Версия для печати 1133 Материалы по теме
Последовательное продолжение начатых в стране комплексных реформ — путь построения нового Узбекистана

29 декабря 2020 года президент Узбекистана Шавкат Миромонович Мирзиёев выступил с посланием парламенту республики, в котором подвел итоги проделанной работы, а также определил приоритеты внутренней и внешней политики страны. О ключевых моментах послания Валерию Дмитриевичу ДЗГОЕВУ, руководителю объединенной редакции ИД «Бюджет», рассказал чрезвычайный и полномочный посол Республики Узбекистан в Российской Федерации Ботиржон Закирович АСАДОВ.

— Ботиржон Закирович, реформы, которые Узбекистан запустил несколько лет назад, показали свою эффективность. Эксперты отмечают как рост экономики страны, так и политику открытости, которую последовательно претворяет в жизнь Узбекистан. Каковы основные тенденции развития и приоритеты республики на 2021 год?

— Действительно, в последние годы в Узбекистане произошли фундаментальные преобразования, которые полностью изменили как саму страну, так и ее восприятие за рубежом. Запущенный президентом республики Шавкатом Миромоновичем Мирзиёевым курс реформ заложил мощный фундамент для последующего экономического рывка, создав благоприятные условия для развития страны в целом.

В 2017 году впервые в истории современного Узбекистана была разработана стратегия развития страны, которая прошла публичное обсуждение, с привлечением населения и широкого круга экспертов. Глобальные реформы, заложенные в стратегии, касаются государственно-административного управления, судебно-правовой системы, молодежной политики, внешней политики и так далее.

Прошлый год стал не только испытанием на прочность, но и поворотным в сфере социально-экономической политики. Основные ресурсы республики были направлены прежде всего на смягчение для граждан последствий коронавирусной пандемии путем обеспечения защиты наиболее уязвимых слоев населения, а также минимизацию негативного эффекта пандемии для экономики.

Президент Узбекистана в своем послании озвучил широкомасштабную программу дальнейших реформ, сделав ее центром социальную сферу, приоритетом которой остается человек, — то есть социальное развитие и благосостояние населения. Главной целью данного курса является здоровое и гармоничное развитие молодого поколения, образования и воспитания, науки и инноваций. Это подразумевает создание целостной и непрерывной системы, при которой с момента рождения до достижения зрелости молодежь будет получать всестороннюю поддержку и помощь. В качестве основных задач перечислено комплексное развитие дошкольного, школьного и высшего образования с усилением обучения точным наукам, обеспечение занятости молодежи, поддержка молодежного предпринимательства, а также внедрение новой системы особой поддержки детей из малообеспеченных семей и детей с ограниченными возможностями.

5.jpg

— В Узбекистане стали проходить глубинные реформы, направленные в том числе на налаживание системной работы в части либерализации внешнеэкономической деятельности. Как вы оцениваете результаты этой деятельности?

— После 2016 года инвестиционная политика в Узбекистане резко изменилась. За четыре года проделана огромная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата и активизации деловой среды. Приведена в порядок нормативная база, модернизированы институты развития.

Главной целью экономических реформ в Узбекистане является рост благосостояния населения. Если прежде экономические реформы осуществлялись посредством внедрения рыночных механизмов, то теперь в основе долгосрочного устойчивого роста экономики заложены глубокие структурные преобразования.

Расширяется доступ страны к международным финансовым рынкам — в конце прошлого года мы впервые разместили государственные еврооблигации республики в национальной валюте. В 2021 году доля международных облигаций, выпускаемых в национальной валюте, будет увеличена. Еще одним нововведением в текущем году станет перевод межбанковского валютного рынка на онлайн-платформу, что позволит предпринимателям покупать валюту напрямую у банка. Уникальной инициативой государства также является создание «Предпринимательского кодекса».

