Сейчас у регионов появляются деньги, и главная задача для властей субъектов на ближайшие годы – не только эффективно инвестировать имеющиеся средства, но и привлекать дополнительное финансирование для дальнейшего развития.
Как в современных условиях привлечь и во что инвестировать привлекаемые средства, пытались определить участники 8-й ежегодной конференции «Регионы и города России: организация финансирования инвестиционных программ». Организаторами мероприятия выступили Комитет государственных заимствований города Москвы (Москомзайм) и Мосфинагентство. Ежегодно это событие собирает до 400 представителей исполнительной и законодательной власти из регионов и городов страны, инвестиционных компаний, финансовых структур, банков, общественных организаций и средств массовой информации.
На конференции обсуждались проблемы экономического развития субъектов РФ, инвестиционная деятельность, обеспечивающая их стабильное социально-экономическое развитие, современные способы и новейшие механизмы привлечения дополнительных источников финансирования, правовые аспекты организации субфедеральных и муниципальных заимствований, роль банков и крупного бизнеса в реализации инфраструктурных проектов в регионах России, опыт ведущих зарубежных финансовых структур в сфере кредитования местных органов власти РФ и другие вопросы, связанные с организацией финансирования инвестиционных программ.
Как это по-московски
Руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Марина Оглоблина рассказала о том, как столица реализует адресную инвестиционную программу развития города. Программа финансируется из нескольких источников, в числе которых собственные средства Москвы, привлечение инвестиций для возведения необходимых объектов с последующим извлечением прибыли и заемные средства. Общий объем программы на 2008 г. составляет 731 млрд руб., из них собственных средств – 583 млрд. Однако, несмотря на масштабность программы и ее удачную реализацию, столичные власти признают, что даже адресная инвестиционная программа Москвы не в состоянии решить все задачи, стоящие перед бурно развивающимся городом. Так, одним из препятствий, по мнению М. Оглоблиной, является нехватка в столице свободных земель – при том, что строительство по-прежнему вызывает наибольший интерес инвесторов. Кроме того, сдерживающую роль играют дефицит строительных и конструкционных материалов, проблемы с подготовкой проектно-разрешительной документации и, наконец, нехватка трудовых ресурсов.
Городские чиновники отмечают определенную узость интересов инвесторов, сосредоточенных на коммерческом строительстве, и признают, что предприниматели недооценивают прибыльность финансирования социальных объектов. Однако в последнее время в отдельных сферах городского хозяйства появилась обнадеживающая тенденция. В частности, в Москве инвесторы стали активно интересоваться возведением объектов городского хозяйства: электроэнергетики, теплообеспечения, очистительных сооружений и пр. Например, из 34 строящихся в столице питающих центров, которые обеспечивают снижение электроэнергетического напряжения, 14 возводятся за счет средств инвестора – одного из крупнейших банков страны.
Цена молчания
Одним из источников денежных средств для финансирования долгосрочных инвестиционных программ регионов являются займы. Особенностям поведения региона-эмитента на рынке долга в ситуации усиления мирового финансового кризиса и резкого роста процентных ставок посвятил свое выступление председатель Москомзайма Сергей Пахомов. На примере Москвы он продемонстрировал важность сохранения для эмитента присутствия на рынке долга даже в период финансового благополучия, чтобы не пришлось платить «комиссию за возвращение на рынок» в период, когда региону потребуются заемные деньги.
С. Пахомов обратил внимание на то, что в 2006–2007 гг. высокие бюджетные доходы пришлись на период исторически низких процентных ставок: кредитоспособность Москвы росла, ставки снижались, и городу в тот период заемные средства не требовались. Сложилась ситуация, когда благодаря высоким бюджетным доходам у правительства Москвы не было необходимости в привлечении заемных средств и оно сокращало программы заимствований.
