распространить применение нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на месторождениях, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, разработка которых связана с повышенными затратами, до достижения определенного накопленного объема добычи нефти на участке недр.
Кроме того, необходимо ввести налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и на новых участках недр, разработка которых также связана с повышенными затратами (Тимано-Печорская нефтегазовая провинция, месторождения на полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе). В частности, возможно установление нулевой ставки НДПИ сроком на семь лет до достижения определенного объема добычи. При этом полномочия по указанию географических координат участков недр, на которые будет распространяться данный льготный режим налогообложения, и прочих параметров льготного режима предлагается передать Правительству РФ.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов
Принятые за последние пять лет меры позволили значительно снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В целях придания специальным налоговым режимам более целевого характера при подготовке изменений в Налоговый кодекс необходимо:
1. Уточнить критерии по идентификации субъектов предпринимательской деятельности. Упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход должна применяться представителями малого предпринимательства. В частности, использование системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход можно ограничить, например, путем установления предельного количества работающих.
2. Внести ряд изменений в положения, регламентирующие применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. В частности:
– предоставить индивидуальному предпринимателю право иметь наемных работников, средняя численность которых за налоговый период не должна превышать пять человек;
– снять ограничение, в соответствии с которым применение упрощенной системы налогообложения на основе патента предоставляется только по одному виду предпринимательской деятельности;
– расширить перечень видов предпринимательской деятельности, по которым может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента;
– отменить право субъектов РФ устанавливать конкретный перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу на упрощенную систему налогообложения на основе патента;
– сократить минимальный срок действия патента с квартала до одного месяца, а также ввести определение налогового периода по упрощенной системе налогообложения на основе патента.
3. Уменьшить объем предоставляемой налогоплательщиками отчетности, закрепив обязанность подачи налоговых деклараций только по итогам налогового периода.
Эти и некоторые другие предложения по совершенствованию налогообложения малого предпринимательства содержатся в проекте федерального закона «О внесении изменений в главы 261, 262 и 263 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
4. Разработать порядок определения базовой доходности по единому налогу на вмененный доход по видам предпринимательской деятельности на основании отраслевых исследований. Результаты таких исследований должны использоваться для корректировки базовой доходности не реже чем раз в три года без применения корректирующего коэффициента – дефлятора К1. Также требуют дополнительного рассмотрения ограничения по размеру доходов, препятствующих применению упрощенной системы налогообложения.

Введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц
В Бюджетном послании Президента РФ «О бюджетной политике в 2008–2010 гг.» указывается на необходимость принятия главы Налогового кодекса РФ, регулирующей взимание налога на жилую недвижимость граждан. Для введения такого налога необходимы формирование государственного кадастра недвижимости, разработка порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. При этом в настоящее время законодательно не урегулированы вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения их государственной кадастровой оценки.
Кроме того, требуется разработка и принятие таких документов, как методика кадастровой оценки недвижимости, методика проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.
С учетом предполагаемых сроков выполнения указанных работ проект федерального закона, предусматривающий установление местного налога на недвижимость, может быть рассмотрен в 2010 г.
При формировании и реализации налоговой политики в законодательстве о налогах и сборах должен в полной мере соблюдаться конституционно-правовой режим стабильных условий хозяйствования, поскольку предсказуемость налоговой политики является одним из условий успешного экономического развития страны.

Поделиться