Если говорить о внешнем курсе Республики Узбекистан, ключевым здесь, безусловно, является совершенствование Концепции внешней политики страны. Однако главный приоритет концепции не меняется, им по-прежнему остается дальнейшее укрепление многовековой дружбы, отношений добрососедства, стратегического партнерства и взаимного доверия с государствами Центральной Азии.

Необходимо отметить, что, несмотря на пандемию, 2020 год для внешней политики страны стал исключительно прорывным. Во-первых, республика впервые председательствовала в Содружестве Независимых Государств, и в этих сложных для всех стран условиях было успешно проведено более 60 запланированных международных мероприятий, подписано около 70 важных документов. Во-вторых, делегаты Генеральной Ассамблеи ООН впервые избрали Узбекистан членом Совета ООН по правам человека на трехлетний срок — на 2021–2023 годы. В-третьих, США исключили Узбекистан из так называемого Специального контрольного списка в сфере религиозных свобод, признав тем самым значительный прогресс республики в деле обеспечения свободы вероисповедания.

Кроме того, как вы знаете, Узбекистан получил статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе. В дальнейшем нам предстоит кропотливая работа по приведению национальных норм технического регулирования в области установления, применения и исполнения обязательных требований к безопасности продукции, работ и услуг в соответствие с международными требованиями.

6.jpg

Дальнейшим направлением в области внешней политики Узбекистана остается активизация работы по вступлению во Всемирную торговую организацию, а также подготовка к председательству в Шанхайской организации сотрудничества в 2021–2022 годах.

— Как Узбекистан справляется с пандемией?

— Пандемия показала, что система здравоохранения ни одной страны, не важно, развитой или развивающейся, не оказалась стопроцентно подготовленной к таким форс-мажорам. Что касается Узбекистана, то президент, как только появились первые сигналы об угрозе коронавируса, дал поручения по принятию необходимых мер для борьбы с эпидемией. Для минимизации жертв среди населения и создания необходимых медицинских ресурсов по инициативе главы государства было осуществлено беспрецедентное финансирование отрасли здравоохранения. С первых дней пандемии было организовано около 30 тысяч лечебных коек. К борьбе с заболеванием были привлечены свыше 200 тысяч медицинских работников, а также 150 иностранных высококвалифицированных врачей и специалистов.

В целях смягчения негативных экономических последствий пандемии в республике в прошлом году было оказано практическое содействие в виде налоговых льгот, отсрочки погашения кредитов и финансовой помощи 500 тысячам субъектов предпринимательства и почти восьми миллионам граждан. В условиях пандемии в страну было возвращено более 600 тысяч соотечественников, организована помощь около 100 тысячам граждан, оказавшимся за рубежом в трудной жизненной ситуации.

Благодаря принятым мерам Узбекистан завершил год с минимальными потерями среди населения и с растущей экономикой. Сейчас мы имеем неплохие результаты — ежедневный прирост больных не превышает 50–70 человек. Это один из самых низких показателей в мире.

Продолжение системной работы по укреплению сферы здравоохранения остается в числе важнейших задач и в 2021 году. Приоритетными направлениями в этой области, как отмечалось в послании главы государства, станут организация вакцинации населения от коронавируса, повышение качества работы и улучшение материально-технической базы санитарно-эпидемиологических служб, в том числе в отдаленных местностях, а также расширение масштабов цифровизации в медицинской сфере и популяризация физической культуры и спорта.

— Узбекистан действительно стал одной из немногих стран, экономика которых показала рост по итогу истекшего года. Какие изменения намечены в экономической жизни страны в 2021 году?

— Экономический рост произошел прежде всего благодаря тому, что, несмотря на пандемию, нам удалось сохранить промышленность и рабочие места. При закрытых границах мы смогли обеспечить товарообмен, экспорт услуг. Узбекистан не свернул социальные и инвестиционные программы. Это притом что ресурсы бюджета были отвлечены на борьбу с коронавирусом и минимизацию последствий пандемии. Пусть небольшой, но все же рост экономики показал эффективность экономической политики нашей страны.