Столица как эмитент не присутствовала на рынке внутренних заимствований год и девять месяцев. За это время о Москве как об участнице облигационного рынка инвесторы успели забыть. Отсутствие нового предложения со стороны столицы на фоне довольно бурного роста рынка привели к тому, что инвесторы переориентировались на бумаги других эмитентов, в том числе региональных. Например, Московская область догоняет столицу по объему долга. В результате сегодня, когда кредитоспособность столицы очень высока, когда текущий долг города (по состоянию на конец мая) составляет 111,1 млрд руб., то есть менее 10% бюджета, когда структура московского долга оптимальна – 67,6% приходится на внутренние облигации и 25,8% на еврозаймы, выяснилось, что ситуация на долговом рынке существенно изменилась, и в 2008 г. стало трудно размещать даже фактически эталонные ценные бумаги столицы, которые всегда рассматривались эмитентами и инвесторами как ценовой ориентир.
Москомзайм понимал, что при возвращении на рынок долга придется столкнуться с трудностями, и даже предпринял упреждающие шаги. В частности, весной прошлого года Комитет заимствований воспользовался благоприятной экономической ситуацией и произвел обмен краткосрочных облигаций, погашаемых в 2007–2008 гг., на облигации с гораздо более длительным сроком обращения. Идея была поддержана банками и успешно реализована. Обмен позволил решить проблему рефинансирования долга на сумму более чем 22 млрд руб. Благодаря проведенному Комитетом обмену увеличена срочность московского долга, улучшена его структура, повышена ликвидность. Проведение этой операции серьезно помогло и в период острого финансового кризиса в прошлом году, когда удалось избежать дорогих коротких займов, а также решить некоторые проблемы 2008 г., уменьшив объем заимствований.
С. Пахомов отметил, что региону-эмитенту крайне важно сохранять свое присутствие на рынке заимствований. Как бы хорошо ни шли финансовые дела субъекта, глава Москомзайма рекомендует не сворачивать программу заимствований – ведь ситуация может сложиться так, что дополнительные средства понадобятся срочно и в самый неподходящий момент. Чиновник вспомнил, как после возвращения с рождественских каникул на работу его встретили новостью о необходимости срочно привлечь достаточно крупную сумму. Тогда и сказалось долгое отсутствие Москвы на рынке долговых обязательств: оно значительно затруднило привлечение средств.
В завершение выступления С. Пахомов охарактеризовал ситуацию с сегодняшним положением дел по исполнению программы заимствований, которая на начало года составляла 122,4 млрд руб., а в июне после корректировок бюджета была секвестирована до 78,5 млрд. Таким образом, даже после существенного сокращения программа заимствований на 2008 г. остается внушительной, и выполнить ее непросто, особенно при учете того, что многие крупные российские эмитенты переместили свою активность с внешних рынков на внутренний, чем вызвали дальнейший рост ставок и обострили конкуренцию за ресурсы на долговом рынке.
С начала года Москомзайм разместил облигаций по номинальной стоимости на сумму 27,7 млрд руб. С. Пахомов подчеркнул, что в условиях сегодняшней текущей достаточности бюджетных средств Комитет заимствований будет и далее придерживаться тактики лавирования и сдерживания процентных ставок. Вместе с тем глава Москомзайма не разделяет ожиданий агрессивных инвесторов, рассчитывающих осенью вынудить Москву повысить доходность по московским облигациям, и не исключает вероятности повторного сокращения программы заимствований во второй половине года.
Слово бизнесу
А какие пути развития инвестиционной составляющей регионов видят аналитики и предприниматели? В чем, по их мнению, заключается специфика привлечения инвестиций на данном этапе развития страны? По словам руководителя Департамента региональной политики и взаимодействия с эмитентами ОАО «РТС» Людмилы Урсковой, инвестиционная привлекательность региона складывается из совокупности условий: потенциал региона, риски и состояние инвестиционного рынка в субъекте, лояльность власти к бизнесу и т.д., – исходя из которых бизнесмены определяют, какой регион с точки зрения инвестирования для них наиболее интересен.