В 2020 году в Узбекистане было построено 197 крупных, тысячи малых и средних предприятий и объектов инфраструктуры. К примеру, из крупных проектов — комплекс по производству аммиака и карбамида на модернизированном заводе по выпуску азотной кислоты «Навоиазот», установки по производству сжиженного газа на Мубарекском, Газлийском и Шуртанском нефтегазодобывающих предприятиях, Ташкентский металлургический завод.

В 2021 году планируется введение в эксплуатацию 226 крупных промышленных и инфраструктурных объектов. Намечен запуск двух крупных гидрометаллургических заводов на Навоийском горно-металлургическом комбинате, завода по переработке техногенных отходов на Алмалыкском горно-металлургическом комбинате.

А глобально планы на 2021 год — это рост экономики до уровня не менее пяти процентов, дефицит бюджета — не более 5,4 процента относительно ВВП, а также принятие комплекса мер по снижению дефицита бюджета до двух процентов ВВП за два следующих года.

Хочу также обратить внимание на то, что в стране начаты колоссальные преобразования по трансформации государственных компаний. Реформирование крупных предприятий электроэнергетики, нефтегазовой и химической промышленности, машиностроения, а также коммерческих банков осуществляется с привлечением экспертов Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития и таких всемирно известных компаний, как McKinsey & Company, Boston Consulting Group, Rothschild & Co.

Как отмечено в послании президента, республике предстоит трансформация 32 крупных предприятий отраслей стратегического значения. Также страну ждет сокращение числа предприятий с госучастием — в ближайшие два года не менее чем в три раза.

Намечены и существенные преобразования для поддержки предпринимательства. В частности, это отмена акцизов по 73 товарным позициям в пищевой, нефтяной и электротехнической промышленности, увеличение участия в госзакупках частных предпринимателей, организация системы общественного и парламентского контроля над государственными закупками.

— Товарооборот с Россией в прошлом году вам также удалось не только сохранить, но даже немного увеличить. На ваш взгляд, что является главной движущей силой этого процесса?

7.jpg

— Во многом это достижение даже не текущего года, а в целом работы по этому направлению. За последние три года темпы роста товарооборота с Россией составили 60 процентов, что дает реальную надежду на удвоение товарооборота в ближайшем будущем. А именно такую амбициозную, но выполнимую задачу поставили перед нами главы наших государств — в короткие сроки довести объем двустороннего товарооборота до 10 миллиардов долларов.

Отдельно хочу сказать о действующих механизмах двустороннего сотрудничества на всех уровнях власти. Основой и движущей силой процесса, а также динамичного и успешного развития нашего сотрудничества, конечно же, являются доверительные и дружеские отношения между лидерами России и Узбекистана. Сформирован очень хороший механизм взаимодействия верхних палат наших стран. Удачным стало и сотрудничество нашей законодательной палаты и Госдумы России.

Доказал свою эффективность уникальный механизм межправительственного сотрудничества. Он имеет три ступени. Первая — это Совместная комиссия на уровне глав правительств. Вторая — Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству (МПК). В октябре прошлого года в Бухаре состоялось совещание МПК, на котором был принят ряд важнейших для дальнейшего развития торгово-экономических отношений наших стран решений.

Наконец, третья ступень — это подкомиссии по девяти направлениям: здравоохранение, культура, энергетика, сельское хозяйство и так далее. Сложившийся механизм межправительственного сотрудничества — это очень успешный инструмент, который позволяет всем остальным, в том числе и нам, дипломатам, решать практически все задачи, которые поставлены лидерами наших стран.

О результативности всей этой работы говорят цифры. Например, на сегодняшний день в Узбекистане только с участием российского капитала функционирует более 2000 хозяйствующих субъектов. Из них порядка 1200 совместных предприятий и 820 предприятий со стопроцентно российским капиталом. Причем создавались они даже в период пандемии — в 2020 году в Узбекистане появилось 240 таких новых предприятий.