Особенностью современного рынка инвестирования является возросший интерес к компаниям малого и среднего бизнеса. На начало 2008 г. таких предприятий по стране насчитывалось более 186 тыс. Между тем из-за отсутствия информации об их финансовом состоянии инвесторы не могут объективно оценить уровень привлекательности, а также реальную рыночную стоимость этих экономических субъектов. Сейчас многие руководители предприятий среднего и малого бизнеса начинают понимать необходимость независимой оценки, поскольку отсутствие достоверной информации серьезно мешает привлечению дополнительного капитала.
Однако владельцы предприятий среднего и малого бизнеса пока недооценивают возможности фондового рынка. Причин тому две: с одной стороны, предприниматели не хотят раскрывать свою финансовую историю и повышать прозрачность бизнеса, а с другой – не обладают знаниями и опытом выхода на фондовый рынок. Биржи тоже не стремятся им помочь, сосредоточив свои интересы на листинговании крупных компаний. К сожалению, отсутствие объективной оценки капитализации предприятий приводит к тому, что власти субъекта часто допускают скупку акций предприятий по приблизительной и зачастую гораздо более низкой, нежели рыночная, цене.
Есть проблемы и на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций. Об этом собравшимся рассказал руководитель аналитического управления компании «Тройка Диалог» Александр Кудрин. На сегодняшний день объем рынка федеральных и субфедеральных займов составляет 236 млрд руб. Из 117 заемщиков 24 представляют муниципальные образования. По своему объему рынок федеральных и региональных облигаций достигает всего 9% рынка корпоративных заимствований, хотя еще в 2003 г. объемы названных рынков были сравнимыми. Подобное уменьшение рынка федеральных и субфедеральных займов связано с тем, что в последние годы в России складывалась исключительно благоприятная макроэкономическая ситуация, что позволяло многим регионам меньше обращать внимания на рынок заимствований. Более того, поступательное развитие экономики сделало эти бумаги весьма привлекательными для инвесторов.
К основным недостаткам рынка федеральных и субфедеральных займов относится невысокая ликвидность рынка, которая обусловлена ограниченным количеством субфедеральных выпусков и их небольшим объемом. Это фактически означает, что ряд инвесторов предпочитают покупать бумаги и класть их в портфель, тем самым изымая с рынка, что приводит к существенному снижению ликвидности указанных бумаг. А для региональных и муниципальных эмитентов практически превращает заем в кредит.
Относительно небольшой темп роста рынка облигаций – еще один отрицательный фактор. Предположим, инвестор решил 20% портфеля всегда вкладывать в бумаги определенного региона. В таком случае через некоторое время он столкнется с дефицитом предложения при ограниченном или неизменном уровне присутствия субъекта на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций.
Инвесторов субфедеральных займов сегодня беспокоят несколько проблем. Многие регионы на ближайшее время запланировали крупные заимствования. Однако непонятно, будет ли существовать интерес к этим бумагам. Ведь на протяжении шести из последних девяти месяцев рынок был «закрыт» из-за опасений инвесторов делать какие-либо капиталовложения в связи с ростом процентных ставок, валютными изменениями и т.д.
Тревожит и рост обязательств регионов. Речь идет как об облигациях субъектов, так и о бумагах компаний, в уставном капитале которых участвует регион. Инвесторы, приобретая подобные бумаги, учитывают, что такие компании далеко не всегда способны обслуживать долг самостоятельно, без существенной поддержки местных властей. Таким образом, при ухудшении финансового положения субъект может оказаться меж двух огней: одновременно отвечать по своим финансовым обязательствам и помогать местным компаниям выплачивать долги.
Кроме того, рынок внешнего долга для лучших российских регионов до сих пор закрыт, хотя многие инвесторы мечтают о снятии этого ограничения.
По итогам 8-й ежегодной конференции «Регионы и города России: организация финансирования инвестиционных программ» можно сделать вывод: новые условия заставляют участников инвестиционного процесса искать нестандартные решения старых задач. Как бы ни старались власти всех уровней отложить на потом вопросы размежевания земель, модернизации инфраструктуры и производства, поддержки малого и среднего бизнеса, защиты прав инвесторов и другие проблемы, ясно одно – их неразрешенность тормозит процесс обновления и движения вперед, что очень мешает создавать задел на будущее для развития регионов и страны в целом.
Материало подготовила: Анастасия АНДРЕЕВА
Как в современных условиях привлечь и во что инвестировать привлекаемые средства, пытались определить участники 8-й ежегодной конференции «Регионы и города России: организация финансирования инвестиционных программ». Организаторами мероприятия выступили Комитет государственных заимствований города Москвы (Москомзайм) и Мосфинагентство. Ежегодно это событие собирает до 400 представителей исполнительной и законодательной власти из регионов и городов страны, инвестиционных компаний, финансовых структур, банков, общественных организаций и средств массовой информации.
На конференции обсуждались проблемы экономического развития субъектов РФ, инвестиционная деятельность, обеспечивающая их стабильное социально-экономическое развитие, современные способы и новейшие механизмы привлечения дополнительных источников финансирования, правовые аспекты организации субфедеральных и муниципальных заимствований, роль банков и крупного бизнеса в реализации инфраструктурных проектов в регионах России, опыт ведущих зарубежных финансовых структур в сфере кредитования местных органов власти РФ и другие вопросы, связанные с организацией финансирования инвестиционных программ.
Как это по-московски
Руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Марина Оглоблина рассказала о том, как столица реализует адресную инвестиционную программу развития города. Программа финансируется из нескольких источников, в числе которых собственные средства Москвы, привлечение инвестиций для возведения необходимых объектов с последующим извлечением прибыли и заемные средства. Общий объем программы на 2008 г. составляет 731 млрд руб., из них собственных средств – 583 млрд. Однако, несмотря на масштабность программы и ее удачную реализацию, столичные власти признают, что даже адресная инвестиционная программа Москвы не в состоянии решить все задачи, стоящие перед бурно развивающимся городом. Так, одним из препятствий, по мнению М. Оглоблиной, является нехватка в столице свободных земель – при том, что строительство по-прежнему вызывает наибольший интерес инвесторов. Кроме того, сдерживающую роль играют дефицит строительных и конструкционных материалов, проблемы с подготовкой проектно-разрешительной документации и, наконец, нехватка трудовых ресурсов.
Городские чиновники отмечают определенную узость интересов инвесторов, сосредоточенных на коммерческом строительстве, и признают, что предприниматели недооценивают прибыльность финансирования социальных объектов. Однако в последнее время в отдельных сферах городского хозяйства появилась обнадеживающая тенденция. В частности, в Москве инвесторы стали активно интересоваться возведением объектов городского хозяйства: электроэнергетики, теплообеспечения, очистительных сооружений и пр. Например, из 34 строящихся в столице питающих центров, которые обеспечивают снижение электроэнергетического напряжения, 14 возводятся за счет средств инвестора – одного из крупнейших банков страны.
Цена молчания
Одним из источников денежных средств для финансирования долгосрочных инвестиционных программ регионов являются займы. Особенностям поведения региона-эмитента на рынке долга в ситуации усиления мирового финансового кризиса и резкого роста процентных ставок посвятил свое выступление председатель Москомзайма Сергей Пахомов. На примере Москвы он продемонстрировал важность сохранения для эмитента присутствия на рынке долга даже в период финансового благополучия, чтобы не пришлось платить «комиссию за возвращение на рынок» в период, когда региону потребуются заемные деньги.
С. Пахомов обратил внимание на то, что в 2006–2007 гг. высокие бюджетные доходы пришлись на период исторически низких процентных ставок: кредитоспособность Москвы росла, ставки снижались, и городу в тот период заемные средства не требовались. Сложилась ситуация, когда благодаря высоким бюджетным доходам у правительства Москвы не было необходимости в привлечении заемных средств и оно сокращало программы заимствований.