Бюллетень «Узбекистан сегодня»

8.jpg

Во время встречи с чрезвычайным и полномочным послом Республики Узбекистан в Российской Федерации Б. З. Асадовым руководитель объединенной редакции ИД «Бюджет», руководитель созданного в 2020 году проектного офиса «Центр содействия сотрудничеству России и Узбекистана» ИД «Бюджет» В. Д. Дзгоев рассказал об издании бюллетеня «Узбекистан сегодня». Первая серия альманаха, посвященного тенденциям развития узбекско-российского сотрудничества, финансово-экономическим, туристическим, образовательным и культурным взаимоотношениям двух стран, готовится к выпуску. Посол всецело поддержал идею руководителя проектного офиса по изданию бюллетеня «Узбекистан сегодня».

— Но наши страны тесно взаимодействуют на уровне не только правительств, но и регионов.

— Верно. Регионы как России, так и Узбекистана уникальны, каждый из них — клондайк, где можно найти множество возможностей для взаимовыгодного сотрудничества. Интенсивное общение, сформированный пакет сотрудничества — инвестиционного, торгового, культурно-гуманитарного — позволили провести Первый форум межрегионального сотрудничества между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией, который состоялся в Ташкенте в рамках визита Президента РФ в республику в октябре 2018 года.

Форум стал инструментом, который позволил встретиться и малому, и крупному бизнесу обеих стран. По его итогам были подписаны соглашения на сумму почти 3 миллиарда долларов. Форум помог расширить сотрудничество между субъектами предпринимательства двух стран, а ведь до его появления сотрудничество активно развивалось по большей части на уровне крупного бизнеса России и Узбекистана. Сейчас идет активная подготовка ко Второму форуму регионов, который пройдет уже в России.

Мы, сотрудники посольства, активно ездим по России — за два года побывали более чем в 30 субъектах РФ, и я констатирую, что каждый российский регион имеет громадный потенциал развития и очень много точек совпадения интересов с узбекскими регионами. И это не только экономика — это сферы культуры, спорта, образования.

— В сфере образования страны как раз взаимодействуют очень активно. Каковы планы по расширению взаимодействия наших стран в этой области?

— Одним из важнейших направлений работы в 2021 году для Узбекистана является всестороннее развитие системы образования. В этой области планируется введение системы предоставления частным вузам государственного заказа на подготовку востребованных специалистов. 65 академических лицеев будет передано в ведение высших учебных заведений, а 187 техникумов — закреплено за профильными университетами и отраслевыми предприятиями.

Россия обладает уникальными университетами с громадным научным потенциалом, многолетней историей и опытом в сфере образования. И это тот потенциал, который мы можем использовать и используем в рамках развития гуманитарных отношений наших стран. Если до 2016 года в Узбекистане существовали филиалы лишь трех российских вузов, то сегодня у нас работают филиалы уже 11 высших учебных заведений. Причем хочу подчеркнуть, что к нам пришли именно ведущие российские вузы: первый зарубежный филиал МГИМО открыт в Ташкенте, филиалы МИСиС, Московского инженерно-физического института, Московского энергетического института, Российского химико-технологического университета имени Менделеева, Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма работают в Самарканде, есть филиалы и в других регионах Узбекистана.

Осенью 2020 года в Ташкенте начал работать филиал Астраханского государственного технического университета, еще одно его название — Институт рыбного хозяйства, биологии и природопользования. Узбекистан имеет большой потенциал по развитию рыбоводчества, но слабо его реализует в силу острой нехватки кадров. Надеюсь, что открывшиеся вузы помогут нам решить эту проблему. Сейчас идет работа над открытием филиалов Медицинского университета имени Пирогова и Петербургского горного университета.

Мы заинтересованы в широком охвате нашей молодежи образовательными программами, в том числе российских вузов. Узбекистан — одна из немногих стран мира, в которой около 60 процентов населения — молодежь до 30 лет.

Поделиться