Столица как эмитент не присутствовала на рынке внутренних заимствований год и девять месяцев. За это время о Москве как об участнице облигационного рынка инвесторы успели забыть. Отсутствие нового предложения со стороны столицы на фоне довольно бурного роста рынка привели к тому, что инвесторы переориентировались на бумаги других эмитентов, в том числе региональных. Например, Московская область догоняет столицу по объему долга. В результате сегодня, когда кредитоспособность столицы очень высока, когда текущий долг города (по состоянию на конец мая) составляет 111,1 млрд руб., то есть менее 10% бюджета, когда структура московского долга оптимальна – 67,6% приходится на внутренние облигации и 25,8% на еврозаймы, выяснилось, что ситуация на долговом рынке существенно изменилась, и в 2008 г. стало трудно размещать даже фактически эталонные ценные бумаги столицы, которые всегда рассматривались эмитентами и инвесторами как ценовой ориентир.
Москомзайм понимал, что при возвращении на рынок долга придется столкнуться с трудностями, и даже предпринял упреждающие шаги. В частности, весной прошлого года Комитет заимствований воспользовался благоприятной экономической ситуацией и произвел обмен краткосрочных облигаций, погашаемых в 2007–2008 гг., на облигации с гораздо более длительным сроком обращения. Идея была поддержана банками и успешно реализована. Обмен позволил решить проблему рефинансирования долга на сумму более чем 22 млрд руб. Благодаря проведенному Комитетом обмену увеличена срочность московского долга, улучшена его структура, повышена ликвидность. Проведение этой операции серьезно помогло и в период острого финансового кризиса в прошлом году, когда удалось избежать дорогих коротких займов, а также решить некоторые проблемы 2008 г., уменьшив объем заимствований.
С. Пахомов отметил, что региону-эмитенту крайне важно сохранять свое присутствие на рынке заимствований. Как бы хорошо ни шли финансовые дела субъекта, глава Москомзайма рекомендует не сворачивать программу заимствований – ведь ситуация может сложиться так, что дополнительные средства понадобятся срочно и в самый неподходящий момент. Чиновник вспомнил, как после возвращения с рождественских каникул на работу его встретили новостью о необходимости срочно привлечь достаточно крупную сумму. Тогда и сказалось долгое отсутствие Москвы на рынке долговых обязательств: оно значительно затруднило привлечение средств.
В завершение выступления С. Пахомов охарактеризовал ситуацию с сегодняшним положением дел по исполнению программы заимствований, которая на начало года составляла 122,4 млрд руб., а в июне после корректировок бюджета была секвестирована до 78,5 млрд. Таким образом, даже после существенного сокращения программа заимствований на 2008 г. остается внушительной, и выполнить ее непросто, особенно при учете того, что многие крупные российские эмитенты переместили свою активность с внешних рынков на внутренний, чем вызвали дальнейший рост ставок и обострили конкуренцию за ресурсы на долговом рынке.
С начала года Москомзайм разместил облигаций по номинальной стоимости на сумму 27,7 млрд руб. С. Пахомов подчеркнул, что в условиях сегодняшней текущей достаточности бюджетных средств Комитет заимствований будет и далее придерживаться тактики лавирования и сдерживания процентных ставок. Вместе с тем глава Москомзайма не разделяет ожиданий агрессивных инвесторов, рассчитывающих осенью вынудить Москву повысить доходность по московским облигациям, и не исключает вероятности повторного сокращения программы заимствований во второй половине года.
Слово бизнесу
А какие пути развития инвестиционной составляющей регионов видят аналитики и предприниматели? В чем, по их мнению, заключается специфика привлечения инвестиций на данном этапе развития страны? По словам руководителя Департамента региональной политики и взаимодействия с эмитентами ОАО «РТС» Людмилы Урсковой, инвестиционная привлекательность региона складывается из совокупности условий: потенциал региона, риски и состояние инвестиционного рынка в субъекте, лояльность власти к бизнесу и т.д., – исходя из которых бизнесмены определяют, какой регион с точки зрения инвестирования для них наиболее интересен.
Особенностью современного рынка инвестирования является возросший интерес к компаниям малого и среднего бизнеса. На начало 2008 г. таких предприятий по стране насчитывалось более 186 тыс. Между тем из-за отсутствия информации об их финансовом состоянии инвесторы не могут объективно оценить уровень привлекательности, а также реальную рыночную стоимость этих экономических субъектов. Сейчас многие руководители предприятий среднего и малого бизнеса начинают понимать необходимость независимой оценки, поскольку отсутствие достоверной информации серьезно мешает привлечению дополнительного капитала.
Однако владельцы предприятий среднего и малого бизнеса пока недооценивают возможности фондового рынка. Причин тому две: с одной стороны, предприниматели не хотят раскрывать свою финансовую историю и повышать прозрачность бизнеса, а с другой – не обладают знаниями и опытом выхода на фондовый рынок. Биржи тоже не стремятся им помочь, сосредоточив свои интересы на листинговании крупных компаний. К сожалению, отсутствие объективной оценки капитализации предприятий приводит к тому, что власти субъекта часто допускают скупку акций предприятий по приблизительной и зачастую гораздо более низкой, нежели рыночная, цене.
Есть проблемы и на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций. Об этом собравшимся рассказал руководитель аналитического управления компании «Тройка Диалог» Александр Кудрин. На сегодняшний день объем рынка федеральных и субфедеральных займов составляет 236 млрд руб. Из 117 заемщиков 24 представляют муниципальные образования. По своему объему рынок федеральных и региональных облигаций достигает всего 9% рынка корпоративных заимствований, хотя еще в 2003 г. объемы названных рынков были сравнимыми. Подобное уменьшение рынка федеральных и субфедеральных займов связано с тем, что в последние годы в России складывалась исключительно благоприятная макроэкономическая ситуация, что позволяло многим регионам меньше обращать внимания на рынок заимствований. Более того, поступательное развитие экономики сделало эти бумаги весьма привлекательными для инвесторов.
К основным недостаткам рынка федеральных и субфедеральных займов относится невысокая ликвидность рынка, которая обусловлена ограниченным количеством субфедеральных выпусков и их небольшим объемом. Это фактически означает, что ряд инвесторов предпочитают покупать бумаги и класть их в портфель, тем самым изымая с рынка, что приводит к существенному снижению ликвидности указанных бумаг. А для региональных и муниципальных эмитентов практически превращает заем в кредит.
Относительно небольшой темп роста рынка облигаций – еще один отрицательный фактор. Предположим, инвестор решил 20% портфеля всегда вкладывать в бумаги определенного региона. В таком случае через некоторое время он столкнется с дефицитом предложения при ограниченном или неизменном уровне присутствия субъекта на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций.
Инвесторов субфедеральных займов сегодня беспокоят несколько проблем. Многие регионы на ближайшее время запланировали крупные заимствования. Однако непонятно, будет ли существовать интерес к этим бумагам. Ведь на протяжении шести из последних девяти месяцев рынок был «закрыт» из-за опасений инвесторов делать какие-либо капиталовложения в связи с ростом процентных ставок, валютными изменениями и т.д.
Тревожит и рост обязательств регионов. Речь идет как об облигациях субъектов, так и о бумагах компаний, в уставном капитале которых участвует регион. Инвесторы, приобретая подобные бумаги, учитывают, что такие компании далеко не всегда способны обслуживать долг самостоятельно, без существенной поддержки местных властей. Таким образом, при ухудшении финансового положения субъект может оказаться меж двух огней: одновременно отвечать по своим финансовым обязательствам и помогать местным компаниям выплачивать долги.
Кроме того, рынок внешнего долга для лучших российских регионов до сих пор закрыт, хотя многие инвесторы мечтают о снятии этого ограничения.
По итогам 8-й ежегодной конференции «Регионы и города России: организация финансирования инвестиционных программ» можно сделать вывод: новые условия заставляют участников инвестиционного процесса искать нестандартные решения старых задач. Как бы ни старались власти всех уровней отложить на потом вопросы размежевания земель, модернизации инфраструктуры и производства, поддержки малого и среднего бизнеса, защиты прав инвесторов и другие проблемы, ясно одно – их неразрешенность тормозит процесс обновления и движения вперед, что очень мешает создавать задел на будущее для развития регионов и страны в целом.
Материало подготовила: Анастасия АНДРЕЕВА